Презентация к уроку русского языка Употребление причастий и деепричастий


Употребление причастий и деепричастий в речи7 класс Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В.Гоголь Цели урока: Формировать умение определять роль причастий и деепричастий в речи;Формировать умение правильно употреблять причастия и деепричастия в книжной и разговорной речи;Повторить правописание причастий и деепричастий. Найдите словосочетания с причастиями: Танцующая параПотерянный видБегающие детиРастаявший снегПотерянный платокБегающие глазаОткрытое окноШуршащие листьяТанцующая походка Причастия, встречающиеся в названиях книг, запишите в 2 колонки: действительные и страдательные «Унесё(н,нн)ые ветром»«Поющие в терновнике»«Бегущая по волнам»«Блистающий мир»«Отверже(н,нн)ые»«Открытая книга»«Утраче(н,нн)ые иллюзии»«Пылающий остров» Проверьте себя: Действительные «Поющие в терновнике»«Бегущая по волнам»«Блистающий мир»«Пылающий остров». Страдательные «Унесённые ветром»«Отверженные»«Открытая книга»«Утраченные иллюзии» Найдите неверное утверждение: Причастие – изменяемая часть речи.Причастие в предложении выполняет роль определения.Деепричастие обозначает признак предмета по действию.Деепричастие – неизменяемая часть речи.У причастия нет зависимых слов. Не узнав горяСделав худоНе зная бродуНе отведав горькогоСнявши голову по волосам не плачутне узнаешь и сладкогои лаптя не сплетёшьне лезь в водуне узнаешь и радости Найдите соответствия Проверьте себя! Не узнав горя,Сделав худо,Не зная броду,Не отведав горького,Снявши голову, не узнаешь и радостине жди добране лезь в водуне узнаешь и сладкогопо волосам не плачут Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя А.С.Пушкин Исследование текста Назовите автора и произведение. Определите стиль речи. Найдите метафоры и эпитеты. Подчеркните причастия и причастные обороты. Какова их роль в тексте? Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению . Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению . 1. Образуйте причастия от глаголов в скобках. 2.Объясните постановку знаков препинания при обособленных членах предложения. 3. Найдите примеры эпитетов, олицетворений , метафор. Море, огромное, лениво (вздыхать) у берега, - уснуло и неподвижно в дали, (облить) голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не (скрывать) собою золотых узоров звёзд.(М.Горький) Море, /огромное, лениво вздыхающее у берега/, - уснуло и неподвижно в дали, /облитой голубым сиянием луны/. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, /неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд/. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий Раздвинув кусты шиповника, виднеется старинный дом.Мальчик гладил пёсика по спине, виляя хвостом.Наловив рыбу, у нас кончились червяки.Подъехав к платформе, собаки встретили нас дружным лаем. За раздвинутыми кустами шиповника виднеется старинный дом.Мальчик гладил по спине пёсика, вилявшего хвостом.После того, как мы наловили рыбу, у нас кончились червяки.Когда мы подъезжали к платформе, собаки встретили нас дружным лаем. Выберите грамматически правильное продолжение предложения : Анализируя состав слова,У меня возник вопрос.Укажите его морфемы.Мне поставили «отлично».Часто не указывается основа. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Закрыв книгу,Герои надолго остаются в нашей памяти.Обдумывается прочитанное.Постарайтесь представить её героев.У меня возникло желание перечитать её. Эти части речи необходимыдля яркого, красочного описания природы;для выразительности описания чувств, переживаний людей и живых существ;делают текст динамичным, выразительным, более точным и ёмким. Вывод: роль причастия и деепричастия в речи Подведём итоги Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)… Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру«Роль причастий и деепричастий в речи».