Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы ОП.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности

Министерство образования Республики Карелия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Сортавальский колледж»
















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ОП.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности

специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений






















Сортавала 2014

РАССМОТРЕНО
цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин сельскохозяйственного направления
на заседании от «____» _________ 2014
Протокол № ___
Председатель комиссии __________




В методических рекомендациях приведены основные требования по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности, предназначенные для обучающихся ГАПОУ РК «Сортавальский колледж» специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Методические указания составлены преподавателем ГАПОУ РК «Сортавальский колледж» В.З. Егоровой.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы 5
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 6
Заключение 11
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы 12
Приложения 13
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина ОП.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности входит в общепрофессиональный учебный цикл (ОП.00) основной профессиональной образовательной программы по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Рабочая программа учебной дисциплины оставлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Программа внеаудиторной самостоятельной работы предполагает осмысление и освоение таких разделов учебной дисциплины как: «Автоматизированные рабочие места для решения профессиональных задач», «Программный сервис ПК», «Технология сбора информации. Представление информации», «Технологии обработки и преобразования информации».
Целью учебной дисциплины является формирование у обучающихся информационно-коммуникационной и проектной компетентностей, включающей умения эффективно и осмысленно использовать компьютер и другие информационные средства и коммуникационные технологии для своей учебной и будущей профессиональной деятельности, а также формирование общих и профессиональных компетенций.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности;
отображать информацию с помощью принтеров, плоттеров и средств мультимедиа;
устанавливать пакеты прикладных программ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности,
перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места на базе ПК;
технологию поиска информации; технологию освоения пакетов прикладных программ.
ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ темы
Наименование тем
Вид и название работы обучающегося
Количество часов на выполнение работы

Тема 1.1
Технические средства информационных систем
Краткосрочный проект Технические средства реализации информационных систем
6

Тема 1.2
Базовое программное обеспечение. Программное обеспечение прикладного характера
Краткосрочный проект Назначение и состав базового программного обеспечения
6

Тема 2.1
Работа с файлами. Работа с накопителями информации
Краткосрочный проект Сервисные программы для работы с файлами
2



Магнитный принцип записи и считывания информации
2

Тема 2.2
Подключение к локальной сети и сети Интернет
Конспект Локальные сети. Глобальные сети
2

Тема 2.3
Основы информационной и компьютерной безопасности
Конспект Защита информации. Виды мер обеспечения информационной безопасности
2

Тема 3.1
Классификация информации и ее поиск
Конспект Информация и формы ее представления. Поиск информации в накопителях информации. Программы поиска информации
2



Краткосрочный проект Ресурсы и службы Internet
4

Тема 3.2
Ввод информации с помощью сканера. Печать документа
Краткосрочный проект Сканеры. Принтеры. Плоттеры
4

Тема 3.3
Отображение информации с помощью аудио и видео средств ВТ
Конспект Аппаратные и программные средства мультимедиа
2

Тема 3.4
Системы машинного перевода
Презентация Пакет PROMT. Пакет ABBYY Lingvo
3

Тема 4.1
Профессиональное использование MS Office
Написание реферата.
6



Индивидуальное задание в электронных таблицах (создание электронной книги)
4

Итого
45

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема 1.1. Технические средства информационных систем.
Вид работы: краткосрочный проект Технические средства реализации информационных систем
Отводимое количество часов: 6.
Цель работы: отработать навыки самостоятельного решения поставленной проблемы, закрепление навыков подбора необходимой литературы и других источников информации, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал, отработать навыки публичного выступления.
Общие указания к выполнению работы: собрать необходимую информацию по выбранной подтеме проекта, обобщить, выделить главное, сопроводить соответствующими иллюстрациями. Подготовить доклад.
Подтемы проекта (индивидуальное задание по выбору обучающегося): Классификация информационных систем. Классификация персональных компьютеров. Универсальные настольные ПК. Блокнотные компьютеры. Карманные ПК. Компьютеры-телефоны. Носимые персональные компьютеры. Специализированные ПК. Суперкомпьютеры. ЭЛТ-мониторы. ЖК-мониторы. Плазменные мониторы. Дигитайзеры. Цифровые камеры. Модем. Другая подтема предложенная обучающимся, связанная с темой проекта.
Форма отчетности и контроля: предоставление флеш-носителя с выполненной работой, публичное выступление, оценивание работы.


Тема 1.2 Краткосрочный проект Базовое программное обеспечение. Программное обеспечение прикладного характера.
Вид работы: Назначение и состав базового программного обеспечения
Отводимое количество часов: 6.
Цель работы: отработать навыки самостоятельного решения поставленной проблемы, закрепление навыков подбора необходимой литературы и других источников информации, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал, отработать навыки публичного выступления.
Общие указания к выполнению работы: Собрать необходимую информацию по выбранной специальности, обобщить, выделить главное, сопроводить соответствующими иллюстрациями. Подготовить доклад.
Подтемы проекта (индивидуальное задание по выбору обучающегося): Современные операционные системы: основные возможности и отличия. Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач. Интегрированные пакеты. Экспертные системы. Издательские системы. Проблемно-ориентированное прикладное ПО для строительной сферы. ПО справочно-правовых систем (ПО СПС). Прикладное программное обеспечение глобальных сетей. Прикладное программное обеспечение для организации (администрирования) вычислительного процесса. Другая подтема предложенная обучающимся, связанная с темой проекта.
Форма отчетности и контроля: предоставление флеш-носителя с выполненной работой, публичное выступление, оценивание работы.


Тема 2.1 Работа с файлами. Работа с накопителями информации.
Вид работы: Краткосрочный проект Сервисные программы для работы с файлами.
Отводимое количество часов: 2.
Цель работы: отработать навыки самостоятельного решения поставленной проблемы, закрепление навыков подбора необходимой литературы и других источников информации, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал, отработать навыки публичного выступления.
Общие указания к выполнению работы: Собрать необходимую информацию по выбранной специальности, обобщить, выделить главное, сопроводить соответствующими иллюстрациями. Подготовить доклад.
Подтемы проекта (индивидуальное задание по выбору обучающегося): Файловые менеджеры. Программы архиваторы. Программные средства для борьбы с компьютерными вирусами. Другая подтема предложенная обучающимся, связанная с темой проекта.
Форма отчетности и контроля: предоставление флеш-носителя с выполненной работой, публичное выступление с докладом, оценивание выступления.

Вид работы: Краткосрочный проект Магнитный принцип записи и считывания информации.
Отводимое количество часов: 2.
Цель работы: отработать навыки самостоятельного решения поставленной проблемы, закрепление навыков подбора необходимой литературы и других источников информации, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал, отработать навыки публичного выступления.
Общие указания к выполнению работы: Собрать необходимую информацию по выбранной специальности, обобщить, выделить главное, сопроводить соответствующими иллюстрациями. Подготовить доклад.
Подтемы проекта (индивидуальное задание по выбору обучающегося): Накопители на жестких и гибких магнитных дисках. Оптический принцип записи и считывания информации. Лазерные дисководы и диски. Flash-носители. Другая подтема предложенная обучающимся, связанная с темой проекта.
Форма отчетности и контроля: предоставление флеш-носителя с выполненной работой, публичное выступление с докладом, оценивание выступления.


Тема 2.2 Подключение к локальной сети и сети Интернет.
Вид работы: Конспект Локальные сети. Глобальные сети.
Отводимое количество часов: 2.
Цель работы: осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Общие указания к выполнению работы: повторить теоретический материал по теме. Пользуясь учебной литературой и дополнительными источниками составить конспект по теме.
Форма отчетности и контроля: предоставление конспекта, оценивание работы обучающегося.


Тема 2.3 Основы информационной и компьютерной безопасности.
Вид работы: Конспект Защита информации. Виды мер обеспечения информационной безопасности
Отводимое количество часов: 2.
Цель работы: осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Общие указания к выполнению работы: повторить теоретический материал по теме. Пользуясь учебной литературой и дополнительными источниками составить конспект по теме.
Форма отчетности и контроля: предоставление конспекта, оценивание работы обучающегося.


Тема 3.1 Классификация информации и ее поиск.
Вид работы: Конспект Информация и формы ее представления. Поиск информации в накопителях информации. Программы поиска информации
Отводимое количество часов: 2.
Цель работы: осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Общие указания к выполнению работы: повторить теоретический материал по теме. Пользуясь учебной литературой и дополнительными источниками составить конспект по теме.
Форма отчетности и контроля: предоставление конспекта, оценивание работы обучающегося.

Вид работы: Краткосрочный проект Ресурсы и службы Internet
Отводимое количество часов: 2.
Цель работы: отработать навыки самостоятельного решения поставленной проблемы, закрепление навыков подбора необходимой литературы и других источников информации, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал, отработать навыки публичного выступления.
Общие указания к выполнению работы: Собрать необходимую информацию по выбранной специальности, обобщить, выделить главное, сопроводить соответствующими иллюстрациями. Подготовить доклад.
Подтемы проекта (индивидуальное задание по выбору обучающегося): Службы INTERNET. Электронная почта. Сетевые новости. FTP - передача файлов. Разговор по Интернету. IP-телефония. Электронная коммерция. Социальные сети. Другая подтема предложенная обучающимся, связанная с темой проекта.
Форма отчетности и контроля: предоставление флеш-носителя с выполненной работой, публичное выступление с докладом, оценивание выступления.


Тема 3.2 Ввод информации с помощью сканера. Печать документа.
Вид работы: Краткосрочный проект Сканеры. Принтеры. Плоттеры.
Отводимое количество часов: 4.
Цель работы: отработать навыки самостоятельного решения поставленной проблемы, закрепление навыков подбора необходимой литературы и других источников информации, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал, отработать навыки публичного выступления.
Общие указания к выполнению работы: Собрать необходимую информацию по выбранной специальности, обобщить, выделить главное, сопроводить соответствующими иллюстрациями. Подготовить доклад.
Подтемы проекта (индивидуальное задание по выбору обучающегося): Системы оптического распознавания информации. Система оптического распознавания информации FineReader. Матричные и линейно-матричные принтеры. Струйные принтеры. Лазерные принтеры. Многофункциональные периферийные устройства. Портативные принтеры. Плоттеры. Другая подтема предложенная обучающимся, связанная с темой проекта.
Структура проекта: назначение, типы, основные характеристики и параметры.
Форма отчетности и контроля: предоставление флеш-носителя с выполненной работой, публичное выступление с докладом, оценивание выступления.


Тема 3.3 Отображение информации с помощью аудио и видео средств ВТ.
Вид работы: Конспект Аппаратные и программные средства мультимедиа.
Отводимое количество часов: 2.
Цель работы: осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Общие указания к выполнению работы: повторить теоретический материал по теме. Пользуясь учебной литературой и дополнительными источниками составить конспект по теме.
Форма отчетности и контроля: предоставление конспекта, оценивание работы обучающегося.


Тема 3.4 Системы машинного перевода
Вид работы: Создание презентации.
Отводимое количество часов: 3.
Цель работы: отработка навыков работы с источниками информации и созданию мультимедийной презентации.
Общие указания к выполнению работы: работа выполняется по индивидуальному заданию, согласованному с преподавателем (см. Методические рекомендации по созданию учебного проекта, Методические рекомендации по созданию мультимедийной презентации).
Темы презентаций: Пакет PROMT. Пакет ABBYY Lingvo. Другая тема предложенная обучающимся.
Форма отчетности и контроля: предоставление флеш-носителя с выполненным заданием на отборочный этап учебно-исследовательской конференции, оценивание работы.


Тема 4.1 Профессиональное использование MS Office.
Вид работы: Подготовка и защита реферата по заданной теме.
Отводимое количество часов: 6.
Цель работы: осуществление подбора необходимой литературы и других источников информации, вычленение из них главное, систематизация имеющегося материала, закрепление навыков работы в текстовом процессоре, отработка навыков публичного выступления.
Общие указания к выполнению работы: Повторить теоретический материал по выбранной теме. Пользуясь учебной литературой и дополнительными источниками подготовить реферат по теме.
Предлагаемая тематика рефератов: СУБД Oracle. СУБД MS SQL. СУБД Borland Interbase. Другая тема предложенная обучающимся.
Форма отчетности и контроля: публичное выступление по защите реферата, оценивание содержания и оформления реферата, оценивание выступления.

Вид работы: Создание электронной книги.
Отводимое количество часов: 4.
Цель работы: отработка навыков работы по документа профессиональной направленности в программе Microsoft Excel.
Общие указания к выполнению работы: работа выполняется по индивидуальному заданию, согласованному с преподавателем (пример выполнения см. в приложении А).
Форма отчетности и контроля: предоставление флеш-носителя с выполненным заданием, оценивание работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Широкое использование разнообразных методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные интеллектуальные качества обучающихся, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - комплексные решения в области САПР
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - материалы по стандартам и учебникам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики, преподавание информатики
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт Информатика
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронный учебник по информатике и информационным технологиям
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - энциклопедия
Дополнительные источники:
Михеев Е.В.Информационные технологии в профессиональной деятельности. М: Издательский центр «Академия», 2006 г.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. М: Издательский центр «Академия», 2007 г.
Елочкин М.Е., Брановский Ю.С., Николаенко И.Д. Информационные технологии. М.: Издательство Оникс, 2007 г.
Фигурнов В.Э. IВМ РС для пользователя. М: инфа_м, 1995 г.
Ганин Н.Б. Компас 3D V8.М,:ДМК Пресс; СПб; Питер, 2007 г.
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2006 г. М.:ОЛМА_ПРЕСС Образование, 2006 г.
Приложение А
Задание 1
1. В папке «Мои документы» откройте каталог Excel и создайте подкаталог Zadanie_4.
2. Создайте книгу Excel и сохраните ее в папке Zadanie_4 под именем price.xls.
3. Переименуйте «Лист1» в «Комплектующие» и создайте на нем список компьютерных комплектующих с аналогичным форматированием:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Используя абсолютную адресацию ячеек в формуле, рассчитайте стоимость комплектующих в рублях. Для этого:
1) Сделайте активной ячейку D4, щелкнув в ней мышкой;
2) Введите =, а затем щелкните мышкой на ячейке C4;
3) Введите оператор * и щелкните на ячейке B3. В строке формул увидите формулу: =C4*B3;
4) Нажмите клавишу F4, при этом формула изменится: =C4*$B$3. Знаки доллара в адресе ячейки В3 покажут нам, что ссылка на эту ячейку стала абсолютной.
5) Закончите ввод формулы клавишей Enter.
6) Используя автозаполнение, скопируйте формулу в остальные ячейки столбца D. Сохраните файл. Убедитесь, что, изменяя в ячейке B3 курс доллара, Вы меняете и цену комплектующих в рублях.
Рассчитайте стоимость товаров, имеющихся в наличии на складе, в рублях и долларах с использованием массивов.
1) Выделите диапазон ячеек, в которых необходимо получить результат: G4:G27 и, как Вы уже догадались, при вводе формулы вводим =;
2) Выделите диапазон первого аргумента D4:D27 и введите оператор *;
3) Выделите диапазон второго аргумента F4:F27 и нажмите комбинацию клавиш Shift+Ctrl+Enter. Вы должны получить такой вот результат:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]  
4) Аналогично введите формулу массива для диапазона Н4:Н27. Сохраните файл.
6. Скопируйте из книги Гроссубх.xls лист Февраль в книгу Price.xls и отсортируйте данные по наименованию (по возрастанию), затем по цене (по возрастанию), в последнюю очередь по сумме (по возрастанию):

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

7. Повторите раздел справки Работа со списками Поиск строк по условиям Условия отбора автофильтра. Законспектируйте основные положения раздела в файл answers4.doc.
8. Скопируйте из книги Гроссубх.xls лист Март в книгу Price.xls и отфильтруйте записи на листе с условием: сумма покупки должна быть больше 200 рублей:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

9. Проведите анализ проделанной работы. Что Вы достигли при изучении выполнении практического задания? Вы усвоили материал полностью? Какие нерешенные проблемы остались?
Задание 2
В таблице рассчитать итоговые данные по отдельным датам или товарам с помощью средства Промежуточные итоги.



Последовательность выполнения
1. Создайте таблицу и сохраните ее под именем Учет продаж.
2. Отсортируйте таблицу по полю, по которому нужно выполнить группировку (в данном примере это сортировка по дате).
3. Сделайте активной любую ячейку в списке данных и нажмите кнопку Промежуточные итоги в группе Структура вкладки Данные.
4. Выполните команду Данные > Итоги – весь список будет выделен и появится окно Промежуточные итоги.
5. В данном окне нужно указать поле, при изменении которого следует вычислять итоги, какую итоговую операцию выполнить и по каким полям подсчитать итоги. Для решения задачи следует установить значения полей, как показано на рис.

6. Нажмите кнопку OK – Excel выполнит расчет промежуточных итогов. Обратите внимание на появившиеся кнопки в левой части окна Excel. С их помощью можно изменять представление списка, скрывая определенные группы данных.

7. Убрать с листа промежуточные итоги можно, повторно нажав кнопку Промежуточные итоги и в появившемся окне нажав кнопку Убрать все.

Задание 3.
Построить сводную таблицу для книги учета продаж, из которой можно будет узнать итоговые значения количества товаров и суммы продаж в разрезе как по датам, так и по каждому наименованию товара.
Последовательность выполнения
1. Откройте книгу, сохраненную с именем Учет продаж, и сделайте активной любую ячейку в списке данных или выделите весь список.
2. На вкладке Вставка нажмите кнопку Сводная таблица.
3. В окне создания сводной таблицы проверьте правильность определения диапазона данных и нажмите кнопку OK.
4. В области Список полей сводной таблицы установите флажки Дата, Наименование товара, Количество и Сумма – сводная таблица будет создана автоматически.


5. Измените структуру сводной таблицы перетаскиванием полей между областями названий строк, столбцов или значений. Чтобы получить таблицу, перетащите поле Дата из области Названия строк в область Названия столбцов и отключите отображение поля Количество, сняв соответствующий флажок.

6. Самостоятельно изучите средства изменения структуры и формата сводной таблицы с помощью контекстных вкладок, появляющихся на ленте при выборе таблицы:
на вкладке Параметры можно изменять параметры таблицы в целом, отдельных полей и др.; например, для изменения итоговой операции сделайте активной любую ячейку в области значений, нажмите кнопку Параметры поля в группе Активное поле и выберите желаемую операцию;
на вкладке Конструктор можно изменять параметры отображения таблицы и применять встроенные стили для автоматического форматирования.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215






/ђ Заголовок 1Ьђ Заголовок 3'ъaђ Заголовок 4(ъaђ Заголовок 6 Заголовок 915