Выступление на педсовете:Использование ИКТ в работе классного руководителя

МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №40»
муниципального образования
городской округ Симферополь
Республики Крым





Использование ИКТ
в работе классного руководителя














Автор: Первых И.В.,
учитель биологии
высшей категории








г.Симферополь
2015
-1-
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией; - быть коммуникабельным, контактным; - гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования.
Педагогическая технология - это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Я начала с применения самых простых технологий: здоровьесберегающей и оздоровительной технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности).
Также использовала игровые технологии при проведении классных часов и при проведении семейных праздников (Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями)
В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Учитель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.






-2-
Хорошей технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учится ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при изучении таких тем, как: "Вредные привычки», «Компьютер: за и против»

Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Согласно классификации педагогических технологий, информационные относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование компетенций, позволяющих качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.

Слайд №3
Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»

Слайд №4
С целью  повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность








-3-
Слайд №5
Функции ИКТ в воспитательном процессе
Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей учащихся и их развитие, а также развитие классного коллектива. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.
Контрольная функция – работа с документацией, выполнением плана воспитательной работы, ведение дневников учащихся. Хранение диагностического материала, отражающего результативность работы.
Методическая функция - поиск и сбор информации
( сценарии, вопросы педагогики и психологии), создание грамот, дипломов и т.д.), подготовка классных часов, создание информационных данных для родителей (памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);

Ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме
Слайд №6
Критерии эффективности использования ИКТ в воспитательной работе.
экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов); компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным печатным материалом); наглядность(обозримость) возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через анкеты.. возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной компьютерной газеты и создание электронного музея "История класса".


Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов.





-4-
И не ограничивается только демонстрацией презентаций.
Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных классным руководителем целей.
К тому же, учащиеся сами включаются в поиск информации.
В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.

Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию учителя. Если ранее при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы. Сегодня мы способны свободно, уместно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ.

Слайд №8
ИКТ в воспитательном процессе:
Поиск информации (интернет-ресурсы, справочники);
Обработка информации (анализ успеваемости);
Наглядное представление информации (сайты, презентации, материалы для стендов с использованием цифровых фотоаппаратов, игровые программы);
Хранение информации (фотоальбомы в электронном виде, сборники творческих работ учащихся, видеоархив)
Обмен информацией (гостевая книга, электронная почта, сайты, телемосты, форумы)

Слайд №9
Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя

Слайд№10
План воспитательной работы
- Социальный паспорт класса;
Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;
База данных учащихся и их родителей
Слайд№11
Мониторинг
Успеваемость по семестрам и за год
Участие в общественно-полезной деятельности
Слайд№12
Предметный рейтинг




-5-
Слайд №13
Коммуникации
Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. Для коллективного (и личного, в том числе) общения мы используем социальные сети:
Общение возможно через Гостевую книгу школьного сайта.
Для личного общения можно использовать электронную почту.

Слайд №14
Использование ИКТ на классных часах  способствует:
развитию интереса ребенка к классному часу;
развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;
эффективному управлению внимания учащихся;
активизации познавательной деятельности;
формированию навыков исследовательской работы;
повышению информационной культуры;
Ученики приобретают опыт публичных выступлений, повышается самооценка, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры

Слайд №16:
Творческая работа с учениками:
Создание сайта класса
Оформление классного уголка

№17-№19
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.
Я вижу целый ряд преимуществ презентаций Power Point в:
сочетании разнообразной текстовой аудио - и видеонаглядности;
возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации;       
возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса учащихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового материала;
 развитии креативных способностей;







-6-
Слайд №21
Ученическое самоуправление:
Перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа по самоуправлению включает: подготовку мероприятий, анкет, обработку  информации, своевременное информирование о деятельности и результатах работы.
Это неполный перечень дел с привлечением ИКТ.

Слайд№22
Работа с родителями:
взаимодействие с семьей обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями, на сайте школы запланирован раздел « Для вас - родители»

Слайд №23
Преимущества использования ИКТ

Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документации классного руководителя, а значит остается больше времени для работы с учениками.
При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования при проведении классного часа, родительского собрания.
ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися

Слайд №25
Результативность:
Результатом работы можно считать разработку, внедрение ИКТ в работу классного руководителя.
ИКТ помогают выполнить цели воспитательной работы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Средство обеспечения наглядности
Презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, школьные газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в массовых мероприятиях.
Средство хранения информации
Компьютер как– база данных,
фото- и видеоархивы, электронные музеи.
Средство коммуникации:
сайт, почта, общение посредством Скайпа, форумов и т.п.


-7-
Слайд№26
Вывод:
Таким образом, использование ИКТ в управлении воспитательным процессом, в воспитательной работе в целом позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него учащихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, творческий подход к новым воспитательным технологиям и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру.

Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Итак, я считаю, что использование различных технологий в воспитательной работе дает результаты:
учащиеся класса воспринимают классный час как обязательный час общения;
процент посещаемости родительских собраний и классных часов возрастает;
собрана копилка классных часов по технологиям, педагогические мастерские, личностно-ориентированные классные часы, групповые технологии, компьютерные технологии;
Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.

Слайд №27
Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.







15