Рабочая программа по геометрии 7 класс Атаносян


Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
РЕКОМЕНДОВАНА Заместитель директора Директор__________
к утверждению МО по УВР_________ Велиц Н.А
учителей - предметников Пушкарева Н.С. Приказ от 01.09.2015№
Протокол от 26.08.15 № 1
Рабочая программа
основного общего образования
учебного предмета «Геометрия»
для 7 класса на 2015-2016 годы
Составитель:
Намойлик Вера Васильевна
учитель математики
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол от 30.08.15.№1
с. Нижние Бузули2015г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 7класса, и реализуется на основе следующих нормативных документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 19.12. 2012 № 273-ФЗ);
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.10 №1897;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения основной школы. М., «Просвещение», 2010;
-Федеральный перечень учебников, рекомендуемый (допущенных)Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2012 № 1063;
- основная образовательная программа ООО МОУ Нижнебузулинской СОШ (утверждена приказом от 31.08.2013 г. №74)
-«Положение о структуре, порядки утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (приказ от 31.08.2013г. №74)
-Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия –7 -9классы»
составитель: Т.А.Бурмистрова . М: «Просвещение» 2009г.
-Основная общеобразовательная программа ООО МОУ Нижнебузулинская СОШ (утверждена приказом от 31.08. 2015г.)
Программа разработана на основании « Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных предметов, дисциплин общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующих программы общего образования», и приложений к приказу министра образования и науки области 15.09.2010г. № 1439
Цели и задачи программы обучения в области формирования компетентностей
Формирование математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи:
-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Рабочая программа по геометрии для 7 класса основной общеобразовательной школы разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования
России от 5.03.2004г. №1089.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. Москва «Просвещение», 2008.
Обоснование выбора программы
Данная примерная и авторская программа Бурмистровой Т.А. определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Изменения в программе Курс геометрии в 7 классе по учебному плану 2015 - 2016 учебного года рассчитан на 52 часа, а программа Бурмистровой на 50 часов. 2 часа добавлено в тему «Повторение». Всего за курс обучения проводится 5 контрольных работ.
На изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю со II четверти, всего – 52 час. Всего контрольных работ – 5ч.
Тематическое и примерное поурочное планирование составлено в соответствии с учебником «Геометрия 7-9», Л.С.Атанасян и др., М.: Просвещение, 2010.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные. Применяется сочетание традиционных и новых форм и методов обучения, применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование современных технических средств. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач и направлен на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов. Применяются не только традиционные, но и активные формы ведения урока, широко использует наглядность, дополнительные источники информации, методы сравнения, поиска и игры. Применяются следующие виды уроков: комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-практикум, урок–игра, урок решения задач, урок-тест, урок - контрольная работа. Используются следующие технологии обучения: здоровьесберегающие, сотрудничества, проблемного обучения, игровые, мультимедийные и другие технологии.
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
3. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
4. Коммуникативные компетенции. Включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения.
5. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
На изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю со II четверти, всего – 52 час. Всего контрольных работ – 5ч.
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с учебником «Геометрия 7-9», Л.С.Атанасян и др., М.: Просвещение, 2015.
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов Контрольные работы
1. Начальные геометрические сведения 7 1
2. Треугольники 14 1
3. Параллельные прямые 9 1
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника 16 2
5. Повторение. 6 Итого: 52 5
Содержание рабочей программы:
Начальные геометрические сведения (9 часов, из них 1 контрольная работа)
Прямая, отрезок, луч и угол. Виды углов. Обозначение углов. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Единицы измерения. Транспортир. Перпендикулярные прямые. Вертикальные и смежные углы.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов.
-уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.
Контрольная работа№1 по теме » Начальные геометрические сведения»
Треугольники (13 часов, из них 1 контрольная работа)
Первый признак равенства треугольников. Условие и заключение теоремы. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойство углов при основании равнобедренного треугольника. Свойство биссектрисы равнобедренного треугольника. Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников Задачи на построение. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла. Построение перпендикулярных прямых. Построение середины отрезка.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
-уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.
Контрольная работа№2 по теме » Признаки равенства треугольников».
Параллельные прямые (9 часов, из них 1 контрольная работа) Признак параллельности двух прямых по равенству накрест лежащих углов. Признак параллельности двух прямых по равенству соответственных углов. Признак параллельности двух прямых по равенству односторонних углов. Аксиома параллельных прямых. Теорема о накрест лежащих углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Теорема об односторонних и соответственных углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
-уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.
Контрольная работа№3 по теме » Признак параллельности двух прямых»
Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 часов, из них 2 контрольные работы)
Сумма углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам. Построение треугольника по трём сторонам
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
-знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой
-уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
Контрольная работа№4 по теме» Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа№5 по теме» Прямоугольные треугольники»
Повторение (4 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихВ результате изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны: знать
- сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком, углом, что такое стороны и вершина угла;
- какие геометрические фигуры называются равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч называется биссектрисой угла;
- что при выбранной единице измерения длина любого данного отрезка выражается положительным числом,
- что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда;
- какие углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными;
- что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство признаков равенства треугольников;
- формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой;
- определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых; понимать какие отрезки и лучи являются параллельными
аксиому параллельных прямых и следствия из нее;
- какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным;
- какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми
Уметь:
- применять все изученные формулы и теоремы при решении задач, обозначать неразвернутые и развернутые углы, показать на рисунке внутреннюю область угла, провод луч, разделяющий угол на два угла
- сравнивать отрезки и углы и записывать результат сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла.
- объяснить, какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой, какие отрезки называются медианой, биссектрисой, высотой треугольника, какой треугольник называется равнобедренным, равносторонним- объяснить, что такое центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной прямой; середины данного отрезка
- строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки
- задач доказывать теорему о сумме углов треугольника
- применять теоремы при решении зада
Литература и средства обучения
1. Учебник «Геометрия 7- 9». Авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина.
Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение» 2015 г.
2. Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина, - Волгоград; Учитель, 2006.
3. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – 7-е изд., испр. И доп.– М.: Илекса, - 2007
4. Геометрия. 7-9 классы. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л.С. Атанасяна: разрезные карточки / сост. М.А. Иченская. - Волгоград; Учитель, 2007.
5. Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля /авт.- сост. Г.И.Ковалева, Н.И. Мазурова.. – Волгоград: Учитель, 2008
Календарно-тематический план по геометрии в 7 классе
№ Тема Кол-во
час. Дата
кален-
дарнаяДата
факти-
ческаяВиды и формы
контроля
Глава 1. Начальные геометрические сведения (7ч.) 1 Прямая и отрезок. Луч и угол 1 10.11 2 Сравнение отрезков и углов 1 13.11 Сам. раб.
3 Измерение отрезков 1 17.11 4 Измерение углов 1 20.11 5 Перпендикулярные прямые 1 24.11 Сам. раб.
6 Решение задач 1 27.11 7 Контрольная работа №1
«Начальные геометрические сведения» 1 1.12 Контр. раб.
Глава 2. Треугольники (14ч.) 8 Первый признак равенства
треугольников 1 4.12 9 Первый признак равенства
треугольников 1 8.12 Сам. раб.
10 Первый признак равенства
треугольников 1 11.12 11 Медианы, биссектрисы и
высоты треугольника 1 15.12 12 Медианы, биссектрисы и
высоты треугольника 1 18.12 13 Медианы, биссектрисы и
высоты треугольника 1 22.12 Практ. раб.
14 Второй признак равенства
треугольников 1 25.12 15 Второй признак равенства
треугольников 1 12.01 Сам. раб.
16 Третий признак равенства
треугольников 1 15.01 17 Третий признак равенства
треугольников 1 19.01 18 Задачи на построение 1 22.01 19 Задачи на построение 1 26.01 Практ. раб.
20 Решение задач 1 29.01 Зачет
21 Контрольная работа №2 потеме «Треугольники»
1 2.02 Контр. раб.
Глава3. Параллельные прямые (9часов) 22 Признаки параллельности
двух прямых. 1 5.02 23 Признаки параллельности
двух прямых. 1 9.02 24 Решение задач по теме 1 12.02 Сам. раб.
25 Решение задач по теме 1 16.02 26 Аксиома параллельных
прямых. 1 19.02 27 Аксиома параллельных
прямых. 1 29.02 28 Решение задач по теме 1 1.03 29 Решение задач по теме 1 4.03 Сам. раб.
30 Контрольная работа №3 потеме «Параллельные прямые». 1 11.03 Контр.раб.
Глава 4. Соотношение между
сторонами и углами
треугольника (16 ч.) 31 Сумма углов треугольника 1 15.03 32 Сумма углов треугольника 1 18.03 Сам.раб.
33 Соотношение между сторонами и углами треугольника 1 22.03 34 Соотношение между сторонами и углами треугольника 1 1.04 35 Соотношение между сторонами и углами треугольника 1 5.04 Сам.раб.
36 Контрольная работа №4
«Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 8.04 Контр.раб.
37 Прямоугольный треугольник 1 12.04 38 Прямоугольный треугольник 1 15.04 39 Свойства прямоугольного
треугольника 1 19.04 Сам.раб.
40 Признаки равенства прямоугольных треугольников 1 22.04 41 Расстояние от точки до прямой 1 26.04 42 Расстояние между параллельными прямыми 1 29.04 43 Решение задач по теме 1 3.05 Сам.раб.
44 Контрольная работа №5 по теме
«Прямоугольный треугольник» 1 6.05 Контр.раб.
45 Построение треугольника потрем элементам 1 10.05 Практ.раб.
46 Построение треугольника потрем элементам 1 13.05 Практ.раб.
Повторение (6ч) 47-48 Решение задач.
Решение задач. 2 17.05
20.05 49-51 Решение задач.
Решение задач.
Решение задач. 3 24.05
24.05
27.05 52 Итоговая контрольная работа 1 31.05