Методическая разработка Изографы как способ развития познавательной сферы детей с ОВЗ


Татьяна Александровна Сержантова
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 5 г. Канска
« Изографы как способ развития познавательной сферы детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую категорию – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. Недостаточная выраженность познавательных интересов в сочетании с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений и пространственных представлений, наиболее характерны для детей с ОВЗ.
Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, понятий.
В этом случае наблюдаются трудности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены, зеркальное чтение и письмо, недифференцированность представлений о графически сходных формах букв. Таким образом, мы видим проявление нарушения восприятия графического образа букв, значение которого состоит в узнавании букв, определении составляющих их элементов, их количества и расположения относительно друг друга, и успешность формирования которого в первую очередь зависит от состояния зрительно-пространственных восприятия и представлений.
Для коррекции данных нарушений используются разнообразные методы и приемы. Одним из таких методов является использование изографов.
Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и  оптически похожие на  предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях. (Приложение)
Упражнение направлено на развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха, сенсомоторных координаций, познавательных способностей.
Методика работы с изографами.
1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.
2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.
3. Составление слова.
5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
6. Записывание слова - изографа в тетради печатными буквами.
7. Называние букв и звуков слова - изографа.
8. Определение гласных и согласных букв в слове - изографе.
9. Разделение слова - изографа на слоги.
12.Придумывание предложения со словом изографом.
13. Нахождение других слов в слове – изографе.
Работа с изографом (примерные вопросы)
- Рассмотрите изограф.
- Какой предмет он напоминает?
- Составьте слово.
- Запишите в тетради это слово печатными буквами.
- Сколько звуков (букв) в этом слове?
- Назовите их по порядку.
- Назовите гласные (согласные) звуки.
- Назовите гласные (согласные) буквы.
- Разделите слово-изограф на слоги.
- Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.
- Попробуйте сами составить изограф.
Упражнения имеют большое значение для развития познавательной сферы детей с ОВЗ:
Развиваются различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь.
Происходит обогащение словарного запаса, стимуляция познавательной активности.
Развиваются произвольность, наблюдательность и основные свойства внимания и восприятия.
Помимо развития всех видов памяти, происходит развитие воображения, а так же творческих навыков.
Данный прием может использовать не только педагог - психолог в своей коррекционно - развивающей деятельности, но и учитель – логопед, учитель – дефектолог, учителя начальных классов.
Список литературы.
Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. «Изографы», Ставрополь, 1999г.;
Киселёв П.А. «Как развить память ребёнка», Спб. 1996 год
Комарова Л.Д. Тренажёр: «Словарные слова в изографах», г. С-Пб, лицей №265, 2012г;
Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей», Ярославль 1996 год.
Приложение