Статья на тему: Преемственность семьи, детского сада и школы в обучении детей татарскому языку»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района города Казани республики Татарстан
Статья
на тему: «Преемственность семьи, детского сада и школы в обучении детей татарскому языку»
   В условиях новой языковой ситуации в Республике Татарстан формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций. Степень развития речи неизбежно сказывается на самоощущении ребенка, когда умение высказывать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место и роль в обществе. Уровень использования языка зависит от разнообразия, глубины и правильности речевых впечатлений, которые ребенок получает с раннего детства. Поэтому так важно дать малышу полноценное языковое развитие в том возрасте, когда формируются основы личности, пробуждается интеллект. Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объеме с естественным произношением.
   С 1 сентября 2012 года начата работа по внедрению новых УМК по обучению детей двум государственным  языкам. Цель внедрения УМК научить дошкольников свободному общению на 2-х государственных языках Республики Татарстан.
  Основные участники образовательного процесса – это дети, родители и педагоги и  поставили перед собой важную задачу – создать единое образовательное пространство для детей за счет партнерства коллектива ДОУ и родителей воспитанников и представителей начальной школы.
      Мы отметили для себя, для повышения результативности работы с детьми  нужна подготовка кадров – решили начать с себя – прошли курсы тьюторов по внедрению УМК и по обучению русскоязычных педагогов  татарскому языку.  Каждый русскоязычный воспитатель в детском саду прошел тестирование,   знает  лексический минимум владения татарским языком для успешной работы в своей возрастной группе.
 В ДОУ поставлена работа по организации постоянно действующих курсов для русскоязычных воспитателей.    Проводим педагогические советы,   еженедельные  консультации по организации с детьми  дидактических, хороводных,    сюжетно-ролевых игр;  по планированию; по составлению диалогов; практические занятия для закрепления пройденного материала,      мастер-классы,  где воспитатели  делятся опытом работы, по созданию языковой среды в группе в рамках УМК. Для реализации задач обучения детей необходимо объединить усилия педагогов и родителей. Очень важно создать атмосферу общности интересов.   Внедрение и реализация УМК в детском саду предполагает совместную работу с родителями; активное вовлечение родителей в процесс обучения. Важно научить родителей помогать своему ребенку в усвоении лексики татарского языка. Педагоги ДОУ используют активные формы работы с родителями. С целью ознакомления родителей с инновационной деятельностью, применяя современные информационные технологии через: - лектории, консультации, общие и групповые собрания с показом открытых НОД, встречи в родительской гостиной, совместные  просмотры мультфильмов,  конкурсы рисунков и поделок по просмотренным мультфильмам, информационные стенды в каждой группе по своему проекту, анкетирование, изучение отзывов и пожеланий родителей. Для закрепления речевого материала дома с ребенком наши родители пользуются словариками, книжками-передвижками с образцами диалогов по проекту УМК “Татарча сөйләшәбез” «Говорим по-татарски».
Хороших результатов можно добиться лишь тогда, когда согласованы усилия педагогов и родителей. Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка.
 Игра  является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи.  Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения.  Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить  лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития  своего ребёнка. В тетрадях задания даны на русском  языке , что позволяет воспитателям и родителям повторять пройденное. Так же детям нравится интерактивные игры, прослушивание аудиозаписи, просмотр анимационных  сюжетов по возрастным проектам. Одним словом – мы играем и общаемся.
   По итогам первого года внедрения УМК в работу детского сада был  проведен  мониторинг  знаний   дошкольников. Сравнительный анализ диагностических знаний  татарского языка по старым методикам до 2012 года и по новым методикам внедрения УМК показывает  положительную  динамику роста высокого и среднего уровня знаний татарского языка русскоязычными детьми дошкольного возраста.
  Мы тесно сотрудничаем с англо – татарской гимназией № 16.  При выпуске детей в школу дети знают 167 татарских слов, понимают и умеют общаться друг с другом и со взрослыми.