Организация элективный курсов с применением дистанционных образовательных технологий

Организация элективных курсов с использованием дистанционных образовательных технологий

Т.А. Пучкова,
МКОУ «Мехонская СОШ», учитель информатики

Современная школа и современный учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получении необходимой информации и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий.
В сельских школах, образовательных учреждениях малых городов в условиях дефицита кадровых ресурсов, недостаточной обеспеченности учебными материалами и пособиями, повышение эффективности обучения на старшей ступени возможно при использовании дистанционных образовательных технологий.
В настоящее время достаточно остро стоят проблемы, главными из которых являются недостаток учебно-методических разработок как по организации и реализации различных моделей обучения старшеклассников, так и по содержательно-методической поддержке профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов. Кроме этого при наличии кадров не всегда удается сформировать группу из-за малого количества учащихся, которым необходимо изучение предмета на более углубленном уровне.
Дистанционная поддержка, основным инструментальным средством которой являются образовательные Интернет-ресурсы, облегчает решение этих проблем через:
- расширение возможностей доступа учителей школ к научным, научно-методическим, информационно-аналитическим материалам по актуальным проблемам развития науки и образования, авторским учебно-методическим материалам, которые могут быть полезны для формирования учебно-методических комплектов по базовым, профильным общеобразовательным предметам и для разработки элективных курсов;
Использование федеральных и региональных образовательных Интернет-ресурсов обучении способствует:
- эффективной реализации индивидуального подхода и личностной ориентации содержания обучения учащихся;
- расширению возможностей учителей школ в организации самостоятельной работы учащихся во внеурочное время;
- увеличению доступности использования дополнительного материала учащимися для углубленного изучения отдельных тем и разделов профильных общеобразовательных предметов;
- облегчению труда учителя через использование уже готовых и апробированных коллегами учебно-методических разработок, позиционированных на образовательных Интернет-ресурсах.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс в МКОУ «Мехонская СОШ» объясняется следующими причинами:
необходимость обучения для учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме (медицинские показания, карантин, низкие температуры и т.д).
необходимость работы с одаренными детьми на более углубленном уровне;
расширение возможности профильного и предпрофильного обучения – реализация элективных курсов;
расширение возможностей организации внеурочной и проектной деятельности;
необходимость подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА;
положительный опыт работы других учреждений по созданию новой системы обучения учащихся в дистанционном режиме.
В нашем образовательном учреждении (МКОУ «Мехонская СОШ») апробацию обучения старшеклассников с применением дистанционных образовательных технологий решили осуществить через элективные курсы. Обучающиеся 11 класса осваивают материалы элективного курса по обществознанию «Дополнительные материалы для подготовки к ЕГЭ». Курс ведет сетевой педагог Сивяков В.А. Кроме наших школьников этот курс также осваивают обучающиеся МКОУ «Бариновская СОШ». Кроме того, я как сетевой педагог веду элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по информатике» для обучающихся МКОУ «Кызылбаевская СОШ» и МКОУ «Ильинская СОШ».
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, а другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Организация элективных курсов с использованием дистанционных технологий предоставляет возможность широкого доступа учащихся к данному виду обучения.
Существенным плюсом подобной системы является то, что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательны
·х учреждений района. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия педагогов образовательных учреждений и расширяется спектр предлагаемых курсов, а также у старшеклассников появляется возможность выбора не только курса, но и преподавателя.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий выделяют две различные модели представления знаний:
асинхронная модель, которая предполагает, что преподавание и обучение происходят не только в разных местах, но и в разное время (офлайн);
синхронная модель или модель распределенной аудитории предполагает, что обучение происходит удаленно от преподавателя, но в режиме реального времени (онлайн).
Мы используем смешанную модель. Проведение дистанционных занятий осуществляется при помощи: заданий, учебных модулей, размещенных на сайте elschool45.ru «Система электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий школьников Курганской области», а также с использованием видеоконференцсвязи в системе OpenMeeting, предоставляемой Главным Управлением образования Курганской области.
Задания для участников выкладываются педагогами на сайте с указанием сроков их выполнения. Задания представляют собой тесты, задания, требующие развернутый ответ в виде эссе или прикрепленного файла. Последовательное выполнение заданий приводит к успешному освоению отдельных тем предмета или курса. На выполнение одного задания отводится время в зависимости от уровня подготовленности и углубленности участника в проблему.
Учебные модули - это теоретический материал, который также размещен на сайте elschcool45.ru. Задача модуля – предоставить участникам разнообразную информацию по теме конкретного урока. Модуль может включать таблицы, иллюстрации, фрагменты первоисточников, практические разработки, образцы и технологии, список литературы, ссылки на сайты в Интернете и т.п
Телекоммуникации - это дискуссии участников ДО между собой, диалоги и консультации с ведущим курса, коллективные обсуждения поставленных вопросов, защита участниками своих точек зрения, другие формы взаимодействия участников проекта. Телекоммуникации организуются сетевым педагогом с помощью видеоконференцсвязи в реальном времени, обсуждения в вебфоруме.
Совершенно естественно, что в процессе внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс обозначились некоторые проблемы.
Одна из основных проблем – это низкое качество Интернет-услуг. Низкая скорость Интернета делает проблематичной проведение видеоконференцсвязи, онлайн-консультаций. Часто прерывающийся звук мешает усвоению материала. Обучающиеся не без проблем проходят тестирование, так как отсутствует устойчивое интернет-соединение.
Кроме того, обозначились и другие проблемы:
отсутствие достаточных знаний у заинтересованных обучающихся
психологическая неподготовленность как детей, так и их родителей
недостаточность навыков самоорганизации и самоконтроля
нарушение гигиенических норм работы за компьютером по времени

Решением этих проблем заняты, как сетевые педагоги и тьюторы, так и классные руководители, администрация школы.
Хочется сказать, что с какими бы трудностями и вопросами мы не обращались бы к сотрудниками Института развития образования, всегда получали оперативную и качественную помощь.
На данном этапе, наверное, еще рано подводить какие-либо итоги, мы находимся только в начале пути. Но уже сейчас очевидно, что внедрение дистанционных образовательных технологий позволит обеспечить учащихся более качественным образованием, увеличит число образовательных услуг, предоставляемых ОУ, повысит мотивацию обучения, создаст условия для развития познавательных способностей, творческого потенциала обучающихся. Обеспечит возможность изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне.
Таким образом, сегодня важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего. Несомненно, образование с применением дистанционных образовательных технологий займёт достойное место там, где оно действительно нужно и эффективно.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15