Конспект по истории на тему Индия: раджи и султаны (6 класс)


Урок по истории на тему «Индия: раджы и султаны»
Учитель истории: Масалова Е.С.
Тема урока:
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель:
Задачи:
Образовательные:
в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования средневековых цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
Формирование умения делать оценочные выводы;
Формирование умений использовать различные источники информации;
Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока
и плана. Деятельность учителя Организация деятельности учащихся
1 .Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Организация класса. Класс перед входом в кабинет делится на 3 команды путём жеребьёвки. Приветствуют.
2. Актуализация знаний. Какую тему мы с вами закончили изучать?
Вспомните ребята: назовите и покажите по карте.
Прослушайте музыкальную композицию и постарайтесь определить ее этносную принадлежность. Ответы учеников
Внимание на кроссворд. Решают кроссворд.
3. Постановка учебной задачи
Правильно! Индия - это государство, о котором сегодня пойдет речь на нашем уроке.
Итак, кто может рассказать и показать нам, где находиться Индия? Какие реки протекают в Индии? Чем омывается Индия? (расположена на п-ове Индостан, реки Инд и Ганг, омывается Индийским океаном) Ответы учеников.
4. Открытие нового знания Племена ариев были кочевниками и поэтому, переходя с места на место, им необходимы были новые пастбища, поскольку их главным занятием было -----------(скотоводство). Отсюда происходит название денежной единицы Индии- рупия(овца). А слово война означало –«стремление добыть коров». Постепенно кочевые племена добрались до Индии, где стали вести оседлый образ жизни, для них по - прежнему главным занятием было скотоводство, постепенно они стали подчинять себе местное население и заниматься земледелием. Постепенно всё население стало называться индийцами. В начале первого тыс. до н.э. индийцы научились обрабатывать железо, и это внесло большие изменения в жизнь жителей Индии. Какие же занятия были у индийцев? Участвуют в рассказе учителя.
5.Первичное закрепление 1. Занятия населения Индии
Предположите, чем могло заниматься население, проживающее в Индии?
Железными орудиями труда индийцы расчищали джунгли, вырубали деревья, выжигали пни и кустарники. Так люди готовили участки земли для выращивания зерновых культур: пшеницы, ячмень для скота.
На заболоченных местах выращивали рис.
Путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали удивительные истории об этой стране. Вам предстоит не только внимательно слушать, но и ответить на вопрос: Лгал ли путешественник; почему ему не верили слушатели? О чем говорил путешественник?
Вот, что он рассказал:
-Какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.
-Ну, какой же ты враль и выдумщик!
- не хочешь - не верь! Я видел это своими глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани….Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становиться твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус слаще пчелиного мёда!
-Враньё!... на свете нет ничего слаще пчелиного мёда!
Готовы ли вы ответить на вопросы? Лгал ли путешественник; почему ему не верили слушатели? О чем говорил путешественник? А сейчас проверим, кто был прав из вас, отвечая на вопрос.
Вы уже знаете, что индийцы выращивали скот, но и тут не обошлось без особенностей. Мясо не всех животных они употребляли в пищу. Таким животным была корова – это священное животное. Как вы думаете, почему, так люди относились к корове?
Корова – кормилица, она дает молоко, творог, простоквашу. Еще в древности именно корова помогала племенам выжить во время не урожаев. До сегодняшнего дня корова – почитаемое животное в Индии. Современные законы Индии запрещают убивать это животное. Итак, ребята сделаем вывод о том, какие занятия были главными у индийцев?
Составить синквейн.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
^ Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Пурпур, Иордан, Ассирийская армия Закон
Жестокий, но справедливый,
Разрешает, запрещает, наказывает,
Карает провинившихся сурово всегда,
Необходимость. 6.Самоанализ и самоконтроль
Верования индийцев.
Ребята, кто напомнит нам, что собой представляла письменность в древней Индии? ( она не сохранилась) индейцы писали на пальмовых листьях, сделав из них прямоугольники. Высушивали, соединяли шнуром. Писали соком сахарного тростника, смешанного с сажой. Письмо индийцев было создано на основе финикийского алфавита, что свидетельствует о культурных связях.
В отличии от других народов записи не сохранились, по их представлениям мир создан высшим божеством Брахмой.
Физкульминутка.
Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз - водой она умылась, два – легонько покружилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре –улетела.
Сейчас ребята запишем в тетрадь и объясним значение слов. 7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Составить синквейн.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
^ Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. 8.Рефлексия 1.Я познакомился с ...
2 .Было непросто ...
3 .Я добился ...
4 .У меня получилось ...
5 .Хотелось бы ...
6 .Мне запомнилось ...
7.Я попробую ...
Вопросы для ответа:
1. При какой династии Индия впервые объединилась?
2. Назовите имя царя, при котором держава Маурьев достигла расцвета?
3. Какую религию принял Ашока?
4. Кто был основателем религии?
5. Что произошло с державой Маурьев после смерти Ашоки?
6. Что получил мир в наследство от древних индийцев? (шахматы, цифры)
Объединению Индийского государства мешал кастовый строй. Необходимо было другое учение, которое могло сплотить народ и повлиять на его объединение. Такой религией стал буддизм. Объединение Индии произошло в 3 тыс. до н.э.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, прикрепляют рабочий лист.  Рупия – денежная единица «овца»
 Индоарии- племена арийцев добравшихся до Индии.
 Джунгли- непроходимые тропические леса.
 Раджа – царь небольшого государства в долине Ганга.
 Варна – группа населения, по рождению индийца.
1 Брахманы– учителя и жрецы (священники);
(2) Кшатрии– воины, дворяне и короли;
(3) Вайшьи – земледельцы, торговцы и предприниматели;
(4) Шудры – слуги и рабочие. Неприкасаемые отдельный слой самых бедных и несчастных. Они «невидимые» и даже не считаются кастой. С ними нельзя общаться и их нельзя дотрагиваться до них.
Ка́ста (через нем. Kaste или фр. саste от порт. саstа — «происхождение», изначально «чистая порода»[1]) — сословие или раса, на которые распадается население Индии[2]. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).