Технологическая карта урока литературного чтения Р.Э. Распе. Главы из книги «Приключение барона Мюнхаузена».

Технологическая карта.

Предмет литературное чтение. Автор: Гуйван Ольга Васильевна. МОУ СОШ №3.
Класс 4. Тема Р.Э. Распе. Главы из книги «Приключение барона Мюнхаузена». Выборочное чтение, подробный пересказ фрагментов текста. Составление рассказа в авторском стиле.
Форма урока: традиционный с применением ИКТ.
Цель урока: обогащение знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном. Формирование умения «включаться» в ситуацию, созданную писателем, и развивать её. Развитие чувства юмора.

Планируемые результаты.
Предметные:
Научить:
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного;
соотносить поступки героя с нравственными нормами;
составлять личное мнение о литературном герое;
высказывать своё отношение к герою и к авторской позиции.

Метапредметные:
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;
находить нужную информацию, используя словари;
устанавливать причинно-следственные связи;
владеть диалогической речью;
корректно строить речь при общении.

Этапы
урока
Формы
работы



Время


Содержание урока



Формируемые УУД




Цели
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


1. Организационный момент
1 мин.
Проверка готовности и настроя обучающихся на работу.
Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


2. Актуализация знаний.
Ф.
8 мин.
Подведение детей к формированию темы и постановке задач урока.
(Учитель читает отрывок).
1. Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь. Шлёпнулись и стали тонуть. Спасенья не было. Болото с ужасной быстротой засасывало нас глубже и глубже.
- Как называется книга, из которой я зачитала отрывок?
- Кто автор?
- Кто герой?
- Как называется история?
- Вспомните, чем закончилась эта история?

2. У Даши есть интересные сведения о человеке, чьи истории легли в основу книги «Приключения барона Мюнхаузена» и кто стал любимым литературным героем многих людей.
Посмотрим её презентацию.
(приложение №1) №2.










- «Приключения барона Мюнхаузена» слайд 1
- Р.Э. Распе13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- Барон Мюнхаузен
(дети рассказывают)



Презентация.
слайд 2,3,4,5,6.





Молодец! «5»



Регулятивные.
Познавательные.
Коммуникативные

3. Постановка темы и цели урока.
Ф.
3 мин.

























1 мин.
Формирование умений определять внутреннее состояние героя, делать аргументированные выводы о его личных качествах.



















Уже в те времена одни считали барона Мюнхаузена хвастуном и глупцом. А другие считали его забавным и остроумным, а истории увлекательными.
- Можем ли мы сегодня попробовать выяснить, каким на самом деле является наш литературный герой?
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Цель нашего урока: выяснить истину. Кем был на самом деле барон Мюнхаузен: фантазёром и выдумщиком или лжецом и обманщиком? И определить, какой он герой: положительный или отрицательный. слайд 7
(запись на доске):
положительные отрицательные
черты черты

- Может кто-то из ребят сделать предположение?

Физкультминутка (Приложение 3).





- Да, в историях про него много рассказано.


- Выяснить положительный это герой или отрицательный.













(Высказывание детей)


Регулятивные.
Познавательные.

4. Творческие задания поискового характера.
Ф.
15 мин.
1. Формирование умения работать с текстом, выбирать эпизоды.
2. Выявление авторского отношения к личности героя.
3. Нахождение нужной информации с помощью разных источников (словаря)
На прошлом уроке мы прочитали истории, рассказанные бароном Мюнхаузеном. слайд 8
а) Одна из историй содержит уникальную «инструкцию, как развести огонь в походных условиях».
- Найдите в тексте и прочитайте эту инструкцию.
б) слайд 9. Спустя год после встречи с бароном, на голове оленя выросло дерево. Расскажите эту историю.
в) слайд 10
- Вспомните, что за ситуация изображена на этой картинке?
- Подтвердите словами текста.
- Как в ней проявил себя барон Мюнхаузен?
- Могут ли эти истории помочь дать характеристику герою?
- А разве в этих историях не проявляются его качества?

Обратимся к учебнику.
- Выберите из этих историй авторские слова, характеризующие героя.

Мы приступили к заполнению таблицы:
положительные отрицательные
черты черты
-сообразительный
- находчивый
- храбрый
- сильный
(рассказ «За волосы»)
- Неужели нет отрицательных черт?
- лгун (лжец)
- хвастун
- зазнайка
- самоуверенный
- приписывает себе те качества, которых у него нет.





Рассказ «Искры из глаз»



(Дети читают)

Рассказ «Необыкновенный олень»

(Дети рассказывают)
Рассказ «Верхом на ядре»
(Дети рассказывают)

(Дети находят подтверждение)


(Да)
или
(Нет).



(Дети выбирают и зачитывают. Определяют черты героя). Анализируют.










(Дети высказывают свои мнения и они записываются учителем на доску).


Познавательные.
Личностные.
Коммуникативные.

5. Первичное подведение итогов.
Ф.
8 мин.






































1 мин.
1. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

2. Высказывание своего отношения к личности героя, аргументирование своей позиции.
Вернёмся ещё раз к цели урока. слайд 11
- Так кто он: выдумщик? фантазёр? обманщик? лжец?
Я обратилась к словарю и предлагаю вам познакомиться со значением этих слов.
слайд 12.
- Попробуйте выбрать слово, которое точнее всего характеризует барона Мюнхаузена?
Делаем вывод о том, что барон Мюнхаузен – выдумщик и фантазёр. слайд 13.

- Можно ли его истории считать фантастическими?

- Какая польза нам от этих историй? слайд 14

- Почему люди любят читать фантастические истории?
слайд 15


- Как вы думаете, сумели мы выяснить, каким героем на самом деле является барон Мюнхаузен?

- Литературный герой барон Мюнхаузен полюбился читателям и на родине бароне Мюнхаузена ставят памятники его забавным историям.
слайд 16, 17, 18, 19.

(Физкультминутка для глаз).






(Дети читают).


(Дети выбирают). Сравнивают. Обсуждают.






- Да, такого быть не может.


- Посмеяться.


- Они забавные, весёлые, смешные, учат находить выход из любой ситуации.


- Да. Наш урок достиг цели.

Коммуникативные. Познавательные. Личностные.

6. Работа в парах.
П.
Самостоятельная работа.
Ин.

10 мин.
1. Подведение детей к самостоятельному выбору нового заголовка книги (репродуктивное задание)
2. Развитие воображения
(импровизационное задание).
- У каждого из вас на столе листок с пословицами (Приложение 4).
Давайте прочитаем.
Выберите пословицу, которой можно заменить название книги Р.Э. Распе «Приключение барона Мюнхаузена» и оформите название в виде слайда.
1. Правила посадки, поведения при работе с компьютером.
2. Расстояние от глаз до монитора.
3. Время работы – 5 минут.

Готовая работа выводится на экран.




Читают. Обсуждают.





Работают на персональных компьютерах.




Ребёнок аргументирует свой выбор.


Коммуникативные. Познавательные.

7. Оценка результатов деятельности.
Рефлексия. Комментарий к домашнему заданию.
Ф.

2 мин.
Постановка дальнейших целей.
1. Оценка деятельности обучающихся.
- Все ребята работали хорошо, активно, все были включены в работу. Молодцы!
2. – Кому понравился барон Мюнхаузен, как литературный герой?
- Встречались ли вам люди, похожие на барона?
- Как относиться к таким людям?

3. Если истории о бароне вам понравились, то вы можете обратиться в библиотеку.
На следующем уроке мы посмотрим работы детей и обсудим, какая пословица наиболее точно отображает содержание книги и может заменить название сборника рассказов о бароне Мюнхаузене.

Урок окончен.
Всем ребятам спасибо за работу!










- Порадоваться их фантазии и выдумке.

Личностные.

*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф. – фронтальная, Ин. – индивидуальная, П. – парная, Г. – групповая.)








Приложение №2
Я узнала, что барон Мюнхаузен действительно существовал. И об этом я вам сейчас расскажу.
В основу фантастических приключений положены рассказы действительно жившего в 18 веке в Германии барона Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхаузена. Он родился в 1720 году и дожил до 77 лет. Он некоторое время служил в русской армии, участвовал в русско-турецкой войне.
С юности он обожал весёлые проказы и пирушки. По возвращению в Германию, на родину, он занимался хозяйством, охотой и развлекал гостей небылицами о своих приключениях. Родственники обвинили его в том, что он опозорил их имя, и отвернулись от него.
В 1773 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе оказался среди гостей барона, познакомился с его рассказами лично и прибавил к этим анекдотам и небылицам придуманные им самим эпизоды.
Так появилась на свет книга «Приключения барона Мюнхаузена», которая переиздавалась много раз и полюбилась многим читателям. Он остался в сознании людей никогда не унывающим, весёлым человеком.












Приложение №3. Физкультминутка.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли!
Руки в стороны, вперёд.
Потянулись и нагнулись,
В исходное положение вернулись!
Повернулись вправо – влево
Тихо сели. Вновь за дело.













Приложение №4.
Кто больше видывал, тот и знает больше.
Он из воды сухим выйдет.
Умел да смел – пятерых одолел
Где ум, там и толк.