Статья «Загадка как средство развития речи и мышления неслышащих школьников.» ( Из опыта работы)


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ».
«Загадка как средство развития речи и
мышления неслышащих школьников.»( Из опыта работы)
Учитель-дефектолог высшей категории Харитонова Р.С.

Формирование речи как средство общения у младших школьников предполагает работу по накоплению словаря и воспитание умения пользоваться им в общении с окружающими людьми. Известно, что использование на уроке приемов дидактической игры активизирует детей, они охотно включаются в работу, и занятия в таком случае, как правило, проходят успешно. В целях развития речи и мышления учащихся, воспитания интереса к слову, любознательности мы попробовали обратиться к загадке. Любая загадка – логическое упражнение, в котором требуется угадать предмет по отдельным его признакам. Опыт нашей работы в 1-3 классах, показал, что использование загадок в учебном процессе может явиться эффективным средством обучения. Работа проводилась в школе для неслышащих учащихся г. Ростова – на - Дону в течение трех лет.
Прежде всего, мы обратились к урокам русского языка, на которых использовали загадки при изучении имен существительных, прилагательных, глаголов, а так же в процессе работы над предложением. Загадки включались в уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. В связи с работой по развитию остаточного слуха детей мы прибегли к загадке, формируя у них внятную, интонационно правильную, выразительную речь. Загадка нашла применение и на уроках математики при изучении состава числа и в связи с решением задач.
Работа с загадкой начиналась в первом классе, когда следовало закрепить в памяти детей названия некоторых предметов и действий. Вначале подбирали простые загадки, опираясь на знакомый словарный материал. Например, при повторении названий овощей (огурец, помидор, морковь) школьникам предлагалась определить основные их признаки по форме, цвету, вкусу. Повторили так же название фруктов, грибов, деревьев, насекомых, домашних и диких животных. дети легко отгадывали загадки типа
Круглое, румяное,
С деревьев упало, прямо в рот попало.
Сладкая, твердая, оранжевая, растет на грядке.
Такие загадки использовались в процессе фонетической зарядки, включались в ход занятий в начале, в середине и в конце урока. Они помогали детям закреплять названия не только предметов, но и их признаков, а кроме того, усвоить значение вопросов какой? (ая, ое, ие).
Во втором классе содержание загадок усложнялось. Что побуждало детей к анализу размышлению.
- Мягкие лапки, а в лапках цап – царапки (кошка)
- На суку растут шары, посинели от жары (сливы)
-Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост наружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нам нужнее красный нос (морковь)
В отгадывании загадок помогали предъявленные в натуральном виде овощи и фрукты, а также муляжи предметов. Картинки, рисунки. Таблички с названиями.
В третьем классе подбирались более сложные по содержанию загадки. Что заставляло детей подумать. Поразмышлять.
-На четырех ногах стою. Но ходить не могу.
На мне охотно отдыхаешь. Когда устал ты и зеваешь (кровать)
-Под тучку взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет наш крылатый (вертолет)
-С бородой. А не старик. С рогами, а не бык (козел).
При отгадывании загадок полезно спросит учеников, как они догадались, что имелось в виду. Какие слова им помогли отгадать загадку. Не следует спешить с объяснением незнакомых слов, если они есть в загадке, пусть дети сами подумают над их значением. Например, в загадке «Рыжий, маленький зверек. По деревьям прыг да скок» (1 класс) оказались непонятными слова рыжий, зверек. Дети спрашивали: «Зверек – это зверь?» Учитель пояснил, что это маленький зверь. Разобрал слово по составу. Чтобы дети поняли слово «рыжий», им показали морковку. Апельсин. Вызывало затруднение и понимание выражения: «по деревья прыг да скок». Смысл дети уяснили, вспомнив, что есть глаголы: «прыгает, скачет» После того как дети отгадают загадки, можно задать вопросы: Почему вы думаете, что это белка? Какого цвета шерсть у белки? У кого из зверей рыжая шерсть?
В словарном запасе младших неслышащих школьников достаточное количество существительных, но грамматически правильное их употребление вызывает большие затруднения. В связи с этим необходимо постоянно учить детей строить предложения, чему тоже помогают загадки. Например, беруться такие загадки (2 класс)
Кто зимой холодной
Ходит злой голодный?
Спереди пятачок, сзади крючок
Кто всех пугается, под кустом спасается?
После того как сказки будут отгаданы, предлагается составить словосочетания:
Волк (какой?) У поросенка (что?) Заяц (что делает?)
Затем эти словосочетания читаются плавно, вырабатывается навык плавного чтения. Проводится работа по анализу и синтезу слов, для чего используются таблички с изображением графической структуры слова. Дети отвечают на вопросы:
Сколько букв в слове? Какие из них гласные? Сколько гласных букв в слове? Назовите согласные буквы. Сколько согласных букв в слове? Сколько слогов в слове? Как это узнать? Может ли слог состоять из одного звука? Как можно переносить слово?
Такие упражнения помогают понять структуру слова и значение в нем ударного слога. Упражнения по анализу и синтезу слов являются важной предпосылкой обучения чтению и письму.
Для закрепления понятия единственного и множественного числа имен существительных мы использовали загадки:
Клейкие листочки, зеленые листочки-
У какого дерева? (береза)
Растут в поле сережки.
На тоненькой ножке (овес)
Иголки лежали, лежали
И под куст убежали (еж)
После отгадывания этих загадок ученики устанавливают. В каком числе стоят слова почки, листочки, сережки, иголки и записывают их в единственном числе. Затем отгадки (береза. Овес, еж) записывают во множественном числе. Дается упражнение на построение предложений с этими словами:
Береза сто.. под горой.
Березы сто.. под горой.
При изучении темы «Род имен существительных» (3 класс) использовали ряд интересных для детей загадок.
Девочка Аленушка
Посадила зернышко.
Летов выросло на грядке
Золотое солнышко (подсолнух)
Из - за тучки выплываю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной, А зовут меня (луной)
Тает снежок, Ожил лужок, день прибывает. Когда это бывают? (весной)
Ученики списывали загадки в свои тетради, выписывали по заданию учителя название предметов (зернышко, солнышко, туча, луна, снежок, лужок, день) и определяли род. Проводились на определении рода и другие упражнения, в итоге которых школьники делали вывод о том, что слова бывают женского, мужского и среднего рода. В этом помогала следующая запись:
Мужской род Женский род Средний род
он она оно
снежок девочка зернышко
лужок тучка солнышко
день луна

Так, на практике, ученики выясняют, что слова без окончания относятся к мужскому роду, а с окончаниями – а, - я- к женскому роду, а с окончаниями –о,-е- к среднему роду.
Понятие рода и числа уточняется в словосочетаниях прилагательное + существительное. Такие словосочетания помогают расширить запас прилагательных.
На материале загадок мы помогали ученикам выделять словосочетания существительных с прилагательными, а затем выполнить ряд заданий. Например, читается загадка:
На лесной опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, ядовитый….(мухомор)
Сначала выясняется, понятен ли смысл и все ли слова знакомы. После этого предлагается выписать слова. отвечающие на вопросы какой? какая? какое?, а затем словосочетания: Опушка (какая?) лесная. Бор (какой?) темный. Мухомор (какой?) пестрый, ядовитый.
Определяется род, обозначающих предметы. И подчеркиваются окончания слов – признаков: Опушка лесная. Бор темный. Мухомор пестрый, ядовитый.
Такие упражнения позволяют понять, что окончание слова – признака зависит от рода того существительного, к которому признак относится. Закрепить понимание связи слов в словосочетаниях существительное + прилагательное можно на других загадка
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Предлагается зарисовать отгадку и выполнить следующие задания: 1. Выписать подчеркнутые слова и определить их род. 2. Составить и записать словосочетания этих слов с прилагательными. 3. Записать новые словосочетания с прилагательным лесной (ая, ое)
В первом задании нужно написать: Хозяин (какой?) Вой (какой?) Избушка (какая?).
Во втором задании выписываются: хозяин лесной. Вой вьюжный. Избушка снеговая.
В третьем задании записываются словосочетания типа: лесная ягода. Лесное озеро. Лесной орех.
Такие упражнения помогают школьникам понять, что род имен прилагательных зависит от рода имен существительных. Как согласуются эти части речи в числе, можно проследить, используя следующую загадку: «Зеленые поросятки Выросли на солнечной грядке». Дети догадываются, что речь идет об огурцах, и зарисовывают отгадку. Затем отвечают на вопросы.
Кто такие поросятки? Какие огурцы? Выросли где? На какой грядке? Слово огурцы стоят в каком числе? Как сказать это слово в единственном числе?
Далее выписываются словосочетания существительное + прилагательное определяется число того и другого.
При выполнении таких упражнений важно, чтобы дети подчеркивали окончания прилагательных. Что позволит в дальнейшем записать в тетрадях для памяти: Мужской род - окончания –ой, -ий,-ый.
Женский род – окончание – ая,- яя
Средний род – окончание – ое, -ее
Для закрепления понятия о согласовании могут быть предложены упражнения, где следует дописать окончания прилагательных. Например:
На зелен…тонк..ножке
Бел…шарик у дорожки
Ветерок пробежал
И развеял бел…шар
Дети зарисовывают отгадку (одуванчик) и делают следующую запись: На ножке (какой?) зеленой, тонкой. Шарик (какой?) белый. Подчеркиваются окончания прилагательных.
Чтобы у детей обогатился словарь и расширились представления о признаках предметов, подбираются загадки с прилагательными – антонимами и прилагательными, сходными по смыслу. Например выписываются на доску две загадки:
Широкая, глубокая по полю пролегла.
В жару прохладу принесла.
Узкий, в голубой рубашке,
Бегу по дну овражка.
Зарисовывая отгадки (река, ручей), ученики подписывают свои рисунки: «Глубокая, широкая река», «Узкий, голубой ручей».
К приведенным выше загадкам могут быть даны следующие задания:
1.Спишите загадку. 2. Выпишите слова, отвечающие на вопросы какая? какой? 3. Составьте с этими словами словосочетания. 4. Определите род и число подчеркнутые слова.
Работа с загадками значительно пополняет и словарь глаголов учащихся. В начальных классах дети узнают. Что глагол изменяется по времени, числам, родам и отвечает на вопросы Что делает? Что делают? Что делать? Осознанию роли глагола в предложении и расширению запаса слов помогут загадки. Например:
Стоял на белой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
После того как загадка будет отгадана, ученикам предлагаются следующие задания:
Поставьте вопросы к выделенным словам. Найдите начальную форму слов. Составьте предложения с глаголами стоять, лежать.
В начальных классах дети учатся составлять простые предложения с прямым дополнением. А затем с определением и обстоятельством. Учитель может использовать загадки для обучения построению простого предложения:
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
В этой загадке могут быть выделены три нераспространенных предложения: Солнце печет. Липа цветет. Рожь поспевает.
Определяется время глаголов и подписываются вопросы к каждому слову. Затем дети записывают эти предложения в прошедшем времени. Во 2-3 классах дети учатся распространять предложения второстепенными членами.
Большую трудность для неслышащих учеников представляют предлоги, их значение дети усваивают с трудом. Мы начинали работу с предлогов «в» и «на», а затем перешли последовательно к предлогам «за», «под», »над», «перед». Использовали следующие загадки:
Мохнатый и большой
Спит в берлоге зимой.
(Где спит?)
Лежит на грядке
Зеленый и сладкий.
(Лежит на чем?)
Когда дети поняли смысловое значение этих предлогов (в, на), перешли к следующим.
Высоко над дорожкой висит пол- лепешки.
Понять значение предлогов помогают задания - сделать зарисовку (например, нарисовать луну, которая висит над дорожкой); начертить схему:
33623251631950071818514033500
3362325151765на
00на
718185151765над
00над
2021205151765 в
00 в

21050252667000
Работа с загадкой помогает усваивать материал на уроках ознакомления с окружающим миром и природоведения. Существуют целые серии загадок для закрепления названия птиц, насекомых, продуктов, животных, овощей и т.п. Например:
Хвост оборвет, другой наживет(ящерица)
Кто на себе дом свой таскает? (улитка)
На шесте дворец, во дворце певец (скворец)
В дупле живет, да орешки грызет (белка)
У кого рубашка всегда зеленая, колючая (елка)
Усвоению временных понятий на уроках природоведения помогли загадки:
Что за птицы пролетают
По семерке в каждой стае?
Вереницею летят,
Не воротятся назад (дни недели)
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка - только раз
Та, что больше, каждый час (стрелки часов)
Временное понятие – год усваивается с помощью табеля – календаря, в котором наглядно все 12 месяцев. Здесь помогает загадка.
Двенадцать братьев за январем пришли
И опять к январю пришли.
В тетрадях ученики чертят круг – в нем 12 сегментов – месяцев, подписывают название каждого. Это год.
Наблюдения за природными явлениями начинали с загадки:
Это что за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть – чуть голубоват.
А потом такой красивый - Чистый – чистый, синий – синий (небо)
На небе дети часто видят облака. «На что они похожи? С чем их можно сравнить? Почему они движутся?» - спрашивает учитель. После ответов на эти вопросы дети легко отгадывают загадку.
Без ног бегут, без крыльев летят,
Без паруса плывут.
Загадки повышали интерес к математике, когда на уроке предлагали угадать у кого
Четыре лапки, двое ушей, ловит мышей (кот)
Или:
Отгадайте – ка, ребятки.
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно меньше станет (цифра 9)
Школьники нередко сами составляли загадки и охотно предлагали товарищам для отгадывания. Хотя такие загадки бывали просты, все же их составление позволяло детям проявлять творческие способности.
Результаты проведенных нами контрольных работ свидетельствовали о том, что ученики 1 класса твердо усвоили структуру слова, второклассники научились правильно связывать слова в предложения, согласуя их роде и числе, ученики 3 класса значительно расширили запас прилагательных и глаголов.
Анализ выполненных работ показал, что использование загадок создает благоприятные условия для более прочного усвоения материала. Школьники овладели словарным объемом и увереннее и правильнее пользовались усвоенной лексикой.
Число ошибок в употреблении предлогов у наших детей оказалось значительно меньше по сравнению с показателями параллельных классов. Кроме того, наши ученики охотно и уверенно составляли предложения по схеме, на основе демонстрируемых действий, на тему, данную учителем.
По нашим наблюдениям, работа с загадкой является важным средством развития речи и мышления неслышащих учащихся. Кроме того, она оживляет работу на уроке, повышает интерес к родному языку. Развивает сообразительность.