Обобщающий урок по русскому языку по теме Наречие 7 класс

Урок русского языка в 7-м классе. Обобщающий урок по теме "Наречие"
Цели:
Вспомнить все орфограммы, связанные с темой “наречие”, отработать навыки написания наречий.
Способствовать воспитанию у обучающихся собранности, четкости в работе, самодисциплины.
Обратить внимание обучающихся, как с помощью наречий поэт помогает увидеть красоту нашей Родины.
Ход урока
Объявление темы и цели урока.
II Обобщение по теме.
1. Повторение теоретического материала.
Беседа по вопросам
- Что обозначает наречие?
- Если наречие обозначает признак действия, то к каким частям речи оно относится?
- А если обозначает признак признака?
- Назовите морфологический признак наречия.
- Что значит неизменяемость?
- Скажите, что такое наречие?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Назовите степени сравнения наречия.
- Какие формы имеет сравнительная степень, как они образуются? Приведите примеры.
- Как образуется превосходная степень? Приведите примеры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- На какие разряды делится наречие? Приведите примеры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Самостоятельная работа.
Учитель: Найдите наречия в тексте, спишите их, сгруппировав по разрядам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
III. Какие вы знаете орфограммы, связанные с темой “наречие”? Перечислите.
Ь после шипящих в наречиях
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями
Н и НН в суффиксах наречий
О и А в наречиях
О и Е после шипящих в наречиях
НЕ и НИ в отрицательных наречиях
Теперь проверим, насколько хорошо мы усвоили этот материал.
III. Тренировочные упражнения.
1. Расскажите о правописании Ь после шипящих в наречиях?
Усложним задачу, а в каких частях речи еще пишется после шипящих Ь?
замуж,
5) настежь,
9) плащ,

вскачь,
6) пустошь,
10) мимо дач,

свеж,
7) колюч ,
11)много тысяч

ночь,
8) невтерпеж,
12) уж.

2. Расскажите правописание дефиса в наречиях.
Цифровой диктант
Дефис в наречиях:
1. слитно 2. через дефис 3. раздельно
По – дружески, без толку, точь – в – точь, исподлобья, мало – помалу, бок о бок, по-прежнему, вверх. (Ответ: 2.3.2.1.2.3.2.1)
3. Расскажите о не и ни в отрицательных наречиях.
Я немало прочитал книг о России.
На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.
Нигде не дышится так легко, как в России.
Велика Россия, а отступать некуда. (Политрук Клочков на подступах к Москве во время ВОВ).
Какая тема объединяет эти предложения? (тема Родины).
Есть понятия “Родина” и “малая” родина. Как вы можете разграничить эти понятия? О нашем городе мы уже говорили, говорили о том, что город вам дорог за те места, которые знакомы вам с детства и за то, что здесь живут люди, которые нам близки и которыми мы гордимся.
4. Какой представляет Россию поэт Есенин?
Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо, И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо.
(Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой, образной). При использовании выразительных средств окружающие нас предметы оживают. У Есенина “вызванивают ивы – кроткие монашки”, “заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот”, “шепчет синий ветер”, “крапива . . . качаясь , шепчет шаловливо : “С добрым утром”. И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях разговаривают, поют, ссорятся и цветы, и травы, и деревья, и озера.
Прочитайте его выразительно. Выпишите, пожалуйста, наречия.
Устно воспроизведите картину, которая предстала перед вами после прочтения этого стихотворения. А чувствуется отношение автора к России? (Да). Какова основная идея стихотворения? (Увидеть за привычным, обыденным красоту нашей Родины.)
Рисуется трасса и расставляются цифры до 12. (Пусть трасса будет не очень извилистая, легче будет писать.) На месте цифры пишется только одна буква, интересующая нас о или а. Учитель диктует слова.
5. О-А
Трасса.
Изредка
Досрочно
Вправо
Издавна
Заново
Направо
Снова
Наскоро
Слева .
6. О-Е
“Третий лишний”.
свеж ,горяч ,еще
общ , певуч , трескуч
кипуч ,жгуч , хорошо
Расскажи орфограмму, с которой пришлось встретиться.
7. Отгадайте загадку.
От глагола поговорить взять приставку.
От прилагательного добрый – корень.
От прилагательного новому – окончание и превратите его в суффикс.
Что получилось?
. (По-доброму) Вспомните, когда наречия пишутся через дефис.
Составьте и запишите предложения, чтобы по-доброму было наречием, а в другом предложении предлог с прилагательным.
Давайте относиться друг к другу по-доброму. По доброму совету мамы.
Давайте возьмем это предложение за правило.
8. Расскажите о правописании слитном и раздельном не с наречием.
Нелепо
Не сладко, а кисло
Нисколько не интересно
Немного (мало)
Недалеко
Не узко, а широко
Далеко не интересно
Невежливо (грубо)
9. Синтаксический разбор предложения. Один ученик у доски.
“Мне навстречу неслись облака, и ракиты тревожно шептались”.
(Повеств., невоскл., сложное, союзное, ССП, состоит из 2 частей, соединенных интонацией и союзом и .)
Повсюду лежит снег, он блестит и хрустит под ногами.
10. Комментированное письмо.
С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром замечаешь, что трава чуть-чуть побелела. Свежо. Лужи сплошь засыпаны листьями. По-осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние. Ветер дует без устали, разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев. Листья начинают кое-где желтеть.
IV. Подведение итогов.
Д/З Написать сочинение –миниатюру на тему :»Весна - прекрасное время года», используя как можно больше наречий.

Заголовок 115