Конспект урока окружающего мира Развитие техники в России. Первые железные дороги. 3 класс


План-конспект урока
УМК: « Начальная школа 21 века »
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Астрахани
Предмет: окружающий мир, 3 класс, Н.Ф.Виноградова
Раздел программы.Как трудились наши предки.
Тема урока. Развитие техники в России. Первые железные дороги.
Вид урока: сообщение новых знаний
Дидактическая цель: создать условия для формирования представлений учащихся о возникновении железных дорог, паровозов в России.
Задачи урока:
-обеспечить понимание технического прогресса в России, возникновения первого железнодорожного транспорта;
- обеспечить возможность формулировать собственное мнение и позицию;
- прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;
- содействовать поиску необходимой информации ;- помочь строить речевые высказывания в устной речи;
- способствовать развитию мышления, внимания, памяти, воображения;
- способствовать расширению исторических познаний о своей стране;
-способствовать проявлению чувства гордости за свою Родину.
Материально-техническое обеспечение урока:
-Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2. Ч.2 . –М.: Вентана-Граф, 2009;
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. –М.: Вентана-Граф, 2011;
- карточки с индивидуальными заданиями;
- карточка с вопросами для работы в группе;
- мультимедиапроектор;
- экран;
- презентация PowerPoint;
Этапы Дея-сть учителя и учащихся УУД
Организационный момент.
Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Вероник Рустамовна. Присаживайтесь. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему и пожелайте новых открытий на нашем уроке.
Отдых наш кончается,Работа начинается.Усердно будем мы трудиться,Чтобы чему-то научиться. Регулятивные:
волевая саморегуляцияЛичностные:
смыслообразованиеКоммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке и дома вы изучили материал о первых мануфактурах, заводах и фабриках России. Давайте вспомним, что вы изучили.
Беседа-повторение по вопросам:
- Что такое мануфактура?( Небольшое предприятие, где использовался ручной труд.)
- Что такое фабрика?
-Что такое завод?
- Что производят на фабрике? (Необходимые в быту, в хозяйстве вещи)
- Что производят на заводе? (Станки, машины)
--Во времена какого правителя особое внимание уделялось заводам и фабрикам? (Петр1) Познавательные:
общеучебные умения структурировать знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Логические:
анализ, сравнение, синтез
Регулятивные:
контроль и оценка прогнозирования
III. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности. Благодаря развитию заводов, фабрик, а так же творчеству, изобретательности нашего народа стали появляться первые жизненноважные изобретения. Сегодня вы узнаете об одном из важных технических изобретений человечества.
Отгадайте кроссворд ( Слайд №2)
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой. (поезд)
Полотно, а не дорожка,Конь не конь - сороконожкаПо дороге той ползет,Весь обоз один везет.(тепловоз)
С вокзала в живот свой собрала народ,
По рельсам на дачи их быстро везёт. ( электричка)
Я в любое время годаИ в любую непогодуОчень быстро в час любойПровезу вас под землей.(метро)
Я зашел в зеленый дом, Но недолго пробыл в нем. Оказался этот дом Быстро в городе другом! (вагон)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. ( трамвай)
Что объединяет все эти слова? ( железная дорога)транспорт, общее – рельсы, ж/д
(Если дети затрудняются ответить можно включить звук стука поездов)
О каком изобретении будет идти речь на уроке?
Назовите тему урока.
Первые железные дороги в России
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
На какие бы вопросы вы хотели найти ответы на уроке?
Мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:
Где была построена первая ж/д?
Какой день историки считают днём рождения в России железнодорожного транспорта?
Какое значение имело появление железных дорог в России ?-Какую цель вы поставите перед собой?
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Общеучебные:
моделирование, выбор наиболее эффективных способ решения задач
Введение новых знаний
Ребята, откройте учебник встр.128.Прочитайте про себя до слов А к середине….
Итак, давайте обсудим:
-В каком году была построена первая железная дорога?(в 1837 году)Какой это век?(19) Сколько лет тому назад это произошло?(179)
-Какова была длина железной дороги?(27км)
-Какие два пункта она связала?( Санкт-Петербурга и Царское село)
- Кто мог ездить по этой железной дороге?(члены царской семьи и приближенные к ней)
-Молодцы!
-А теперь посмотрите на следующую страницу.Здесь изображено прибытие поезда на станцию Царское село. В 1837 году состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги. Как писала петербургская газета «Северная пчела», на торжество было приглашено «самое блистательное общество» - главнейшие сановники, дипломаты, известные учёные, литераторы.
Поезд прошёл расстояние от Петербурга до Царского Села за 35 минут.
Только за первый год своего существования Царскосельская перевезла около 70 тысяч пассажиров! Стоить заметить, что железнодорожные билеты сначала были металлическими. При выходе из вагона их сдавали кондуктору.
-Похожи они на нынешние билеты?(нет, наши билеты бумажные)
Даже после того, как успешно заработала Царскосельская дорога, сомнения всё ещё оставалась: нужны ли дороги в России? А если нужны, то какую дорогу стоит построить в первую очередь? Представьте, что вы царь, какое бы решение вы приняли??
Большинство сходились во мнении, что, конечно, между двумя столицами.
А между какими столицами мы узнаем из учебника.Прочитайте продолжение.
Итак:
-Какие города связала железная дорога?(Санкт-Петербург и Москва)
-Почему именно эти города?
-В каком веке это событие произошло?(в 19 веке)
-Какое еще важное событие было в это же время?(построили первый паровоз)
-Кто теперь еще мог ездить по железным дорогам?(простые люди)
Работы начались одновременно с двух концов, прокладывались сразу две параллельные линии. На пути было множество препятствий: болот, рек, возвышенностей, обширных лесов. Руководили стройкой исключительно русские инженеры. После восьми лет упорного труда железная дорога Петербург – Москва с протяжностью более 50 000 км вступила в строй. Поезд преодолел это расстояние за 22 часа.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения
Физминутка.
А сейчас мы с вами не много отдохнем.
Едем, едем, долго едем,Очень длинен этот путь.Скоро до Москвы доедем,Там мы сможем отдохнуть.Вот поезд наш едет,Колеса стучат,А в поезде нашемРебята сидят.Чу-чу-чу-чу-чу!Бежит паровоз.Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах.) Продолжение новой темы.Работа в микро группах.
Теперь мы с вами поработаем в группах
1)Работа с учебником
Историки считают днем рождения в России железнодорожного транспорта ни день появления Царскосельской дороги, ни день появления дороги Петербург – Москва. Какой? Об этом вы узнаете, поработав с книгой на с. 129 – 130 в рубрике «В один из …» и на листочках, где дана дополнительная информация. Эту работу вы выполняете в группах.(3 группы Художники, Механики, Историки)
Каждая группа получает карточку с вопросом и готовит ответ на него.
1.Как выглядел первый паровоз?
2.Как управляли паровозом?
3.Чем прославили свои имена Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы?
Ответы учащихся сопровождаются слайдами №5, №6.
- Какой день историки считают днем рождения в России железнодорожного транспорта?(август 1834 года)С тех пор в 1 воскресенье августа начали отмечать праздник День железнодорожника.
-Совершенно верно.
2) Работа в тетради на с.
Давайте посмотри на номер 26.
Прочтите задание.(Со ставьте план рассказа «Первые железные дороги России».
Прочтя параграф, как мы можем обозвать первый пункт?
1)Появление первых железных дорог в России.
2)Где находится самая первая железная дорога в России;
3)Развитие железных дорог
4)Создание первой паровой машины.
Молодцы!
А теперь давайте решим исторические задачи.
Прочтите первое задание.
Какой это год? Если к 1840 прибавить 10 лет? (1850). Хорошо. Давайте запишем это в таблице.
А теперь давайте прочтем второе задание.
Кто выйдет и посчитает общую протяженность железных дорог в России в 1880г.? (Ребенок выходит к доске и считает столбиком)
А остальные решите это в тетради, а потом сравним, правильно ли у вас получилось.(23 857км) Регулятивные:
контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным этапом
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить высказывание
VI. Итог урока:
Итак, ребята, давайте подведём с вами итог урока. Над какой темой мы сегодня работали? (первые железные дороги)
Что было целью нашего урока? (узнать о первых железных дорогах)
Достигли мы цели нашего урока? (ответы детей)
-Вы нашли ответы на вопросы, которые вас большего всего заинтересовали в начале урока?
В каком году построили первую железную дорогу ?(1837 году)
Какие пункты она связала?
Кто создал первый паровоз?(Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы)Познавательные:
умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности
Регулятивные:
Волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
VII.Рефлексия Продолжите фразу:
Я узнал….
У меня получилось ….
Могу поделиться ….
Мне запомнилось …
Хочу узнать больше …. Коммуникативные:
умение выражать свои мысли,
оценивание качества своей и общей учебной деятельности