Профориентационная работа в классе, как одна из форм сотрудничества семьи и школы


Профориентационная работа в классе,
как одна из форм сотрудничества семьи и школы
(Савинова Галина Алексеевна - учитель химии и Степанова Полина Васильевна - учитель истории МБОУ «СОШ №7»МО «Мирнинский район»
Республика Саха (Якутия) г.Мирный).
Профориентация – это объемное понятие, которое предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в профессиональном самоопределении школьника.
Найти себя в мире профессий означает возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрывать свои способности, заслужить уважение.
Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
Мировосприятие каждого человека неразрывно связано с родительским домом, семьей. В течение нескольких лет осуществляется тесное сотрудничество семьи и школы по реализации проекта «Моя семья». Этот проект включает в себя изучение родословной семьи, традиций, семейных реликвий. К 70-летию Великой Победы была написана школьная Книга памяти «Бессмертный полк».
Еще одним важным аспектом данного проекта является направление «Профессии моей семьи» и «Моя будущая профессия».
Наша цель - активизация профессионального самоопределения старшеклассников через изучение профессиональной биографии своей семьи. Анкетирование показало, что около 50% учащихся затрудняются назвать профессию и место работы родителей.
Задачи, которые мы ставим перед учащимися:
Расширить информацию о своей семье, ее реликвиях и традициях.
Собрать информацию о профессиях семьи, трудовых династиях.
Овладеть разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями.
Получить хорошую базу для самоопределения с выбором будущей профессии.
В коллективном проекте 9Б класса (2014 г) «Люди – вот что алмазная россыпь», учащиеся изучили трудовые династии родительской общественности своего класса, работающие в АК «АЛРОСА», до линии прабабушек и прадедушек, изучили архивные документы своей семьи. На основе интервью, анкетирования составили справочник «Мир профессий», используя такие признаки, как «Содержание труда», «Должен знать», «Профессионально важные качества», «Квалификационные требования», «Медицинские противопоказания». В заключении они написали: «Изучение профессиональной биографии своей семьи, воспитывает в нас, учащихся, гордость за своих родителей и родственников». Следуя преемственности, учащиеся 11Б класса, проводят исследовательскую работу по профессиональному определению выпускников.Индивидуальный профориентационный проект Марии Жуковой (ныне выпускница школы) выстроен через изучение генеалогического древа своей семьи. «Просматривая профессии нашей родословной, я увидела, что по папиной линии больше всего людей с профессией предприниматель. По линии мамы – учитель. Сейчас приходит время моего выбора. Выбор профессии – это серьезный шаг, который определит мою будущую судьбу. Очень важно, чтобы работа приносила удовлетворение, позволяла чувствовать себя нужным и полезным, находить применение своим способностям. Я решила, что мне больше по - нраву идти по папиным стопам, т.е. стать программистом, а в дальнейшем стать индивидуальным предпринимателем», - пишет Жукова М.
Далее она рассматривает вопросы: «Что должен знать программист?»,
«Важные качества профессии», «Медицинские противопоказания», «Куда пойти учиться?», «Рекомендую почитать одноклассникам».
Философ Сенека писал: «Если человек не узнает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Наша общая задача – семьи и школы, помочь учащимся в профессиональном выборе. Не навязывая свое мнение, а давая простор для деятельности, поиска знаний и информации. Именно деятельностный аспект позволяет учащемуся сделать осознанный, обдуманный выбор своей будущей профессии.