Презентация Аналитического отчёта по Сохранение и укрепление здоровья дошкольников


воспитатель: Бердникова Людмила Георгиевна Аналитический отчет Сохранение и укрепление здоровья воспитанников Актуальность: Современная социально-экономическая убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетлив наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны, это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоническую личность. Это возможно лишь при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни.Оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ, можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Актуальность проблемы оздоровления дошкольников заключается в нахождении оптимальных и наиболее эффективных средств в процессе организации оздоровительно - профилактической работы с детьми в условиях ДОУ.Наиболее существенными для выявленной проблемы являются противоречия между: необходимостью формирования познавательно - валеологической культуры дошкольника, как фактора сохранения здоровья ребёнка и отсутствием разработанной целостной системы работы по валеологическому и физическому воспитанию, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях. Отсюда следует, что необходимо разработать систему педагогической работы, интеграции оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Объект – профессиональная деятельность воспитателя за межаттестационный период, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Предмет – условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в активной практической, самостоятельной, интеллектуальной, творческой деятельности. Гипотеза:если будет разработана и внедрена система педагогической работы, интеграции оздоровительной деятельности в образовательную, то это будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Цель: Проанализировать деятельность воспитателя за межаттестационный период, направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Задачи: вычленение ведущих задач, решаемых воспитателем в прошедший межаттестационный период;анализ полученных результатов образования;установление причинно-следственных связей между результатами образования и условиями их получения;выявление противоречий, вновь возникших в межаттестационный период, и проектирование путей решения этих противоречий в следующий межаттестационный период;самооценка эффективности собственной деятельности. Работа осуществлялась по трем направлениям: 3. Работа с социумом 1. Работа с воспитанниками 2. Работа с родителями воспитанников Работа с воспитанниками осуществлялась в несколько этапов.1 этап. Диагностическое обследование на начало года. Цель: определение уровня валеологических знаний и развития физических качеств воспитанников 5-6 лет.2 этап. Составление и реализация оздоровительно-познавательной программы «Будем здоровы!», направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников 5-7 лет3 этап. Диагностическое обследование на конец года. Цель: определить характер динамики, оценить результативность работы, а также определить дальнейшее содержание деятельности воспитателя 1 этап: Диагностический Диагностическое определения уровня валеологических знаний проводилось по критериям образовательной программы «Детство», В.И. Логиновой, О. Н. Сомкова и Л.И. Ефименковой (Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: «Издательство «Детство -Пресс», 2010). Для определения уровня валеологических знаний мне необходимо было: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни. Цель: определение уровня валеологических знаний и развития физических качеств воспитанников 5-6 лет. Для определения уровня валеологических знаний мне необходимо было: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни. изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям (разделам): «Здоровый человек», «Знания о здоровом организме», «Ребёнок в безопасном мире», «Я и другие люди». 2 этап. Составление и реализация оздоровительно-познавательной программы «Будем здоровы», направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников 5-7 летЦель программы: создание условий для физического развития, сохранения, укрепления здоровья каждого ребенка, его сознательного отношения к собственному здоровью через знакомство с доступными способами его укрепления. Задачи: 1. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к соблюдению правил личной гигиены, режима дня.2. Развивать нравственно - волевые качества личности ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями.3. Формировать доступные первоначальные представления и знания об организме человека, о влиянии физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление и развитие собственного здоровья.4. Создать условия для осознания ребенком своих физических возможностей на основе развития представления о своем теле.5. Сформировать базовые представления о здоровом образе жизни и традиционных видах физической активности, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.6. Обеспечить развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, выносливость, настойчивость через участие в физкультурных занятиях, спортивных играх, праздниках.  3 этап. Диагностическое обследование на конец года.Цель: определить характер динамики, оценить результативность работы, а также определить дальнейшее содержание деятельности воспитателя По результатам диагностического обследования на конец учебного года у детей 4-5 лет преобладал низкий уровень валеологическихзнаний. У детей проявлялся в основном ситуативныйинтерес к здоровьесберегающей деятельности, кправилам здорового образа жизни. Дети с низкимуровнем знаний не стремились к выполнению правилбезопасного поведения, не проявляли активности всамообслуживании, стремлении оказать помощьвзрослому при организации режимных моментов. Анализ уровня валеологических знаний воспитанников за 2014-2016 годы показал, что уровень валеологических знаний дошкольников повысился на 37%. - Дети имеют представление о своём здоровье, знают, как укреплять и сохранять его. - Умеют практически решать задачи безопасного поведения в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. – Повысилась валеологическая компетентность ребенка: готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. - Дошкольники имеют знания об оказании элементарной медицинской помощи.- Произошло обогащение знаний по ОБЖ: о правилах дорожного движения, о поведении во время пожара и других ситуациях- Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату деятельности, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, умеют адекватно оценить свои умения.- Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставить задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Сегодня основной целью дошкольного физического воспитания является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести и других.Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических­ качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности.Развитие физических качеств в дошкольном возрасте яв­ляется залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека. Анализ мониторинга физического развития воспитанников показал положительную динамику развития физических качеств за 3 года.Дошкольников с низким уровнем физического развития стало на 25% меньше, что составило в конце учебного 2013-2016 года - 5%.Дошкольников, имеющих средний уровень физического развития, стало на 7% меньше, что составило в конце учебного 2013-2016 года - 43%.Высокий уровень физического развития дошкольников вырос на 34% , что составило в конце учебного 2013-2016 года 52%.Дошкольники в двигательной деятельности успешно проявляют быстроту, ловкость, силу, гибкость, проявляют элементы творчества, стремятся к лучшему результату, осознают зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Нельзя не отметить, что система работы пореализации оздоровительной программы повлияла на снижение уровня заболеваемости воспитанников группы.Проводя анализ заболеваемости в конце 2015-2016 учебного года были зафиксированыследующие результаты: заболеваемостьсоставила 20%. Что позволяет сделать вывод:уровень заболеваемости воспитанников за тригода снизился на 32%. 2. Работа с родителями воспитанников Цель: взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания здорового ребенкаЗадачи: 1. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей. 2. Формирование у родителей потребности в знаниях о здоровом образе жизни и желания передавать их детям собственным примером. Для организации взаимодействия с родителями воспитанников использовались :коллективные формы взаимодействия: групповые родительские собрания, тематические беседы, круглые столы, устный журнал;индивидуальные формы работы: беседы и консультации, которые проводятся по запросам родителей;формы наглядного информационного обеспечения: информационные листы, буклеты, мини-библиотеки по вопросам профилактики и оздоровления ребенка В результате тесного творческого взаимодействия с родителями и детьми в группе установились доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Для отслеживания результативности работы с родителями использовалось анкетирование на разные тематики: «Какое место занимает физическая культура в вашей семье», «Я и мой ребенок на улицах города», «Удовлетворенность родителями оздоровительной работой в ДОУ» и другие. Уровень информационной культуры родителей по вопросам воспитания привычки к здоровому образу жизни вырос на 39%. Большая часть родителей осведомлены о том, как укреплять здоровье ребенка, знают, как это сделать и хотели бы дальше получать помощь ДОУ относительно укрепления здоровья своего ребенка. 3. Работа с социумом В качестве основных приоритетов в дошкольном образовании сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога сребенком, понятие и поддержка его индивидуальности, развитиетворческих способностей, забота о его эмоциональномблагополучии. Существует связь между социальным иэмоциональным развитием ребенка. Формирование социальныхнавыков способствует развитию умения ребенка общаться,устанавливать дружеские отношения с другими детьми,разрешать конфликтные ситуации. Поэтому, развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни. В результате у дошкольников обогатилисьпредставления о людях, их взаимоотношениях.Дети освоили культуру общения с взрослыми исверстниками. Развилось уменияэлементарного самоконтроля, повысилсяуровень умения строить взаимоотношения сосверстниками и близкими взрослыми. Таким образом, полученные результаты деятельности воспитателя за межаттестационный период по всем трем направлениям с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, позволяют говорить о том, что поставленные цели были достигнуты. У дошкольников 6-7 лет сформировалось осознанное отношение к здоровому образу жизни: обогатилось представление о здоровье, об организме и его потребностях, о способах закаливания и безопасном поведении. Обогатился двигательный опыт воспитанников. Дети стремятся к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося у них двигательного опыта, проявляют элементы творчества в двигательной деятельности.Увеличилось количество родителей, у которых повысился уровень информационной культуры по вопросам сохранения здоровья детей. Повысился уровень у детей овладения элементарными общепринятыми нормами, что говорит об успешной дальнейшей адаптации в школе. Спасибо за внимание!