Рабочая программа учебного курса «Технология. Обслуживающий труд» 8 класс



Рабочая программа учебного курса
«Технология. Обслуживающий труд»
8 класс

Составитель: Хохлова Т. Н.
учитель технологии
I квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 29»
2016г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования - разработана на основе программы «Технология. Трудовое обучение 5-11 классы» (девочки) Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
ФГОС основного общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 года №1897)
Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312),
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009 года № 8212 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе»;
Рекомендательным письмом МО РМ от 12.04.2010 №1718;
Приказом МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия №904 от 16.08.2011года;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников,
предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В гимназии «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс.
Содержание программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривает изучение материала по следующим образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии.
Программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» ставит перед собой задачу – передать учащимся знания и навыки, необходимые им в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни. Программа включают в себя разделы – «Семейная экономика», «Художественная обработка материалов». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются - практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий. Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. Содержание обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.
Изучение технологии в гимназии направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе общего образования для обязательного изучения направления образовательной области «Технология» в VIII классе – 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
При оформлении рабочей программы использованы следующие условные
обозначения:
УИНМ - урок изучения нового материала;
УИИПЗНМ - урок изучения и первичного закрепления нового материала;
УОИСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;
К – комбинированный урок;
УКИКЗ – урок контроля и коррекции знаний;
УЗУН – урок закрепления умений и навыков;
УКПЗУН – урок комплексного применения знаний, умений, навыков;
УЗЗ – урок закрепления знаний.
Учебно-тематический план
8 класс - 35ч
Подразделы и темы
Подраздел
количество
учебных часов Тема
количество
учебных часов
Вводное занятие 1 Семейная экономика 9 Семья как экономическая ячейка общества 1
Предпринимательство в семье 1
Потребности семьи 1
Информация о товарах 1
Торговые символы, этикетки и штрихкод 1
Бюджет семьи
Доходная и расходная части бюджета 1
Расходы на питание 1
Сбережения. Личный бюджет 1
Экономика приусадебного участка 1
Художественная обработка материалов 21 Художественное творчество и народные ремесла 2
Художественная вышивка 1
Подготовка к вышивке гладью 1
Техника владимирского шитья 2
Белая гладь 2
Атласная и штриховая гладь 2
Швы узелки» и рококо» 2
Двусторонняя гладь 2
Художественная гладь 2
Вышивание натюрморта 2
Вышивание пейзажа 2
Домашний компьютер в вышивке 1
Творческий проект 4 Выбор темы творческого проекта
Работа над проектом 2
Презентация творческого проекта 2
Итого, включая выполнение проекта 35 Календарно-тематическое планирование по предмету:
«Технология. Обслуживающий труд» 8 класс
1 час в неделю - 35 часов
Учебник: В. Д. Симоненко. Технология. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф»
Программа общеобразовательных учреждений. Технология.5-11 классы
Симоненко В.Д., Хотунцева Ю.Л. Просвещение, 2010

п/п Наименование
разделов и тем Видзанятия Количество часов Виды
самостоятельной
работы Дата проведения занятия
Планируемая Фактическая
1 Введение
Вводный инструктаж
по технике безопасности 1 Инструктаж
по охране труда 3 2 Семейная экономика 9 2.2 Семья как экономическая ячейка общества УИНМ 1 Практическая работа №1 10 2.3 Предпринимательство в семье УИИПЗНМ 1 Практическая работа №2 17 2.4 Потребности семьи УИИПЗНМ 1 Практическая работа №3 24 2.5 Информация о товарах УИНМ 1 Практическая работа №4 1 2.6 Торговые символы, этикетки и штрих-код УИИПЗНМ 1 Практическая работа №5 8 2.7 Бюджет семьи.
Доходная и расходная части бюджета УИНМ 1 Практическая работа №6 15 2.8 Расходы на питание УИИПЗНМ 1 Практическая работа №7 22 2.9 Сбережения.
Личный бюджет К
УКИКЗ 1 Практическая работа №8 29 2.10 Экономика приусадебного (дачного) участка УОИСЗ 1 Практическая работа №9 3 Художественная обработка материалов 21 3.11 Художественное творчество УИНМ 1 Практическая работа №10 3.12 Народные ремесла УИИПЗНМ 1 Учебник, стр. 33-34 3.13 Художественная вышивка. УИИПЗНМ 1 Учебник, рис.4-7 3.14 Подготовка к вышивке гладью К 1 Учебник, рис. 8 3.15 Техника владимирского шитья УКПЗУН 1 Учебник, рис.9-13 3.16 Верхошов. «Гладь вприкреп». Накладные сетки. «Кисточка» УКПЗУН 1 Практическая работа №11 3.17 Белая гладь УКПЗУН 1 Учебник, рис.6,14-21 8Б - 10.02
3.18 «Шнурочек», «горошинки», «лапочки», «листики» УКПЗУН 1 Практическая работа №12 15.02
3.19 Атласная гладь УКПЗУН 1 Учебник, рис.22-25 15.02
3.20 Штриховая гладь УКПЗУН 1 Практическая работа №13 29.02
3.21 Швы узелки УКПЗУН 1 Учебник, рис.26-28 9.03
3.22 Швы рококо УКПЗУН 1 Практическая работа №14 9.03
3.23 Двусторонняя гладь УКПЗУН 1 Учебник, рис.29,30 14.03
3.24 Прямая и косая гладь УКПЗУН 1 Практическая работа №15 21.03
3.25 Художественная гладь УКПЗУН 1 Учебник, рис. 31,32 4.04
3.26 Вышивка в технике художественной глади УКПЗУН 1 Практическая работа №16 11
3.27 Вышивание натюрморта УКПЗУН 1 Учебник, рис.33 18
3.28 Ленточные и круглые
листья.
Зубчатые, фигурные и
резные листья УИНМ 1 Практическая работа№17 25
3.29
3.30
Вышивание пейзажа УКПЗУН 2 Учебник, стр.56,
рис.34 16.05
3.31 Домашний компьютер
в вышивке УЗЗ 1 Учебник, стр.57-58,
рис.35-36 16.05
4 Творческий проект 4 4.32 Проектирование как сфера профессиональной деятельности УКПЗУН 1 Учебник, стр.168 23
4.33 Последовательность
проектирования УКПЗУН 1 Учебник,
стр.169-171 23
4.34 Последовательность
изготовления изделия 30
4.35 Презентация
творческого проекта УКИКЗ 1 Учебник,
стр.181-183 30
ИТОГО 35 17 Основное содержание программы 8 класса
Вводное занятие (1 ч)
Вводный инструктаж по технике безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям. Правила поведения в кабинете «Технология» и внутренний распорядок. Безопасность на переменах. План работы на учебный год.
Семейная экономика (9 ч)
Семья как экономическая ячейка общества(1 ч). Семья — первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в семье. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи. Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии и т. д.). Личное предпринимательство. Цели и задачи экономики семьи.
Предпринимательство в семье(1 ч). Источник повышения благосостояния семьи. Виды предпринимательской деятельности. Прибыль. Патент, лицензия, фирма.
Потребности семьи(1 ч). Основные потребности семьи. Культура потребления. Планирование покупки. Потребительский портрет товара. Правила покупки.
Информация о товарах(1 ч). Источники информации о товарах. Сертификация товаров.
Торговые символы, этикетки и штрихкод (1 ч). Маркировка, этикетка, вкладыш. Назначение торговых символов, этикеток и штрихкода. Изобретение, расшифрование, сферы применения штрихкода.
Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета (1 ч). Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Забота государства о семье и ее бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании. Деловая игра «Бюджет семьи». Профессия бухгалтера.
Расходы на питание (1 ч). Физиологически обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических требований к питанию семьи и ее экономических возможностей. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование.
Сбережения. Личный бюджет(1 ч). Способы сбережения средств. Различные формы размещения сбережений. Личный бюджет школьника.
Экономика приусадебного (дачного) участка (1 ч)
Варианты использования приусадебного участка. Влияние доходов с приусадебного участка на семейный бюджет.
Расчет количества садово-огородных культур, необходимых семье в соответствии с нормами потребления и урожайностью. Себестоимость продукции.
Художественная обработка материалов (21 ч)
Художественное творчество и народные ремесла(2 ч). Виды народного творчества, его история. Природа творчества. Самореализация и самовыражение, архаичные технологии.
Художественная вышивка (1 ч). Художественная вышивка как многонациональное искусство каждого народа.
Подготовка к вышивке гладью(1 ч).Материалы, инструменты и приспособления.
Техника владимирского шитья (2 ч). Владимирские швы. Верхошов-техника его выполнения. Гладь «вприкреп», накладные сетки, «шов кисточка».
Белая гладь (2 ч). Вышивка в технике белая гладь. Элементы, мотивы вышивки. Настил, швы «шнурочек», «горошинки» или «пышечки». Вышивание «лапочек» и «листиков». Техника выполнения «дырочек». Вышивание элемента «цветочек».
Атласная и штриховая гладь (2 ч). Атласная и штриховая гладь как разновидности легкой, или скорой, глади.
Швы «узелки» и «рококо» (2 ч). Декоративные возможности швов «узелки» и «рококо». Шов «ягодка». Использование швов в вышивках.
Двусторонняя гладь (2 ч). Двусторонняя гладь, ее разновидности. Приемы вышивания определенных элементов узора.
Художественная гладь (2 ч). Разновидность художественной глади - гладь с эффектом светотени. Цветовое решение вышивки, подбор цветовой гаммы. Приемы работы в технике художественной глади.
Вышивание натюрморта (2 ч). Правила подбора рисунка для вышивания натюрморта. Цветовая гамма. Техника вышивания элементов картины.
Вышивание пейзажа (2 ч). Особенности вышивания пейзажа. Вышивание картин художественной гладью.
Домашний компьютер в вышивке (1 ч). Современные информационные технологии и их использование для вышивания. Дизайн, художественно-изобразительная форма, вышивальная машина, машинный дизайн.
Творческий проект (4 ч)
Проектирование как сфера профессиональной деятельности(1 ч)
Последовательность проектирования(1 ч)
Направления, по которым можно выбрать тему творческого проекта, руководствуясь своими возможностями, степенью усвоения приемов выполнения того или иного вида вышивки и актуальностью проблемы.
Последовательность выполнения творческого проекта. Эстетический вкус. Интерес к творческой деятельности.
Последовательность изготовления изделия (1 ч)
Презентация творческого проекта (1 ч)
Усвоение теоретического материала и освоение приемов работы по разделу «Художественная обработка материалов». Навыки творческой деятельности. Умение логично излагать материал. Интерес к творчеству.
Планируемые результаты изучения предмета
знания и умения учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
цели и значение семейной экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;
возможность рационального использования средств и пути их увеличения;
экономические связи семьи с рыночными структурами общества;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества; необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена;
необходимость производства товаров и услуг, как условия жизни общества в целом и каждого его члена;
цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
сферы трудовой деятельности;
правила безопасной работы с режущим инструментом, электронагревательными приборами;
основные сведения о художественном творчестве, о художественной вышивке.
Учащиеся должны уметь
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
выдвигать деловые идеи;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
выполнять ремонт распоровшихся швов, ремонт карманов, мешковины;
выполнять технику владимирского шитья: белая гладь, шов «шнурочек», вышивать элементы «цветочек», «дырочек», вышивать атласной, штриховой, двусторонней и художественной гладью.

Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература:
1. Хотунцев Ю.Л.,В.Д.Симоненко.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология.
Трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы М: Просвещение,2010
2. Очинин О.П., Синицина Н.В., Симоненко В.Д.
Технология 8 класс. Учебник. М: «Вентана-Граф», 2012
3. Павлова О.В. Технология. Поурочные планы 8класс.
Волгоград. «Учитель».2012
Дополнительная учебно-методическая литература
1. Боброва Л.В. Технология. Уроки с использованием ИКТ.
Волгоград. «Учитель».2010
2. Марченко А.В.
Настольная книга учителя технологии М: АСТ: АСТРЕЛЬ.2010
3. Барылкина Л.П., Соколова С.Е.
Технология. Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс
М: 5 за знания.2012