Рассказ Л.Н.ТолстогоПосле бала. Основные мотивы рассказа. Художественное время. Приемы создания образов

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 класс
Тема урока: «Рассказ Л.Н.Толстого"После бала". Основные мотивы рассказа. Художественное время. Приемы создания образов».
Вид урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
1) расширить представление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого;
2) познакомить учащихся с историческими предпосылками создания рассказа «После бала»;
3) рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов; 1)осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;
3)воспитание духовно-нравственной личности, уважающим человеческое достоинство,с толератным отношением к национальному вопросу, отчетливо понимающим понятие « честь».
Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя, презентация урока.
Опережающее задание: 
прочитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
Материалы и оборудование: 
учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений по литературе для 8 класса (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин).
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. Сегодня мы  обратимся к творчеству крупнейшего и выдающегося русского писателя-классика Л.Н. Толстого. В центре внимания – рассказ «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, совесть, гуманность, милосердие. Как выражает Л.Н. Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем, каковы основные мотивы рассказа, мы и поговорим сегодня.
II. Рассказ учителя об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884). «Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».  
Читая дневники Л.Н. Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идет о рассказе «После бала». Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.
Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Еще прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.
Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа?Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.
III. Аналитическая работа по произведению. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?
(Ответы учащихся).
– Прочтите вступление. Какова его роль?
(«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.
Так он сделал и теперь».
Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель).
– В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа. (В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика).
– Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича? (Сцены бала и экзекуции).
– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают беглого татарина).
– А зачем писателю понадобилась первая часть? (Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части).
– Как называется такой прием? противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).
– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем? (Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).
– А какие образы объединяют части рассказа? (Образы полковника и Ивана Васильевича).
IV. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.
(Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь).
– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.
(Ответы учащихся).
– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?
(Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).
– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).
– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?
(Он счастлив, влюблен).
– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?
(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.
(Что-то большое черное).
 – Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?
(Тревога, предупреждение).
– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные? (Они наказывают человека, черный цвет – цвет отрешения от чувств, от сострадания, от сопереживания, цвет, символизирующий смерть).
– Что они ему несут? (Боль, страдания, муку).
– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? Что они символизируют? (Красный – жизнь, страдания, кровь, белый – невинность, непорочность, духовная чистота).
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? (Мука, боль).
– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина).
– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах? (Надевал перчатку для танца с Варенькой).
– Вспомните, что полковник при этом говорил? («Надо все по закону»).
– Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника? (Жестокость. Уверенность в том, что подобная жестокость может быть оправдана).
– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным? (Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).
– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? (Божеский).
– В какой день разворачиваются все события? (Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье? (Надо всех простить, надо покаяться).
– Почему понедельник называют Чистым? (Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).
– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать? («Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они? (Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).
– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)
– В чем вы видите критическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют? (слайд 7). (Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести. Критическая сила рассказа – в обнаружении «слабых» сторон того общественного строя, при котором живут толстовские герои, неприятия жестокости в любом ее проявлении. При этом автор словно проводит параллели с современным ему временем, в которое, к сожалению, мало, что поменялось в России).
– Верно. При этом писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев: цветом, звуком и их контрастным сопоставлением. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»? (Сцена с наказанием солдат стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности и благолепия «фасадной» жизни эпохи).
V. Подведение итогов урока. Значение рассказа  «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы: «Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь» (Л.Н. Толстой. «Николай Палкин») (слайд 8).
VI. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Полковник на балу и после бала».

15