Конспект урока по литературе на тему Любовь в творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой

Тема любви в творчестве А. Ахматовой и М.Цветаевой

Цели урока:
Обучающая: погрузить обучающихся в художественный мир поэтов А.Ахматовой и М.Цветаевой.
Развивающая: продолжить работу над овладением обучающимися уметь обобщать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, содействовать полноценному восприятию художественного произведения.

Задачи урока:
1. Раскрыть отдельные аспекты творчества А. Ахматовой и М. Цветаевой.
2. Повлиять на формирование художественного вкуса путем создания атмосферы погружения в творчество мастера слова.
3. Используя жизненный опыт обучающихся, различные приемы работы с текстом и методы, основанные на использования мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, систематизации, индукции и дедукции) сформулировать основной вывод урока: М. Цветаева и А. Ахматова – это целый поэтический мир, вселенная, совершенно особенная, своя Если вглядеться, вдуматься в их судьбы, внимательно перечитать стихи, то можно убедиться, сколь многое их сближает. Не только в поэзии, но и в жизни.
4. Способствовать развитию умений и навыков восприятия и интерпретации поэтического текста.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Средства обучения: тексты стихотворений А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой, заполненные дома таблицы, компьютерная презентация «Тема любви в творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой», записи песен на стихи А.Ахматовой и М.Цветаевой.

Ожидаемые результаты: привитие интереса к поэзии, к творчеству великих русских женщин-поэтов, выразительное чтение стихов, умение анализировать и сравнивать, расширение кругозора обучающихся.

Этапы урока:
I. Погружение в тему.

II. Чтение и анализ стихов. Обсуждение темы любви в творчестве поэтов М. Цветаевой и А. Ахматовой. Работа с таблицей.

III. Подведение итога урока. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание.


Ход урока

I этап. Погружение в тему.

Задачи: подвести учащихся к восприятию темы урока, сформулировать основные цели урока, актуализировать читательское восприятие стихов.
1слайд (Тема урока) Тема любви в творчестве А. Ахматовой и М.Цветаевой. ( звучит романс на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». На экране портреты А.Ахматовой и М. Цветаевой в разные периоды их жизни).

Слово учителя: Среди блистательных имён поэтов серебряного века выделяются два женских имени: Марина Цветаева и Анна Ахматова.
2 слайд: За всю многовековую историю русской литературы это, пожалуй, лишь два случая, когда женщина – поэт по силе своего дарования ни в чём не уступила поэтам мужчинам. Не случайно обе они не жаловали слово «поэтесса» (и даже оскорблялись, если их так называли). Они не желали ни каких скидок на свою «женскую слабость», предъявляя самые высокие требования к званию Поэт. Анна Ахматова так прямо и писала: Увы! Лирический поэт Обязан быть мужчиной Критики начала XX века постоянно отмечают эту их особенность: «Госпожа Ахматова, несомненно, лирический поэт, именно поэт, а не поэтесса» «Поэзия Марины Цветаевой – женская, но, в отличие от Анны Ахматовой, она не поэтесса, а поэт».

3 слайд: Что же позволило им стать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века: А.Блоком, С.Есениным, В.Маяковским, О. Мандельшатомом, Н.Гумилёвым, А.Белым, Б.Пастернаком?.. В первую очередь, это предельная искренность, отношение к творчеству как к «священному ремеслу», теснейшая связь с родной землёй, её историей, культурой, виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи. М. Цветаева и А. Ахматова – это целый поэтический мир, вселенная, совершенно особенная, своя И тем не менее «объединение» этих двух имён имеет под собой достаточно оснований. Если вглядеться, вдуматься в их судьбы, внимательно перечитать стихи, то можно убедиться, сколь многое их сближает.

II этап. Чтение и анализ стихов.
Обсуждение темы любви в творчестве поэтов М. Цветаевой и А. Ахматовой. Работа с таблицей.

Цель: читая и сравнивая стихи двух женщин-поэтов, обучающиеся должны проанализировать, что их сближает, в чем они не похожи, определить отношение к любви каждой из них.
Задача: организовать деятельность обучающихся по применению навыков анализа лирического произведения, способствовать умению обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Отражение в стихах личного опыта, раздумий о любви.

1. Слово учителя: «Великая земная любовь». Она является движущим началом всей лирики для А. Ахматовой. Благодаря ее стихам читатель по-другому – более реалистично видит мир. Анна Ахматова в одном из своих стихотворений назвала любовь необыкновенным «пятым временем года», с помощью которого ею были замечены и остальные обыкновенные четыре.

Обучающиеся читают стихи А. Ахматовой и делают выводы по каждому их них, отвечая на вопрос: Каково отношение в этом стихотворении поэта к любви?
( В ходе анализа стихов дополняется таблица, сделанная дома в тетрадях).
Любовь – это... Взгляд А. Ахматовой Взгляд М.Цветаевой

4 слайд: текст стихотворения «То пятое время года».
Учащийся: (чтение и анализ этого стихотворения).
Предполагаемый ответ: чувство, которое определяет для героини смысл жизни, ее ход; оно естественное состояние человеческого сердца. Любовь является основным центром, который сводит к себе весь остальной мир ее поэзии. Любовь практически не описывается в спокойном пребывании у А. Ахматовой. Само по себе чувство всегда острое и необыкновенное.

5 слайд: текст стихотворения «Я умею любить».
Учащийся: (чтение и анализ этого стихотворения).
Предполагаемый ответ: Ранняя любовная лирика воспринималась как своеобразный лирический дневник. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии - обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый. Запись в таблице: наивная, доверчивая, готовая подчиняться.

6слайд: текст стихотворения «Песня последней встречи».
Учащийся: (чтение и анализ этого стихотворения).
Предполагаемый ответ: лирическая героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от женского счастья. Любовь – это исповедь влюбленной женщины.

7 слайд. Общий вывод об отражении в стихах личного опыта, раздумий о любви А.Ахматовой, (первая часть таблицы заполнена)

2. Слово учителя. Лирическая героиня М. Цветаевой растворяется в волшебном мире любви, страдая и мучаясь, горюя и печалясь. Марине Ивановне дано было пережить божественное чувство любви, потери и страдания. Из этих испытаний она вышла достойно, перелив их в прекрасные стихи, ставшие образцом любовной лирики.

8 слайд: текст стихотворения М. Цветаевой «Милый, милый, мы, как боги». Учащийся: (чтение и анализ этого стихотворения).
Предполагаемый ответ: любовь – это погружение до полного растворения, это готовность преодолеть все преграды и противостоять всему миру, отстаивая свое право на счастье.

Учитель: Судьба разводит двух людей, предназначенных друг другу. Причиной расставания может стать многое обстоятельства, люди, время, невозможность понимания, недостаток чуткости, несовпадение устремлений. Так или иначе, цветаевской героине слишком часто приходится постигать «науку расставанья».

Текст: «Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе»
Учащийся: (чтение и анализ этого стихотворения).
Предполагаемый ответ: Разлука, расставание, неудавшаяся любовь, несбывшиеся мечты, буйство чувств, ревность частый мотив в любовной лирике Цветаевой, но обреченность на разлуку- это часть любви.

9-11 слайды: текст стихотворения «Мой милый, что тебе я сделала?!»
Коллективная дискуссия по анализу данного стихотворения. (примерные вопросы для анализа)
1. К кому обращен призыв героини? (То к читателю, то к самому возлюбленному).
2. Почему лирическая героиня постоянно повторяет одну и ту же фразу? (Неоднократное повторение вопроса – стремление достучаться до бесчувственного любимого, показать свою боль читателю).
3. Каковы художественные средства лирики М. Цветаевой? ( Сравнение: нет любви – нет жизни. Жизнь без любви – «копейка ржавая».).

12 слайд Обобщающая таблица Любовь – это...
Взгляд А. Ахматовой - любовь – смысл жизни, “пятое время года”, глубокая, могучая, неспешная, «роковое душ слиянье», «поединок роковой», откровенность, искренность, исповедь влюбленной женщины, наивная, доверчивая, готовая подчиняться, гордая, независимая. сдержанная и приглушённая.
Взгляд М.Цветаевой - буйство чувств, ревность, кричащая стихийность, поразительная откровенность, обреченность на разлуку, постоянное движение, полет, эмоциональность, взволнованность, жизнь без любви – «копейка ржавая» Работа с таблицей.
В слайде высвечиваются одним цветом общие для А. Ахматовой и М. Цветаевой позиции, такие как «любовь – смысл жизни (А. Ахматова) и жизнь без любви – «копейка ржавая» (М. Цветаева), и разным цветом высвечиваются противопоставленные: кричащая стихийность М. Цветаевой и сдержанная и приглушённая (А. Ахматова).

III этап. Итог урока.

Учитель: Мир каждой из поэтесс чарующ и восхитителен.

Учитель:
1. С какими эпитетами ассоциируется поэтический мир любви Анны Ахматовой? (глубокая, могучая, неспешная и подспудно творящая).
2. Какими эпитетами можно охарактеризовать поэтический мир любви Марины Цветаевой? (страстная, буйная, сметающая любые ограничения и более всего влекущая к полноте личной свободы).
3. Что же объединяет их «женские» взгляды на любовь? (Их любовь неоднозначна, разнообразна, но вместе они - носительницы Женского слагают единую объемную картину «женского» счастья.)
4. Почему романсы на стихи А. Ахматовой и М. Цветаевой так популярны и включаются в романтические фильмы? ( Человек поет то, что ему близко, что задевает душу.)

IV. Домашнее задание

Учитель: Тема любви актуальна для всех возрастов, в том числе и для молодежи. Она волнует и вас. Надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своим взглядом на тему любви в жизни человека в домашнем сочинении или напишете свое стихотворение о любви.


њђ Заголовок 1њђ Заголовок 2њђ Заголовок 3њђ Заголовок 4њђ Заголовок 5њђ Заголовок 6њђ Заголовок 7њђ Заголовок 8њђ Заголовок 915