Презентация по русскому языку на тему Образование деепричастий


Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида7 класс Притча. «Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:- Назови, что ты выбираешь из них.- Ложку, - ответил юноша.- Произнеси это 5 раз.Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).»- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы? Тогда в путь. Желаю удачи Притча ЗагадкаМеня с наречием порою спутать можно,Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл;Я по значению похоже на глагол. Лист контроля. Фамилия, имя Класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид работыД/3 эссеДа-нетопределениеобразование деепричастийисслед. работапословицытаблицатестсамо оценкаОценка учителя Домашнее заданиеЭссе « Моя Родина» с употреблением в тексте причастий и деепричастий Игра «Да-нет» 1.Причастие – особая форма глагола.2.Деепричастие – это служебная часть речи.3.Деепричастие обозначает добавочное действие.4. Деепричастие образуется от глагола.5.Причастие образуется с помощью суффиксов.6.Деепричастие – неизменяемая часть речи.7.Деепричастие изменяется по лицам и временам.8.Деепричастие в предложении является определением.9.Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида.10. Причастия бывают настоящего и будущего времени. «Да-нет» 1-да 2-нет 3-да 4- да 5-да 6-нет 7-нет 8-нет 9-да 10-нетКритерии оценивания0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Больше 5 ошибок – «2» Сформулируйте цель урокаПознакомиться с образованием….Развивать умение правильно …… и ……..-Для чего и где пригодится эта тема?Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида? Третье февраляКлассная работа Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида Попробуйте от глаголов образовать деепричастия.Выделите суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия.глагол несов.вида(что делают?) дееприч. несов.вида(что делая?) глагол сов.вида(что сделать?) дееприч. сов.вида(что сделав?)кричат нарисовать замирают замереть красуются нахмуриться Проверка кричат - крича нарисовать - нарисовав замирают - замирая замереть - замерев красуются - красуясь нахмуриться - нахмурившись Выполнение заданийЗадание 1. - Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, определите у них основу:1 группа. Образуйте деепричастия от глаголов (-а, -я):Кричать, тормозить, метать, запыхаться, любить, уважать, гонять, ездить, возвращаться.2 группа. Образуйте деепричастия от глаголов (-вши, -ши):Закончить , почистить, порезаться, растаять, броситься, запереть, сбежать, запыхаться, прикоснуться. Выполнение заданийЗадание 2. Перепишите, раскройте скобки и образуйте деепричастия.1 группа. -Чуть свет я вставал, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь. 2 группа. – (Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему. Задание 3. Из текста выписать деепричастия, определить вид. В Аксу-Джабаглинском заповеднике, высоко в горах, живёт снежный барс. Здесь был случай, когда он напал на медведя. Спасаясь от барса медведь взобрался на скалу. Но барс прыгнув схватил его. Барс похож на кошку. После еде он любит играть. Иногда на снежном горном склоне он может прокатиться вниз лёжа на спине. Иногда барсы встав на задние лапы начинают играть задевая друг друга. Барс охотится в сумерках и ночью, редко днём. Затаившись он в удобный момент бросается на жертву. Разминка.Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. Употребление деепричастий в речиФункция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.
Исследовательская работа в группах. (Работа с текстами)1.Перед вами отрывки из стихотворений великих поэтов! Прочитать отрывки из стихотворений, выполните задания:-Вспомните автора.-Вставьте пропущенные деепричастия, определите их вид.-Выполните их словообразовательный анализ.-Сравните оригинал с текстом без деепричастий и определите роль деепричастий этого отрывка. Улыбкой ясною природаСквозь сон встречает утро года. ………, блещут небеса. И стоит берёза В сонной тишине.И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, лениво ……… кругом,Обсыпает ветки Новым серебром. А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Улыбкой ясною природаСквозь сон встречает утро года.Синея, блещут небеса. С.Есенин «Берёза» И стоит берёза В сонной тишине.И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, лениво Обходя кругом,Обсыпает ветки Новым серебром. Игра « Потерявшиеся пословицы» Собери пословицы, укажи в них деепричастияНе зная броду,Трус хвастает уходя,Не замочив руки,Говорить не думая –Кто не подумав говорит,Не развязав мешок,не умоешься.не узнаешь, что в нем.тот вечно вздор твердит.что стрелять не целясь.не суйся в воду.а смелый – возвращаясь. Заполнение таблицы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ДеепричастияНа какие вопросыотвечаютКак образуютсяПримеры Докончите Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …Деепричастие отвечает на вопросы …Деепричастие образуется от … с помощью …Деепричастие имеет признаки … и признаки …Подчеркивается в предложении …Вопрос к деепричастию задается от … Домашнее задание (дифференцированное)1.Подобрать по 2-3 примера из текстов художественной литературы предложения с деепричастиями, выполнить словообразовательный анализ.2. Напишите мини – сочинение «Снегопад», максимально используя деепричастия cовершенного и несовершенного вида. Рефлексия1. Сегодня я узнал…2 Было интересно…3. Было трудно…4. Я теперь могу…5 Я научился…6. У меня получилось…7. Мне захотелось…8. Я попробую…9. Я смог …10.Урок дал мне для жизни..! Лист контроля. Фамилия, имя Класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид работыД/3 эссеДа-нетопределениеобразование деепричастийисслед. работапословицытаблицатестсамо оценкаОценка учителя Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая. Среди данных слов найдите деепричастия

Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастияМать сидела, откинувшись в кресле.Брат склонил голову и писал что-то.Я открыл окно и залюбовался видом.Выйдя из дома, человек направился к машине.Человек, вышедший из дома, направился к машине.Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.Разложив игры, дети сели в кружок.

Найдите лишнее деепричастиеНахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.

Можно ли так говорить?Идя из школы, пошел дождь.Возвращаясь домой, меня застала гроза.Включив телевизор, он показывал футбольный матч. Открывая книгу, из неё выпал листок.Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.


Итоги урока Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …Деепричастие отвечает на вопросы …Деепричастие образуется от … с помощью …Деепричастие имеет признаки … и признаки …Подчеркивается в предложении …Вопрос к деепричастию задается от …