Технологическая карта занятия по психологии Наши мысли и эмоции

Технологическая карта группового развивающего занятия для младших подростков (5-6 класс).
Тема: Наши мысли и эмоции.

Самое прекрасно зрелище на свете вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.
Конфуций

Составитель конспекта занятия: психолог МКОУ «СОШ №1» р.п.Куйтун Банщикова Е.В.

Цель: формирование антисуицидальных барьеров, снижение школьной тревожности.

Задачи:
- развитие навыков самопознания, позитивной «Я-концепции», эмоционально-волевой саморегуляции, навыков саморефлексии;
- развитие коммуникативных навыков, содействовать сплочению группы.

Актуальность. Тема занятия является актуальной для пятиклассников, поскольку при переходе в среднее звено у них возникает множество трудностей. Новые учебные ситуации для некоторых учеников являются стрессовыми, провоцируют школьную тревожность. Резкое снижение успеваемости в пятом классе также вызывает негативные эмоции у подростков, снижается школьная мотивация.

Опорные понятия, термины: эмоции, позитивные и негативные мысли, аффирмация.

Материалы и оборудование:
-демонстрационный материал: экран настроение (плакат), несколько экранов настроения для групповой работы; -раздаточный материал на каждого ученика (шаблон к арт-терапевтической методике «Мои эмоции и чувства», «Моя группа поддержки», карточки с аффирмациями для детей);
-небольшой мяч, магнитная доска с магнитами;
-магнитофон с записями спокойной музыки, карандаши, восковые мелки, маркеры, ручки, простые карандаши;
-мультимейдиная установка, компьютер с колонками, мультипликационный ролик «Барашек» (студия Pixar).

Этап занятия
Деятельность педагога-психолога
Деятельность детей
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный момент
(до 3 минут)
Ритуал приветствия.
Постановка цели и задач занятия.
Мотивация деятельности учащихся.
Ведущий (психолог). Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу очередное занятие психологии, на котором вы, как и на любом уроке, узнаете что-то новое, и это будет новое знание о себе, о нас с вами.
Упражнение «Мяч настроения».
Инструкция. Ребята, я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, поздороваться и сказать по очереди, с каким настроением вы пришли на занятие.
Подготовка класса к работе. 
Учащиеся встают рядом друг с другом в круг для выполнения упражнения «Мяч настроения». После выполнения упражнения рассаживаются на свои места, за столы.              
Сообщение темы и задач работы на занятии, разминка.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Готовность работать, понимание необходимости изучения данной темы в контексте личностного роста.

Основная часть
(до 3 минут)
Мини-дискуссия на тему: «Наши мысли и эмоции».
Вопросы к дискуссии:
- Как вы думаете, что такое позитивные мысли?
- Какие чувства они у нас вызывают?
- Как вы думаете, что такое негативные мысли?
- Какие чувства вызывают негативные мысли?
Дети знакомятся с темой урока, актуализация знаний.
Дискуссия, диалог.
Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения.
Понимание того, что мысли существенно влияют на эмоции и чувства человека; позитивные мысли способствуют возникновению положительных эмоций, негативные – неприятных.

Основная часть
(до 5 минут)
Упражнения в группах «Позитивные и негативные мысли и эмоции».
Инструкция. Двум группам нужно подумать и обвести кружком чувства и эмоции, которые вызывают негативные мысли. Двум другим группам, наоборот: какие чувства вызывают позитивные мысли.
Позитивные мысли делают нас счастливыми и довольными собой. Негативные возбуждают чувство неуверенности, печали, неудовлетворенности. Но мы можем изменить любую свою мысль, как только того пожелаем.
Дети делятся на четыре группы. Выдаются четыре экрана настроения и маркеры.
Дети выполняют задание. После выполнения упражнения выбирается один ученик от группы и выходит к магнитной доске, на которой с помощью магнитов закрепляет экран своей группы и рассказывает, что получилось. Затем то же делают представители других групп.
Мозговой штурм, групповая обучающая работа.
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих. Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.


Умение дифференцировать эмоции и чувства на приятные и неприятные.
Развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоционального словаря.
Развитие навыков сотрудничества.

Основная часть
(до 3 минут)
Наш разум подобен саду. А в саду есть цветы и сорняки. Цветы – это позитивные мысли; их много разных видовКаждый разнообразен; он и выглядит иначе и пахнет иначе. То же самое касается негативных мыслей: их очень много разных видов, и они подобны сорнякам. Когда сорняков становится слишком много, они заглушают цветы. Поэтому мы, как садовники, должны пропалывать эти сорняки, вырывать негативные мысли из нашего мысленного сада. Лучше всего работать в этом саду понемножку каждый день. Это поможет нам оставаться счастливыми и уверенными в себе
Сегодня мы с вами будем учиться выращивать красивые цветы и вырывать сорняки, то есть будем учиться позитивно мыслить, чтобы быть уверенней и спокойней.
Далее детям предлагается послушать текст из книги Джона Кехо и Ненси Фишер «Сила разума для детей».
Аналогия.
Внимательно слушать и слышать, осмыслить полученную информацию.
Осознание необходимости работать с негативными мыслями.

Основная часть
(до 5 минут)
Упражнение «Моя группа поддержки».
Перед выполнением упражнения детям демонстрируется мультипликационный ролик «Барашек».
Затем предлагается обсудить его.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, о чём этот мультфильм?
- Случались ли с вами какие-либо неприятности?

Нужно подвести детей к мысли, что в жизни каждого человека случаются неприятности, каждый может совершить ошибку, и это его право. Бывают ситуации, когда нельзя справиться с трудностями в одиночку, нужно попросить кого-то о помощи.
Далее предлагается выполнить упражнение на осознание социальных ресурсов в решении проблем.
Инструкция. Представь себе, что ты отправляешься в далёкое путешествие на воздушном шаре. У каждого шара есть название той группы поддержки, которая тебе помогает справиться с проблемами и к которой ты принадлежишь или хотел бы принадлежать. На рисунке много шаров. Какие ты дал бы им имена?
Дети выполняют упражнение. Затем желающие по кругу могут рассказать о результате.
Индивидуальная практическая работа, решение задач самопознания через самостоятельный поиск.
Синема-терапия.
Вести поиск и выделять необходимую информацию. Структурировать информацию в нужной форме.
Осознание социальных ресурсов в решение проблем.


Основная часть
(до 10 минут)
Арт-терапевтическое упражнение «Мои эмоции и чувства».
Инструкция. Изобразите в виде шариков ваши чувства и эмоции, которые вы испытываете чаще других. Дайте названия вашим эмоциям (шарикам) и раскрасьте их в тот цвет, с которым у вас ассоциируется каждая эмоция. Подумайте и ответьте на вопросы: Когда я испытываю эти эмоции и какие мысли побуждают их переживать? Упражнение выполняется под спокойную музыку.
Дети выполняют задание. Далее обсуждаются результаты (по желанию).
Индивидуальная практическая работа, решение задач самопознания через самостоятельный поиск.
Анализировать и характеризовать  собственные эмоциональные состояния и чувства.

Понимание того, что эмоции и мысли идут рука об руку. Если мы хотим быть счастливыми и мыслить позитивно, нам нужно научиться разбираться в своих эмоциях.
Развитие навыков самопознания. Развитие эмоциональной сферы.


Основная часть
(до 3 минут)
Упражнение «Пушечное ядро».
Представьте свою негативную мысль как черное пушечное ядро.
«Положи его в пушку. Стреляй из пушки, чтобы ядро полетело далеко в море. Смотри, как оно падает в воду и скрывается из виду. Ты можешь представить себя капитаном парусника, так что если негативная мысль вернется, прикажи ее снова запихнуть в пушку и выстрелить. Представь, что ядро погружается на самое дно океана и там остается. Ты можешь даже вообразить, что оно при падении разрывается на куски или исчезает навеки в густом слое ила».
Что почувствовали при выполнении упражнения?
Дети удобно располагаются на рабочих местах, закрывают глаза, делают несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляются и выполняют упражнение.
Техника визуализации.
Развитие навыков эмоционально-волевой саморегуляции.
Умение трансформировать негативные эмоции и мысли в позитивные мысли и энергию.
Развитие навыков эмоционально-волевой регуляции.

Основная часть
(до 5 минут)
Упражнение «100 хороших слов за 1 минуту».
Инструкция. Вам нужно за 1 минуту похвалить себя своему собеседнику. Через минуту вы меняетесь ролями.
Дети делятся на пары, выполняют упражнение, после окончания делятся впечатлениями.
Работа в парах.
Содействовать формированию позитивной «Я-концепции», развитию навыков саморефлексии.
Повышение самооценки, уверенности в себе.

Заключительная часть
(до 5 минут)
Упражнение «Моя аффирмация».
Инструкция. Наше занятие подходит к концу, и, чтобы закончить его на позитивной ноте, я предлагаю вам по очереди вытащить карточку с аффирмацией. Аффирмация – это позитивное утверждение, которое вы заберёте с собой в качестве подарка. Позитивные утверждения улучшают настроение, делают нас счастливее и увереннее в себе. После того как вы вытянете вашу карточку, нужно с чувством и верой прочитать это утверждение вслух.
Эти и многие другие позитивные утверждения отличное начало любого дня. Если их повторять с десяток раз перед уходом в школу, это задает хороший тон всему предстоящему дню и заряжает позитивным отношением к себе. Позитивные утверждения всегда сильнее негативных мыслей.
Вытянуть карточку и позитивным утверждением и с чувством и верой прочитать его.
Аффирмации (позитивные утверждения).
Содействовать формированию позитивной «Я-концепции».
Повышение самооценки, уверенности в себе.
Умение эффективно трансформировать негативные мысли.

Заключительная часть
(до 3 минут)
Рефлексия.
Вопросы:
- Что вам понравилось, а что нет?
- Какое у вас сейчас настроение?
Дети отвечают на вопросы по желанию, передавая мяч по кругу.
Обмен мнениями, впечатлениями.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Развитие навыков рефлексии.






Список используемой литературы, информационных ресурсов:
Наши мысли и эмоции.//Школьный психолог№1/2014 г.
Джон Кехо, Ненси Фишер Сила разума для детей// Пер. с англ. – Минск: Попуррри, 2009 г.
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 14115




15