Методические указания по выполнению практических работ по МДК 02.02 «Садово-парковое строительство и хозяйство»


Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно – технологический колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПТК»)
Методические указания по выполнению
практических работ по МДК 02.02
«Садово-парковое строительство и хозяйство»
для специальности среднего профессионального образования
350212 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
2015 г.

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «ВГПТК»
Разработчик:преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-технологический колледж» Никулина М.В.
Согласовано Утверждаю
Зав. учебно-методическим кабинетом Зам. директора по УР
_____________О. К. Старчакова ____________ В.Т. Грищенко
«__»________20___ г. «__»________20___ г.
Программа модуля рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии садово-паркового и ландшафтного дизайна
Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.
Председатель ПЦК М.В.Никулина
Содержание
Введение
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Список литературы
Введение
Программа профессионального модуля (далее программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 350212Садово-парковое и ландшафтное строительство. Методические рекомендации по выполнению практических работ обеспечивают реализацию программы профессионального модуля.
Пояснительная записка
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками).
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
В ходе освоения профессионального модуля студент должен:
иметь практический опыт:
-исследования спроса на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства;
-продвижения услуг по садово-парковому строительству на рынке;
-организации и выполнения работ по садово-парковому и ландшафтному строительству;
-контроля и оценки качества садово-парковых и ландшафтных работ;
уметь:
- осуществлять поиск специализированной информации о рынке услуг;
-применять методы маркетинговых исследований;
-изучать запросы потребителей и оценивать стратегию конкурентов;
-разрабатывать ценовую политику услуг и выбирать каналы сбыта услуг;
-проектировать рекламный продукт и организовывать рекламную кампанию;
-подбирать растения, материалы, оборудование и инструменты для садово-парковых и ландшафтных работ;
-планировать деятельность подчиненных в соответствии с календарным графиком производства работ;
-организовывать подготовительные работы на объекте;
-организовывать агротехнические работы на объектах озеленения;
-организовывать работы по строительству садово-парковых сооружений;
-обеспечивать соблюдение техники безопасности на объектах озеленения и строительства садово-парковых сооружений;
-сопостовлять фактически достигнутые результаты с запланированными;
-выявлять отклонения и анализировать причины, корректировать выявленные отклонения;
-определять эффективность выполненных работ;
знать:
-способы поиска информации;
-инструменты маркетинговых исследований;
-рынок услуг по садово-парковому и ландшафтному строительству;
-методы оценки стратегии конкурентов.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.
ПК 1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ.
ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.

Методические указания по выполнению практических работ
Практическая работа № 1.Методика проектирования вертикальной планировки.(8 часов)
Цель работы: ознакомиться с методами проектирования вертикальной планировки
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в проектировании вертикальной планировки.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка.
Ход выполнения работы:
Ознакомиться с целями и задачами практической работы,
Изучить методики проектирования вертикальной планировки.
Законспектировать основные методики проектирования вертикальной планировки.
Сделать расчет вертикальной планировки в проектных (красных) горизонталях.
Ответить на контрольные вопросы.
Вывод.
Контрольные вопросы:
Что представляет собой вертикальная планировка?
Стадии проектирования вертикальной планировки?
Для чего нужна вертикальная планировка?
Практическая работа № 2. Организация дренажной системы на озеленяемой территории(6 часов)
Цель работы: ознакомиться с организацией дренажной системы на озеленяемой территории
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в организации дренажной системы.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка.
Ход выполнения работы:
Ознакомиться с целями и задачами практической работы,
Изучить организацию дренажной системы.
Описать организацию устройства дренажной системы
Ответить на контрольные вопросы.
Вывод.
Контрольные вопросы:
Что представляет собой дренажная система?
Виды дренажных систем?
Для чего нужна дренажная система?
Открытая дренажная система

Закрытый способ дренажа

Засыпной способ дренажа

Практическая работа № 3. Методы подготовки растительной земли для озеленительных работ (6часов)
Цель работы: ознакомиться с методами подготовки растительной земли для озеленительных работ
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в подготовке растительной земли
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка.
Ход выполнения работы:
Ознакомиться с целями и задачами практической работы,
Изучить методы подготовки растительной земли.
Описать основные стадии подготовки растительной земли для озеленительных работ
Ответить на контрольные вопросы.
Вывод.
Контрольные вопросы:
Что такое сапропель?
Приготовление удобрений на основе торфа
Как приготовить дерновую землю?
Показатели почвообразующих слоев и горизонтов Глубина почвообразующего слоя — горизонта, см0...20 30...50 60... 150
Физические свойства
Содержание физической глины с размерами частиц менее 0,01 мм 30...40 20...40 30...40
Плотность сложения, г/см³     1,2...1,3
Химические свойства
Наличие гумуса, % на 100 мг 4...5 1 ...0,5 0,5
Кислотность (pH) водной вытяжки 5,5...6,5 (лиственные виды); 4,5...5,0 (хвойные виды) 5,5...7,0  
Уровень обеспеченности минеральным азотом, мг на 100 г почвы 4,0 4,0 4,0
Содержание P2O и K2O на 100 мг почвы 10 и 35 10 и 20 10 и 15
  4 3 2
Таблица 8.1. Основные требования к качеству почвенного покрова на различной глубине залегания горизонтов при создании объектов ландшафтной архитектуры
Почвы Кислотность (pH)
Очень сильнокислые Менее 4
Сильнокислые 4,1. ..4,5
Среднекислые 4,6... 5,2
Слабокислые 5,3... 6,4
Нейтральные и близкие к ним 6,7...7,4
Щелочные  Более 7,5

Рис. Потребность в плодородном слое почвы для растений: а — для газонов; б — для цветников; в — для кустарников; г — для деревьевПрактическая работа № 4. Выбор покрытий плоскостных сооружений.(8 часов)
Цель работы: ознакомиться с видами покрытий плоскостных сооружений
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в выборе покрытий плоскостных сооружений.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка.
Ход выполнения работы:
Ознакомиться с целями и задачами практической работы,
Изучить виды покрытий плоскостных сооружений.
Выбор покрытий плоскостных сооружений в зависимости от назначения
Ответить на контрольные вопросы.
Вывод.
Контрольные вопросы
Что относиться к плоскостным сооружениям?
Назначения плоскостных сооружений?
Устройство плоскостных сооружений.
           
Практическая работа № 5. Проектирование дорожно-тропиночной сети(8 часов)
Цель работы: ознакомиться с проектированием дорожно-тропиночной сети.
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в проектировании дорожно-тропиночной сети.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка, лист ватмана формата А3.
Ход выполнения работы:
Ознакомиться с целями и задачами практической работы.
На листе ватмана формата А3 выполнить проект мощения дорожно-тропиночной сети загородного дома.
Ответить на контрольные вопросы.
Вывод.
Контрольные вопросы:
Какие требования должны соблюдаться при проектировании дорожно-тропиночной сети?
Какова ширина прогулочных дорог и от чего она зависит?
Для чего используют обогрев дорожек?
Практическая работа № 6. Выполнение рабочего чертежа МАФ(8 часов)
Цель работы: ознакомиться с видами МАФ и их назначением
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в выполнении рабочего чертежа.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка, лист ватмана формата А3.
Ход выполнения работы:
Ознакомиться с целями и задачами практической работы.
На листе ватмана формата А3 выполнить рабочий чертеж МАФ.
Ответить на контрольные вопросы.
Вывод.
Контрольные вопросы:
Что такое МАФ?
Какие виды МАФ вам известны в зависимости от назначения?
Для чего нужен рабочий чертеж МАФ?
Практическая работа №7 . Выполнение эскиза декоративного водоема
(8 часов)
Цель работы: ознакомиться с различными видами декоративных водоемов
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в выполнении эскиза декоративного водоема.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка, лист ватмана формата А3.
Ход выполнения работы:
Ознакомиться с целями и задачами практической работы.
На листе ватмана формата А3 выполнить эскиз декоративного водоема.
Ответить на контрольные вопросы.
Вывод.
Контрольные вопросы:
Назначение декоративных водоемов на озеленяемой территории?
Этапы выполнения искусственного пруда?
Уход за искусственным водоемом.
Практическая работа № 8. Технология выполнения посадочных работ крупномерных деревьев в садово-парковых условиях(24 часа)
Цель работы: ознакомиться с технологией выполнения посадочных работ крупномерных деревьев в садово-парковых условиях.
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в разработке технологии выполнения посадочных работ крупномерных деревьев в садово-парковых условиях.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, компьютер с выходом в интернет, диск.
Ход выполнения работы:
Ознакомиться с целями и задачами практической работы.
Изучить основные требования к посадке крупномерных деревьев.
Описать технологию выполнения посадочных работ крупномерных деревьев в садово-парковых условиях в виде презентации (не менее 15 слайдов)
Ответить на контрольные вопросы.
Вывод.
Контрольные вопросы:
Какие деревья относятся к крупномерам?
В чем заключается уход за посаженными крупномерами?
Как правильно выбрать дерево?
Практическая работа № 9. Выполнение планов-графиков на ландшафтные работы.(24 часа)
Цель работы: ознакомиться с технологией заполнения планов-графиков на ландшафтные работы
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в заполнении планов-графиков на ландшафтные работы
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка.
Ход выполнения работы:
Ознакомиться с целями и задачами практической работы.
Заполнить календарный план (форма 1),план-график в потребности материала (форма 2),журнал работ (форма 6).
Ответить на контрольные вопросы.
Вывод.
Контрольные вопросы:
Какая очередность работ при создании парка?
При создании парка на территории с довольно сложным рельефом и наличием насаждений и прудов предусматривают какие виды работ:
Для чего нужен проект производства садово-парковых работ?



Практическая работа № 10. Выполнение генерального плана озеленяемой территории(34 часа)
Цель работы: ознакомиться с порядком выполнения генерального плана озеленяемой территории
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в выполнении генерального плана.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка, лист ватмана формата А1.
Ход выполнения работы:
Ознакомиться с целями и задачами практической работы.
На листе ватмана формата А1 выполнить генеральный план озеленяемой территории (согласно выданному заданию)
Ответить на контрольные вопросы.
Вывод.
Контрольные вопросы:
Для чего нужен генеральный план?
Что показывают на генеральном плане?
Какие еще чертежи и эскизы необходимы для выполнения задачи?
Список литературы:
1. Боговая, И.О. Ландшафтное искусство / : учеб. для вузов / И.О. Боговая, Л. М. Фурсова.- М.: Агропромиздат, 1988. – 223 с. : ил.
2.  Киреева,  Т.  В.  Архитектурно-ландшафтный  анализ.  Ч.  I. Фотофиксация. Метод. указ. по выполнению курс. и дип. проектирования по предмету   «Ландшафтное   проектирование»   для   студентов   спец.   250203
«Садовопарковое     и          ландшафтное  строительство»          /           Т.         В.         Киреева.         -           Н. Новгород : ННГАСУ, 2008. - 24 с.
3. Нефедов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В. А. Нефедов. - СПб. : Полиграфист, 2002. - 295 с. : ил.
4. Сычева, А. В. Ландшафтная архитектура /: учеб. пособие для вузов / А. В. Сычева. – 2-е изд., испр. – М. : ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»,
2004. – 87 с.: ил.
5. Теодоронский, В.С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры /: учебник для студ. высш. учеб. заведений / B. C. Теодоронский, Е.Д. Сабо, В.А. Фролова; под. ред. B. C. Теодоронского. -  М. : Издательский центр «Академия», 2006.- 352 с.
6. Теодоронский, В.С. Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство (обзор)/ В.С. Теодоронский, В.Л. Машинский М., МГУЛ., 2001.-95 с.
 
7. Теодоронский, B. C. Объекты ландшафтной архитектуры /: учеб. пособие для вузов / B. C. Теодоронский, И. О. Боговая, под общ. ред. Н. И. Калинина. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. - 327 с.
 
Стандарты
8. ГОСТ 21.508-93 Генеральные планы предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов. Рабочие чертежи. - М.: Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2001. - 27 с.
9. Водный кодекс Российской Федерации ( № 74-ФЗ от 01.01.2007г.);
 10.  МГСН  1.02-02.  Нормы  и  правила  проектирования  комплексного благоустройства на территории города Москвы. - Правительство Москвы. 2002-71 с.
 11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. – М. : Минздрав России,2001. - 120 с.
 12. СНиП 2.07.01-89*. Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.- М., 2005. – 56 с.
 13.Условные знаки для топографических планов М 1:5000, М 1:2000, М
1:1000, М  1:500. Главное управление геодезии и  картографии —  М.  Недра
1989.-286 с.