Технологическая карта урока окружающего мира на тему Железные дороги в России (3 класс)

Учитель Малютина Галина Анатольевна
Урок окружающего мира в 3 классе УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Железные дороги в России»
Тип урока: введение новых знаний.
Цель: расширить знания учащихся о возникновении железных дорог, появлении железнодорожного транспорта, его разнообразии, о правилах поведения на железнодорожном переезде.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания о железной дороге и железнодорожном транспорте; дать новые сведения по этой теме;
Познакомить с конструкторами первого паровоза.
Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать.
Развивающие:
Развивать мышление младших школьников, речь обучающихся, умение анализировать, обобщать.
Воспитывающие:
Воспитывать гуманную творческую личность.
Продолжить воспитание ответственного отношения к правилам поведения на дороге, в частности на железнодорожном переезде, к своему здоровью.


Этапы работы
Содержание этапа
УУД

1
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
Создать положительный настрой;
Помочь принять рабочую позу;
Методы:
Словесные, объяснительно-иллюстративные, игровая ситуация, похвала.
Организация рабочего места.
- Начинаем урок. Проверьте порядок на рабочем месте.


Настрой на успешную работу.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!







Личностные:
самоопределение;

Коммуникативные:
сотрудничество;

Регулятивные:
саморегуляция;





2

1)

























2)






















3)

Изучение нового материала
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Повторить знания о развитии промышленности, о мануфактурах, фабриках, заводах.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
Организовать работу по повторению ранее изученного материала.
Задачи:
Учить выделять главное;
Формировать умение полно и точно отвечать;
Методы:
Словесные, объяснительно-иллюстративные, игровая ситуация, похвала..



Постановка учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Сформулировать тему и цель урока, обсудить план учебной деятельности для достижения учебной задачи урока, обсудить затруднение.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
Создать ситуация для постановки темы и цели урока учащимися.
Методы:
Словесные, объяснительно-иллюстративные, игровая ситуация, фронтальная беседа, опора на жизненный опыт, проблемная ситуация, похвала.






Открытие новых знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Познакомиться с понятиями –чугунка, паровоз, берлин, дилижанс, шарабан. Познакомить с изобретателями первого паровоза – Черепановыми.
Задачи:
Определить, когда появилась первая железная дорога и какие города она соединила .

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
Организовать знакомство с новым материалом.

Методы:
Словесные, объяснительно-иллюстративные, наблюдение, исследование, работа с контурной картой, ИКТ, похвала.



ФИЗМИНУТКА








Практическая работа.







(слайд)
Вопросы:
С чего начиналось развитие промышленности в России?
Как развивалась промышленность во времена Петра1?
Что такое мануфактура, фабрика, завод. Начало работ заводов и фабрик.











(слайд) - Посмотрите, куда мы попали?
На изображении железная дорога и поезд.


- Какие виды железнодорожного транспорта вы знаете?
- Разгадаем кроссворд. (слайд)
(На доске слова, которые нужно вставить в кроссворд.)
- А как появилась первая железная дорога и первый паровоз? Вы что-то знаете об этом? Поделитесь.
- Ещё хотите узнать?
- Назовите тему урока. (Выделена в кроссворде.)

- Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием? ( Что бы хотели узнать о железной дороге?)

1. Какие города соединила первая железная дорога в России?
2. День рождения железнодорожного транспорта?
3. Какое значение имело появление железных дорог?
(Вопросы на слайде.)

- Какую цель поставим перед собой на этот урок? (Ответить на эти вопросы)

- Начинаем нашу работу. (слайд)
- Ребята, посмотрите на экран. Это макет первого паровоза «Проворный».Он стоит на запасном пути в Санкт-Петербурге.Более 170 лет назад именно такой состав отправился из Санкт-Петербурга в Царское село, поэтому первая в России железная дорога называлась Царскосельской.
«У этого состава колеса со спицами. Для смазки использовалось натуральное свиное сало». Поезд мог разогнаться до 60 километров в час. Он доставил пассажиров к месту назначения менее чем за 40 минут. О первой железной дороге многие газеты написали как об увеселительном аттракционе. Сейчас вагоны делятся на СВ, плацкарт и общий, а тогда деревянные вагоны были четырех классов. Первый класс представлял собой крытую карету (тогда так называли вагоны) с мягкими сидениями, не было ни отопления, ни освещения. Поэтому в холодную погоду пассажирам первого класса приходилось греться необычным способом: на станциях разогревали кирпичи и укладывали их под ноги.
(Слайд «Поезд Царскосельской ж/д».)

Сообщение ученика из рубрики



- Первая железная дорога в России была построена в 1837 году (4 слайда).
- А теперь о первом паровозе и его создателях.
(4 слайда)

- Но официальным днем рождения железнодорожного транспорта считается 1 ноября 1851 года, когда была построена железная дорога из Петербурга в Москву и по ней отправились первые пассажиры.(4 слайда)






Пришло время отдохнуть!
Играем в «Паровоз». Каждый из вас будет вагончиком, а я – паровозом. Цепляемся и едем в путешествие.
(Песня «Мы едем, едем, едем»)

Утомил всех долгий путь,
И мы сели отдохнуть.


- Ребята, зачем понадобилось строить железную дорогу и паровозы?
- Обратите внимание на слайд.
Выполним практическую работу в рабочих тетрадях на контурной карте (с.23).

Давайте поиграем. Подберем глаголы, соответствующие вопросу и картинке. (слайд)

Работа по учебнику.
Давайте проверим себя.
- Откройте учебники на странице 128.
Прочитаем информацию.
- Что ещё узнали из текста?

Правила поведения на железной дороге. (Презентация).

Личностные:
самоопределение;

Коммуникативные:
сотрудничество;

Регулятивные:
Саморегуляция;




















Личностные:
Самоопределение, формировать умение высказывать свои мысли;

Коммуникативные:
Формировать умение полно и точно выражать свои мысли,

Регулятивные:
Планирование.



















Личностные:
Формировать мотивация к учению;

Коммуникативные:
Сотрудничество, формировать умение слушать и понимать других;

Регулятивные:
Формировать осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить,
саморегуляция;

3
Закрепление изученного материала.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Назвать понятия, относящиеся к теме .

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
Создать условия для закрепления по теме .

Методы:
Игровая ситуация, похвала.
- Что у меня в руках? (Эстафетная палочка) Когда она нужна?
- Давайте поиграем. Игра называется «Эстафета».

- Ваша задача передавать эстафетную палочку и называть слово, относящееся к теме нашего урока.
Личностные:
самоопределение;

Коммуникативные:
сотрудничество;

Регулятивные:
Саморегуляция;

4
Домашнее задание.

Цель:
Закрепить знания о первых железных дорогах в России.
- Домашнее задание по выбору.(слайд)
- с.128 – 130, пересказ.
1)подготовить вопросы по содержанию статьи;
2)найти информацию о том, могут ли поезда летать.
- Вопросы есть?

Личностные:
самоопределение;

Коммуникативные:
сотрудничество;

Регулятивные:
Саморегуляция;

5
Рефлексия.
Цель:
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и класса.
- Давайте вернемся к плану урока. Какие вопросы ставили перед собой?
- Удалось ли на них ответить? Докажите.
Оцените свою работу на уроке. (слайд)
- Кто хочет высказаться?
- Урок окончен. (слайд).
Личностные:
самоопределение;

Коммуникативные:
сотрудничество;

Регулятивные:
Саморегуляция;


15