Доклад на тему Коммуникативность


Коммуникативное мастерство классного руководителя - одно из основных условий повышения качества воспитания учащихся.
«Научиться можно только тому, что любишь, а учатся у того, кого любят»
ИОГАНН ГЕТЕ
Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации. Она пронизывает все структурные компоненты деятельности.
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 30 человек с разными желаниями и потребностями. А некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя и классного руководителя»
(Дональд Д. Куинн, перевод с английского).
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Искусство общения это искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека с которым вы общаетесь. И следует помнить, что имя человека – самый сладостный для него звук. Надо помнить два правила.
ПРАВИЛА КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Приступая к работе с классным коллективом, классный руководитель должен руководствоваться не только знаниями, собственным опытом, интуицией, но и воспользоваться следующими советами, которые позволят избежать ошибок и конфликтов в общении с учащимися.
1. Прежде чем приступать к планированию работы с классным коллективом, необходимо изучить как можно больше различных мнений о коллективе, побеседовать с педагогами, психологами, первым учителем учащихся.
2. Классный руководитель должен хорошо знать физиологию возраста, с которым работает.3. Нельзя оценивать учащихся только на основе сложившегося чужого мнения. Изучая и наблюдая учащихся, необходимо формировать свое объективное мнение.4. Нельзя фальшивить в общении с ребенком, так как это моментально вызовет с его стороны ответную фальшь.
5. Планируя работу с классом, нельзя навязывать детям свое мнение. Необходимо создать условия для проявления их инициативы, творчества, потребности в тех мероприятиях, которые необходимо провести в классе.
6. Нельзя строить отношения с учащимися на приказах и требованиях. Необходимо проявлять эмпатию, положительные эмоции, использовать улыбку как средство эмоционального единения.
7. Если хотите получить удовлетворение от собственной работы, откажитесь от таких унижающих личность методов воспитания, как хамство, насилие, оскорбление, угрозы.
8. Не конфликтуйте с детьми, проявляйте мудрость и понимание, если уважаете себя в профессии.9. Не злорадствуйте, радуйтесь успехам своих учеников, гордитесь ими, они этого никогда не забудут.
10. Если ваши ученики будут видеть вашу заинтересованность в работе с классом, они ответят вам взаимностью.
Технологии, которые я использую в работе классного руководителя - это: - Тренинги общения.
- Групповая проблемная работа.(обсуждение ситуаций)
- Диалог «педагог – воспитанник», беседы.
- экскурсии.
- Упражнения, игры, конкурсы.
В дальнейшей работе с классом буду включать диспуты, дискуссии.
В начале каждого классного часа я провожу минутки позитива. Сначала я это делала сама, а затем стала привлекать учащихся. Каждый это выполнял впервые, поэтому перед началом всегда стараюсь подбодрить детей. И тогда ученик становится уверенней.
«Поменяйтесь местами»
Описание упражнения
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами» те, кто... (любит петь, читать, цветы». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
смысл упражнения
Чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.
Упражнение «Поздороваемся»
Описание упражнения
Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.
Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
смысл упражнения
Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.
Упражнение «Построимся»
Описание упражнения
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения
смысл упражнения
Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
«Рисунок на спине»
Описание упражнения
Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Обсуждение
Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.
Упражнение «Покажи любимое дело»
Учащиеся по желанию показывают свое любимое занятие, приносящее радость, не называя его. Остальные угадывают, какое занятие было показано.
Разминка «Волшебник»
Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.
А также такие как:«Назови свое имя», «Никто из вас не знает, что я…», «Шарады», «Разминка», «Паутина», «Тайный дирижер» «Знакомство», «Комплименты», «Мы похожи», «Называем чувства», «Рассмешить партнера», «Самопрезентация» и т.д.
Учащиеся принимают участие в подготовке фрагментов классных часов, и сами готовят классные часы «Такая изменчивая мода», «Экология», «Преодоление границ», «Человек в конфликте» и другие.
Кроме этого провожу часы общения не только ввиде внеклассных мероприятиях, но и в форме экскурсии, посещение художественной и музыкальной школ. С целью установления дружеских отношений, взаимопонимания, сплочение коллектива.
Формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; знакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать – вот цели, к которым мы должны стремиться в своей работе.
Будь прост с людьми, но не запанибрата.Проверенных и лучших из друзейПриковывай стальными обручами,Но до мозолей рук не натирайПожатьями со встречными.Старайся беречься драк,А сцепишься – берисьЗа дело так, чтоб береглись другие.Всех слушай, но беседуй редко с кем.Терпи их суд и прячь свои сужденья. (У. Шекспир.)