Методический материал Современные воспитательные технологии

Современные воспитательные технологии

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
            Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения  в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или  правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат  отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о те6хнологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.
             Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:
              Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
            Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент  наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
             Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
               Рассмотрим пример самой распространенной по применению  воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
            Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
Содержательная (предметная) деятельность
Завершение
Проекция на будущее
 
Рассмотрим отдельные педагогические технологии.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к ребёнку
 Единство обучения и воспитания
            Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
 постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
 гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
ценностей;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
 возрождение национальных культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели;
Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:
 способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке 
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
 развитие и становление познавательных сил ребенка;
 идеал воспитания – самовоспитание;
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
 
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
идея включения детей в улучшение окружающего мира;
идея соучастия детей в воспитательном процессе;
коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
комплексный подход к воспитанию;
личностный подход, одобрение социального роста детей;
 
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:
в воспитании нет главного и второстепенного;
воспитание – это прежде всего человековедение;
эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.
Воспитательные технологии.

1.Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.
Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.
Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,
общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.
В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание. Планирование, реализация цели, анализ результатов.
Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было.
«Всё творчески, иначе зачем?»
Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»
Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.
КТД имеет следующие этапы (стадии).
-Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.
-Коллективное планирование (сбор – старт).Задача педагога и Совета дела – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.
-Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.
-Непосредственное проведение КТД.
-Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.

2.Технология совместного творческого воспитания.
Методика КТД впервые была разработана С.Т. Шацким, в 1950-е годы, она была детализирована до уровня технологии.
Технология совместного творческого воспитания – технология социализирующего воспитания, её основная цель – развитие общественного сознания личности. Она применяется в работе с группой от5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела.

3._Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов,
П.Г.Щедровицкий).Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
В качестве основной формы технологиииндивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (Н.П. Капустин).
Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:
-осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;
-наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;
-внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу;
-определение причины «Я – позиции» в обозначенной ситуации;
-внутреннее сравнение « Я – позиции» и общественно значимой нормы;
-рефлексия всего события;
-свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;
-обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» социальными нормами;
-мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу.

4.Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман).
Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.

5.Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.
Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.
Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.
Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

6. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)
Целевые ориентации (подсистема целей)
-Формирование личности – главная цель школы.
-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Превращение школы в большую воспитательную систему.
-Формирование целостной научно обоснованной картины.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества.
7.Технология в современной массовой школе.

По определению Л.И.Новиковой, современная школьная воспитательная система (технология) – это единство взаимосвязанных элементов: а) целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся; б) субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей; в)деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив); г) среды системы, освоенной названным субъектом и д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.
Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий.
Можно выделить четыре уровня образовательно – воспитательных целей современной школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально – воспитательные цели; 3)цели развития данной школы; 4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.
Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются
в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения.
Каждый тип образовательного учреждения имеют свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов.
В каждой школе составляются авторские программы. Программы исходят из принятых коллективом моделей личности выпускников.

8.Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову)


Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Важные компоненты воспитательной системы класса:
-Индивидуально – групповой.
-Ценностно – ориентационный.
-Пространственно – временной.
-Функционально – деятельностный.
-Диагностико – аналитический.
Индивидуально – групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединённых совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса.
Ценностно – ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы класса.
Функционально – деятельностный компонент:
-основные функции воспитательной системы;
-педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
-Пространственно – временной компонент:
-место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
-этапы становления и развития воспитательной системы.
Диагностико – аналитический компонент:
-критерии эффективности воспитательной системы;
-методы и приёмы изучения её результативности;
-формы и способы анализа, оценка полученных результатов.

9.Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.
1-Индивидуализация воспитания – это: 1)направление в развитии воспитательных технологий, которое предполагает углублённую диагностику личности ребёнка, проектирование на этой основе - индивидуальной программы его развития, рефлексию результатов; 2)предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств; 3) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;4) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации
(индивидуализации) личности.
Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.

Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой)
Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.
Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.

Технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко).

Технология свободного воспитания (М.Монтессори, Р.Штейнер), стимулирующие и развивающие познавательную субъективную активность, предоставляют детям полну свободу выбора занятий.

Технология самоопределения личности (А.Н.Тубельский) развивает активность выбора, за счёт высокого уровня преподавания предметов, введения новых спецкурсов, индивидуальных планов учащихся.

Технология самоуправления (И.П.Иванов).

Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д.Карнеги) развивает организаторскую и лидерскую активность.

Заголовок 215