конспект урока Литературное чтение Л.Н. Толстой Прыжок


Конспект урока литературного чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)».
Цели:
Развивать умения давать характеристику литературному герою, анализировать поступки героев, объяснять внутреннее состояние.
Отрабатывать выразительность чтения
Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, развивать воображение.
Воспитывать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям рассказа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой на работу. (Слайд2)    
- Урок я хочу начать с чтения отрывка из стихотворения
В. Радина «Дети и книга».
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать.
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
В. В. Радин- Как вы думаете, так ли это важно уметь читать?
(Ответы детей.)
II. Проверка домашнего задания   
Пересказ учащимися рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди». –  Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа? (Предположения детей).
- А как бы вам хотелось закончить этот рассказ? (Ответы детей)
2. Воспитательный момент об охране природы. 
Лебеди - грациозные и прекрасные птицы. В настоящее время они стали редкими и занесены в  Красную книгу.  На них запрещена охота.
          В нашем городском парке есть эти прекрасные птицы. Люди создали для них хорошие условия  и поэтому они не улетают  в теплые края.                                
III Актуализация знаний. Сообщение темы урока. 1. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство   с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого.
- Что вы помните  из биографии  писателя? (Ответы детей).
2. Дополнительные сведения учителя о писателе.
Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду.
   Родился в имении Ясная поляна, где прожил почти всю свою жизнь.
 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- писал Л.Н. Толстой.
В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери московского доктора Софье Андреевне Берс.
За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи. 
Лев Николаевич открыл в  Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте.
Он написал для детей "Азбуку" и "Новую азбуку, для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни.
 Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком.
         В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.
Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.
– Любимая скамеечка.    
- «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней»,- писал Л. Н. Толстой.
Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько  дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе.
По его просьбе похоронен был в Ясной поляне.
Л. Н.Толстой всю свою жизнь посвятил литературе.
 Он работал для детей и с детьми. Написал  для них много книг.
Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю.Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.
         Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.         На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго.
И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну , веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий.
Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой. 
 - Обратите внимание на подзаголовок «быль».
- Как вы его понимаете?
(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).
IV. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.
- Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль.
 - Послушайте внимательно рассказ, обратите внимание на правильную интонацию произношения.  
- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, из-за чего мальчик совершил прыжок?
(Дети высказывают свои предположения. Неоднозначность мнений вызывает необходимость,  углубленно перечитать текст)Словарная работа. 
Задор – горячность, азарт.
Аршин – мера длины.
Два аршина – около полутора метров.
Задней рукой – у обезьян четыре руки.
 Пушечное ядро – старинный   орудийный снаряд в виде шара.
 Каюта - отдельное помещение на  судне.
Отработка техники чтения.
- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.
воз-вра-щал-сяпе-ре-драз-ни-ва-лаза-бав-ля-ют-сяза-це-пив-шисьраз-за-до-рил-ся  Физкультминутка под музыку «Зарядка» 
3. Комментированное чтение и анализ текста (с выборочным чтением)  
- Что значит прочитать выразительно?
- Чтение рассказа до слов «все замерли от страха».
- Какие чувства испытал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подтвердите ответ словами из текста
- Почему мальчик покраснел? Подтвердите ответ словами из текста. - - Проследим за состоянием мальчика.
- Какие чувства испытывал  он, когда лез на мачту?
- Чтение рассказа до конца.
- Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине?
- Когда он опомнился? Подтвердите ответ словами из текста. («Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался»)- Почему капитан, отец мальчика, требует, чтобы он прыгнул в воду, а не приказывает ему просто: «Прыгай»?
- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?
- Как вы думаете, кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?
- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?
- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?
- Каким предстает мальчик в этом рассказе?
- Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными, объясните свой выбор. 
Смелость
желание испытать себя
 мальчишеский задор
стремление отстоять свое достоинство
упрямство
 желание покрасоваться
 глупость
желание доказать, что он сын капитана.
стремление отстоять свое достоинство,
мальчишеский задор,
желание доказать, что он сын капитана.
- Какими качествами обладал капитан?
- Похож ли мальчик на отца-капитана?  
- Во всем ли мальчик похож на своего отца?
- Итак, ребята, скажите, из-за чего мальчик совершил прыжок?
V. Итог урока. Рефлексия. 
(методика незаконченного предложения)
- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …
- Мне захотелось…
- Я задумался…
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я бы поставил (а)…
VI. Домашнее задание: пересказ основных событий рассказа от лица главного героя.; задание в РТ  
(При наличии времени):
1. Работа в печатной тетради:    -  Выберите одну из пословиц, предложенных в рабочей тетради, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.
2. Найди в тексте эпизоды, которые соответствуют иллюстрациям