Презентация Особенности коррекции познавательной сферы детей с ОВЗ


Особенности коррекции познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Биологические факторы, влияющие на развитие и приводящие к умственной отсталости. – Генетические поражения, хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.; – внутриутробные нарушения (тяжелый токсикоз, интоксикация разного характера, краснуха и др. заболевания в тяжелой форме); – родовые травмы (асфиксия – кислородная недостаточность, внутричерепная травма); – заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте (менингиты, энцефалиты, травмы и др.); – посттравматическая, эпилептическая, шизофреническая и др. деменция. Социальные факторы, утяжеляющие состояние и отрицательно влияющие на развитие ребенка. – Неблагоприятные социальные условия ( тяжелое материальное положение в семье, конфликтные ситуации, аморальные семьи с низким уровнем развития и т.д.;– длительная депривация ( пребывание с раннего возраста в больнице, детском доме), приводящая к дефициту информации, обеднению жизненного опыта и т.п. ;– неблагоприятная экологическая ситуация;– отсутствие своевременной коррекционно-развивающей работы с ребенком. F 70 легкая умственная отсталость. – Способны к обучению по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида. – Недоразвитие психики проявляется в высших формах познавательной деятельности. – Имеется незрелость эмоционально-волевой сферы и личности. – Дети безынициативны, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми.– Их жизненная адаптация зависит от социальной среды, в которой они оказываются после окончания школы. F 71 умеренная умственная отсталость. Дети с умеренной степенью умственной отсталости могут обучаться в школах 8 вида, но нуждаются в дополнительной помощи и в специальном педагогическом сопровождении. F 72 тяжелая умственная отсталость. – Значительное недоразвитие всех высших психических функций.– Образование отвлеченных понятий недоступно. – Запас сведений и представлений ограничен. – Резкое недоразвитие восприятия, внимания, памяти. – В общении пользуются небольшим количеством общеупотребительных слов и выражений, звукопроизношение нарушено.– Некоторые из детей могут овладеть элементами письма и чтения, порядковым счетом.– К самостоятельной трудовой деятельности не способны. Коррекция восприятия.– Учить детей наблюдательности, выявлять существенные признаки предметов, свойств, явлений. – Необходимо давать план для наблюдения.– Игра « Объяснялки».– Игры «Что в свертке».– «Определи размер (форму) на ощупь». – «Учись слушать звуки». – «Определи размер на глаз».– Понимание и объяснение сюжетных картин. Коррекция внимания.– Формирование навыка самоконтроля. – Использование различных упражнений, направленных на развитие свойств внимания: 1. «Исправляем ошибки». 2. «Сравниваем картинки». 3. «Найди различия». 4. «Чего не хватает», « Что изменилось». 5. «Повтори движения», «Запомни позу». 6. «Корректурная проба». 7.Работа с таблицей Шульте. Коррекция мышления. Для тренировки наглядно-образного мышления: – Работа с кубиками « Собери сказку». – Работа с мозаикой и пазлами.– Головоломки со спичками.– Различные шифровки знаковые и буквенные.– Создание и чтение различных схем «Собери по схеме», «Найди по плану». Для тренировки логического мышления:– Работа над приемами « обобщение и классификация». Начиная с простых обобщений на бытовом уровне ( животные, посуда, мебель, фрукты, овощи) и заканчивая понятиями классификации род и вид. Коррекция памяти. 1. Группировка и классификация. 2. Запоминание при помощи зрительных, вкусовых, тактильных ассоциаций. 3. Принцип разнообразия при повторении: вслух-про себя-друг другу-шепотом-учителю-хором. 4. Запоминание при помощи образов. 5. Развитие логической памяти. Научить выделять главное в тексте и указать путь анализа.