Конспект урока по истории Древнего Мира на тему Индия — родина Будды (5 класс)


Урок 29.
Раздел 2. Цивилизации Востока.
Тема урока: Индия – родина Будды.
Структура урока:
Организационная часть.
1. Проверка домашнего задания
Представление темы урока и ожидаемых результатов. Мотивация учебной деятельности.
Основная часть. Изучение нового материала.
1. Природа и люди Древней Индии.
2. Буддизм.
3. Индийские касты.
4. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока
2. Оценивание результатов.
5. Домашнее задание.
Цель урока: познакомить учеников с древней историей Индии, с особенностями государственно – административного устройства; наиболее значимыми историческими личностями.
Планируемые результаты :
Термины, понятия, персоналии: Джунгли, хлопчатник, тростник, каста, бамбук, буддизм, индуизм Предметные: характеризовать природные условия, занятия населения, религиозные верования и деление на касты; анализировать фрагмент исторического документа
УУД: Ученик научится:
П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
К.:– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами,
Р.:– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Личностные: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него
Оборудование: Учебник, доска, мел, исторический атлас, раздаточный дидактический материал, компьютер.
Тип урока: освоения новых знаний и формирования новых навыков.
1. Организационная часть
1. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
Как возникла Персидская держава?
Что вы знаете о царе Дарии 1 и его реформах?
2. Представление темы урока.
Представление темы урока и ожидаемых результатов
Учитель:
На прошлом уроке мы говорили с вами о Персидской державе. Сегодня мы отправимся на восток от Персии и познакомимся с Древней Индией.
3. Изучение нового материала.
1. Природа и люди Древней Индии.
Комментированное чтение: стр. 95 - 99
Работа с картой на стр. 96 и на форзаце учебника
Записываем:
Единое государство появилось в Индии в 3 веке до н.э.
Реки: Инд и Янг.
Тропический жаркий климат, джунгли.
Занятия населения:
Земледелие: выращивали рис, сахарный тростник, хлопчатник, пшеницу и ячмень (рисуем кластер)
Охота и скотоводство, приручили слонов.
2. Буддизм.
Ученикам раздаются раскраски с изображением Будды, которые они вклеивают в тетрадь и разрисовывают. Пока дети занимаются разукрашиванием, учитель рассказывает легенду.
Рассказ учителя:
Легенда о возникновении Буддизма (одной из 3 мировых религий).
Появление буддизма легенда связывает с именем Гаутамы Шакьямуни, известного миру под именем Будды - Просветленного.
Сын князя из племени шакья, Сиддхарта Гаутама родился в VI в. до н.э. Окруженный роскошью и весельем, он знал только радости жизни. Гаутама вырос, затем женился, у него родился сын. Ничто не омрачало его счастья. Но вот как-то раз, выехав за пределы дворца, молодой принц увидел покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами убогого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие и нелегкие раздумья аскета. Эти четыре встречи, повествует легенда, коренным образом изменили мировоззрение беспечного принца. Он узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть, что миром правит страдание. Гаутама ушел из отчего дома. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, он странствовал 7 лет, предавая себя самоистязанию и самобичеванию, стараясь искупить юные годы роскошной и беззаботной жизни, стремясь познать великую истину.
И вот как-то, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обычно предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг «прозрел».
Его прозрение было связано с познанием Четырех Благородных Истин:1. Существование человека неразрывно связано со страданиями. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность постичь желаемое - все это ведет к страданию.2. Причиной страдания является жажда (желание, страсть) Обладания земными преимуществами, что влечет за собой новые рождения и новые страдания.3. Страдания можно прекратить, убрав желания, преобразив свое сознание, просветив свой дух, что ведет к разрыву цепи земных воплощений и достижению нирваны.4. Этому служит срединный или восьмеричный путь:- Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби И страданий и что необходимо подавлять в себе страсти);- Истинная решимость (следует твердо определить свой путь, ограничив свои страсти и стремления).- Праведная речь (следует следить за своими словами, дабы они не вели ко злу - речь должна быть правдивой, доброжелательной).- Праведные дела (следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела).- Праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не приносить вреда живому).- Праведная мысль (следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе).- Праведные помыслы (следует уяснить, что зло - от нашей плоти).- Истинное созерцание (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредотачиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).
3. Индийские касты.
В Индии общество делилось на несколько групп – каст.
Каста Цвет касты Занятия
1 Брахманы (жрецы) Белый Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников. Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество
2 Кшатрии (воины) Красный Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука. К этой касте принадлежали цари.
3 Вайшью (земледельцы, ремесленники, торговцы) Желтый Возделывали поля, работали в мастерских, торговали
4 Шудры (слуги) Черный Служить представителям высших каст
Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам
НЕПРИКААЕМЫЕ
Не принадлежали ни к какой касте.
4. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Закрепление знаний учеников:
Какой была природа Индии? Как назывались две главные реки?
Что вы знаете о происхождении буддизма?
Что вы знаете о делении на касты в Древней Индии?
2. Оценивание результатов урока.
5.Домашнее задание.
Параграф 21 читать. Выучить новые понятия.
Раздаточный и иллюстративный материал.
Каста Цвет касты Занятия
1 Брахманы (жрецы) Белый Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников. Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество
2 Кшатрии (воины) Красный Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука. К этой касте принадлежали цари.
3 Вайшью (земледельцы, ремесленники, торговцы) Желтый Возделывали поля, работали в мастерских, торговали
4 Шудры (слуги) Черный Служить представителям высших каст
Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам
НЕПРИКААЕМЫЕ
Не принадлежали ни к какой касте.
Каста Цвет касты Занятия
1 Брахманы (жрецы) Белый Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников. Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество
2 Кшатрии (воины) Красный Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука. К этой касте принадлежали цари.
3 Вайшью (земледельцы, ремесленники, торговцы) Желтый Возделывали поля, работали в мастерских, торговали
4 Шудры (слуги) Черный Служить представителям высших каст
Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам
НЕПРИКААЕМЫЕ
Не принадлежали ни к какой касте.
Каста Цвет касты Занятия
1 Брахманы (жрецы) Белый Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников. Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество
2 Кшатрии (воины) Красный Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука. К этой касте принадлежали цари.
3 Вайшью (земледельцы, ремесленники, торговцы) Желтый Возделывали поля, работали в мастерских, торговали
4 Шудры (слуги) Черный Служить представителям высших каст
Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам
НЕПРИКААЕМЫЕ
Не принадлежали ни к какой касте.