Литературное чтение 4 класс. Легенда о Жеке-батыре.



Литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: «Легенда о Жеке-батыре»
Цели урока: Продолжить изучать эпические произведения, формировать понятие о легенде, ее литературных особенностях, закреплять умения словесного описания героя и его поступков, распознавания образных средств;
развивать читательские способности, устную речь учащихся, память, функциональную грамотность, навыки работы с текстом;
воспитывать чувство гордости за народ.
Ожидаемые результаты: Учащиеся смогут доказать, что данное произведение- легенда, определить сюжет, описать главного героя и его поступки.
Ресурсы: ПК, интерактивная доска, презентация, учебники, карточки для кластера, карточки для речевой разминки,, снежинки, сундучок, картинки для словарной работы, толковый словарь, кроссворд, листы самооценки.ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
а) Эмоциональный настрой на урок.
Приветствие “Здравствуйте!”
 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
большого (указательными);
успеха (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
б) Речевая разминка
Прием «Ремонт слов»
Чтение стихотворения с восстановлением слов.
Квака лбюит убылстьаяРот у Ккави до уейшХоть закявочиз пеширй.
Тнуять гбуы пмяро к уашкмОньеч навиртся ляшугкам.
Уылбаюстя. Стюмеся.
А гзала у хни как бюлдца.
2.Проверка домашнего задания
Игра «Снежинки»
Поочередно подходят к постеру, берут снежинку и отвечают на вопросы по произведению «Песнь о Нибелунгах»
- Что вы знаете о главном герое Зигфриде?
- Почему Зигфрид решил обучиться кузнечному делу?
- Почему кузнец решил избавиться от своего ученика?
- Какой коварный план задумал кузнец?
- Что произошло с Зигфридом в лесу?
- Почему Зигфриду удалось победить дракона? и т.д.
Деление класса на группы по цвету снежинок. Выбор спикеров.
3. Актуализация прежних ЗУНов:
а) «Угадай-ка»
Разгадывание кроссворда
(по изученным произведениям раздела)

- Какое получилось ключевое слово? (ЛЕГЕНДА)
3. Формирование новых ЗУНов:
а) Целеполагание
- Знаете ли вы, что такое легенда?
- Что вы знаете о легенде, как литературном жанре?
- Приходилось ли вам слышать или читать легенды?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Какое произведение изучать?
(выслушиваются мнения учащихся)
Обобщение ответов учащихся.
Постановка темы и цели урока.
б) «Узнаем новое»
Работа с учебником стр. 109. Ознакомление с понятием «легенда».
Легенда- это одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора, письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.
в) «Ключ понимания»
В произведении нам встретятся такие слова
«тетива», «кольчуга».
- Какое значение они имеют?
- В каком источнике мы можем узнать точное лексическое значение слова?
- Постараемся найти значение этих слов в толковом словаре.
Поиск словарных статей:
1-группа - «тетива»
2-группа – «кольчуга»
Выступление групп.
Тетива́ — это неэластичный шнур из растительных, животных или синтетических волокон, служащий для сгибания плеч лука. Тетива соединяет два конца древка и служит для запуска стрелы. 

Кольчуга- доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием.
г) Работа с учебником: чтение легенды стр. 109-110
д) «Хочу знать больше»
Просмотр презентации «Тайны урочища Борового» (сопровождение выступлением подготовленных учеников)
1-й ученик:
Легенда о Жеке батыре имеет фактическую историческую основу. В Боровом, самом красивом урочище Казахстана, есть гора «Жеке батыр». Она возвышается с северной стороны боровского массива, и по-русски люди называют ее «Спящий рыцарь». Эта огромная гора и в самом деле похожа на лежащего воина, со всем его воинским снаряжением. Как тесно переплетаются быль и легенда в жизни! Это подтверждает догадки фольклористов о том, что за каждой легендой или мифом скрывается настоящее историческое событие и реальные люди. 
2- ученик:
Прославленный казахский поэт посвятил этому преданию прекрасные строки:
«Об этом батыре рассказ был таков: Он гору одну охранял от врагов. Стоя на посту, он случайно вздремнул И спящим остался на веки веков.Огромной горою батыр тот стоит. Глаза он закрыл, словно тайну хранит. Зовется гора эта "спящий батыр"Посмотришь: и вправду, как будто кто спит...А было батыру лет сорок тогда.Гора - его тело, скала - голова.Спит в шлеме батыр. Нос батыровский прям.А грудь покрывает ему борода»
4. Первичное закрепление знаний:
а) «Сундучок мудрости»
Записывают на листочки вопросы по произведению и кладут в сундучок.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
в) чтение легенды в группах
г) «Подумай и ответь»
Участники от каждой группы поочередно отвечают на вопросы из сундучка.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
д) «Словесный баттл»
Участники от каждой группы поочередно называют эпитеты, описывающие героя легенды.
е) «Кто больше»
Работа с текстом: распознавание в тексте
1-группа – сравнения
2-группа - гиперболы
5. Рефлексия
а) «Кластер»
Докажите, что это произведение является легендой. Для этого составьте кластер, группируя только верные утверждения из всех предложенных. (предполагаемый вариант)
207962563500ЛЕГЕНДА «ЖЕКЕ-БАТЫР»
0ЛЕГЕНДА «ЖЕКЕ-БАТЫР»

3416107185144249176818514337440981851441895420184813
4390390137160имеет стихотворную форму
0имеет стихотворную форму
646430140970является прозой
0является прозой

422592525234фольклорное произведение
0фольклорное произведение
27749522860авторское произведение
0авторское произведение

4011295127635сатирическое содержание
0сатирическое содержание
381000125095историческое содержание
0историческое содержание

3693160153670прославляет героя и его подвиги
0прославляет героя и его подвиги
-266065149860высмеивает характер и поступки героя
0высмеивает характер и поступки героя

б) Заполнение дневника самооценки
+ - И
(+) – что нового узнал на уроке
(-) – что не понравилось, не получалось у тебя на уроке
И- что заинтересовало, оказалось наиболее познавательным на уроке
6. Оценивание
7. Домашнее задание: выполнение заданий 1, 2 стр. 35 в рабочей тетради.