Презентация детско-родительского проекта Русская изба


Не красна изба углами,Красна пирогами.(Русская народная пословица.)Проект «Русская изба» Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.Участники проекта: Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.Срок реализации: 1 год. Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре. Задачи проекта:• Познакомить детей с устройством русской избы;• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; • Познакомить с традициями русского народа;• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;• Познакомить с новым словом «оберег», формировать умения, навыки детей по изготовлению оберега;• Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);• Знакомство с русскими народными хороводными играми;• Изготовить макет русской избы;• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа. Актуальность проекта.Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.Новизна проекта «Русская изба».Проект построен по комплексно – тематическому принципу: знакомство с бытом, культурой русского народа в соответствии с тематическими неделями. Предмет исследования.Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.) Проблема. При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта. Гипотеза.Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа. Методы исследования.• Экскурсии в мини-музей.• Беседы с детьми.• Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.• Чтение художественной литературы.• Продуктивная деятельность (изготовление оберега)• Театрализованные игры.• Рассматривание предметов быта и посуды.• Заучивание потешек, прибауток, закличек. • Использование русских народных песен и танцев. • Проведение русских народных игр. • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. • Рассказ о народных обычаях и традициях. I этап – подготовительный. Цель: разработать проект.Изучение литературы по данной теме • «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова. Санкт – Петербург Детство – пресс 2008• «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина/.Санкт – Петербург Детство – Пресс 2009• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. МаханеваСанкт-Петербург Детство-Пресс 2004, Сбор и анализ сведений о месте работы родителей, дедушек, бабушек, диагностическое обследование детей. II этап – основной.Цель: реализация проекта в образовательную практику.Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информационно – коммуникативные технологиипрезентации«Русская изба» «Как на Руси избу строили»«Русские игры и забавы» «Игрушки своими руками» Большое место в реализации проекта занимает знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Русские народные подвижные игры«У медведя во бору» «Ровным кругом» «Арина» «Колпачок» Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей и «Ангарскую деревню»; в организации Мини-музея «Русская изба». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, куклы, костюмы, кокошники. III этап: заключительный. Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба». Совместное обсуждение полученных результатов.Показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей «Милости просим, гости дорогие»Мультимедийная презентация проекта «Русская изба». Предполагаемый результат:1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.2.Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.4.У детей расширятся знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке).5.Узнают русские народные игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводные: «Вставай, вставай Иванушка», «Вейся капустка», «Колпачок», «Ровным кругом», «Арина» и многие другие.6.Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.7.Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.10.Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме. Спасибо за внимание!