Приёмы письменных вычислений в пределах 1000


МКОУ «Тургеневская СОШ»
Урок математики
в 3 классе
с использованием информационно – коммуникационных технологий в образовании
Урок посвящен ко Дню открытых дверей
Космическое путешествие
Тема: «Приёмы письменных вычислений в пределах 1000 »
Что узнали. Чему научились.
Учитель начальных классов
Меметова Левиза Энверовн2014- 2015 учебный год
Космическое путешествие
Тема: «Приёмы письменных вычислений в пределах 1000 »
Что узнали. Чему научились.
ЦЕЛИ УРОКА.
Образовательная:
● познакомиться с алгоритмом письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании двузначных чисел.
● закрепить навык применения алгоритма письменного сложения и вычитания;
● закрепить умение решать составные задачи;
Развивающая:
● развивать навык устного счёта;
● совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;
● развитие умения аргументировать своё мнение;
● развивать интерес детей к математике, их математические способности;
● развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;
● развитие умения давать самооценку своей деятельности;
Воспитательная:
● воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;● воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;
● воспитание и укрепление интереса к математике;
● создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Оборудование: учебник «Математика – 3 класс» М.И. Моро;
индивидуальные маршрутные листы; раздаточный материал в конвертах;
компьютер, презентация к уроку, сигнальные веера.
Вид урока: Урок-путешествие.
Ход урока

Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Слайды 2
Ребята, к нам на урок пришли гости и мы, как хорошие хозяева поприветствуем их.
– (Дети здороваются.)
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе,
Не забывай дружок!
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Поздоровались с гостями.
Тихо сели за свой стол.
Мотивация учебной деятельности
Притча о внимательности ( см. Приложение)
Попрошу вас, ребята, на уроке быть внимательными, работать активно, не бойтесь ошибиться!
Помните, что не ошибается только то, кто ничего не делает.
Урок у нас не совсем обычный. Мы совершим увлекательное космическое путешествие, так как апрель месяц связан с Днём космонавтики.
Вопросы:
-Когда впервые человек полетел в космос?
Слайд 3.
(12 апреля ).
Слайд 4.
– 12 апреля 1961 года в 9 часов 06 минут с космодрома Байконур стартовал первый космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Корабль пилотировал советский космонавт – майор Юрий Алексеевич Гагарин . За 108 минут корабль совершил один виток вокруг Земли и выполнил посадку на территории СССР в Саратовской области.
- Сколько часов и минут был в космосе Юрий Алексеевич Гагарин?
(1 час 48 мин). (108-60=48)
Слайд 5.
– Ещё одно важное событие из истории освоения космоса.
– 18 марта 1965 года первым в мире совершил выход в открытый космос советский лётчик – космонавт Алексей Леонов.
– Наше космическое путешествие будет математическим.
Слайд 6.
- Нужны ли космонавту математические знания?
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка
Очень важная наука «Ма-те-ма-ти-ка!»
Давайте, ребята, учиться считать
Трехзначные числа вычитать, прибавлять.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
- Каким должен быть человек, который решил стать космонавтом?
(Смелым ,выдержанным, умным,…..)-Что в этом ему помогает? (тренировки)
Чтобы стать смелым , ему помогают тренировки.
- Предлагаю этот урок посвятить тренировке.
Слайд 7.
III Устный счет.Тренировочные упражнения
19, 20, 21, 23, 25, 28, 31, 35, 39, 44, 49, 55, 61,68, 75, 83, 91, 100.
- Назовите только те числа, которые относятся к таблице умножения на 5.
- Назовите только те числа, которые относятся к таблице умножения на 7.
- Назовите четные числа
III. Подготовка к основному этапу урока.
Слайд 8.
– В наши дни космонавты летают на специальных летательных аппаратах – космических челноках. В челноке может разместиться до 5 человек. И сегодня у нас 3 экипажа – по числу рядов. Вы члены космических межпланетных кораблей.
Учитель предлагает назвать свои корабли
1 ряд – Звезда
2 ряд – Восток
3 ряд- Заря
– Необходимо подготовиться к старту. Надо расшифровать код, чтобы начать путешествие. Каждый экипаж получает задание. (Приложение)
Каждый член экипажа должен решить 1 пример и передать дальше по цепочке. Член экипажа, которому пришёл лист с уже решёнными примерами, непосредственно занимается расшифровкой. Ключ шифра появится на доске чуть позже.
348 + 1 = 349
500 – 1 = 499
305 + 1 = 306
745 – 1 = 744
699 + 1 = 700

320 – 20= 300
108 – 100 = 8
432 + 1 = 433
890 – 90 = 800
750 – 50 = 700

400 + 56 = 456
550 – 50 = 500
70 + 200 =270
600 + 42 = 642
315 – 10 = 305
Слайд 8
3063494997007448300433700800270305456500642
мдуйаершйа оитврСлайд 9 .Думай! Решай! Твори!
Слайд 10
– Это ваш девиз и ключ к успеху во время вашего путешествия. Думать – основное правило, подумав – решай. Твори, т.е. активно мысли.
Слайд 11 – Внимание! Объявляется предстартовая готовность.
Мы отправляемся в сказочное межпланетное путешествие. Ваша задача – показать свои знания, выполнять чётко все инструкции, провести исследование и сделать открытие.
Уточняем маршрут нашего путешествия.
На экране запись:
172, 145, 164, 156, 332, 148.
– Что записано на доске? (Записаны трёхзначные числа, их шесть.)
– Найдите «лишнее» число.
Ответы учащихся :(332, т. к. в нём три сотни, а в остальных по 1 сотне.)
(145, т. к. оно нечётное, а остальные числа чётные.)
– Запишите оставшиеся числа в порядке убывания.
(172, 164, 156, 148)
– Разбейте числа на разряды.
(1 сотня 7 десятков, 2 единицы;
1 сотня 6 десятков 4 единицы;
1 сотня 5 десятков 6 единиц;
1 сотня 4 десятка 8 единиц.) Слайд 12.
Мы приближаемся к планете «весёлых чисел».
На этой планете живут числа, которые очень любят работать. Они приготовили нам несколько заданий.
Нам необходимо числа заменить суммой разрядных слагаемых.
542, 237,711,806, 310,923,
(Ответы детей с места по цепочке.)
ЧислоСумма разрядных слагаемых
542 500 + 40 + 2
237 200 + 30 + 7
711 700 + 10 + 1
806 800 + 6
310 300 +10
923 900 + 20 + 3

Слайд 13. Взаимопроверка.
Слайд 14.
-Давайте сравним, у кого на корабле осталось больше горючего?
Сравни и вставь знаки: больше, меньше, равно.
(Дети выходят по одному к доске и ставят нужный знак.)
589…598
246…146
504…514
311…301
607…670
438…428
847…846
Слайд 15.
Перед вами трёхзначные числа .Составь все возможные равенства с данными числами. (4 примера)
(Дети самостоятельно работают в маршрутных листах, а затем – у доски.)
Доска: 230 122 352
Слайд 16 . Взаимопроверка
230 + 122 = 352
122 + 230 = 352
352 – 122 =230
352 – 230 = 122.
-Какой можно сделать вывод?
– Как проверить сложение? (Вычитанием.)
– Как проверить вычитание? (Сложением.)
– Молодцы!
Слайд 17. IV. Зарядка для глаз.
Слайд 18.
V. Получение новых знаний.
– Дальше наш путь лежит к планете «Исследуй-ка».
546 + 428 = 345 + 457 = 761- 543 =
47 * 6 = 74 * 6 = 76 * 4=
63 * 8 = 36 * 8 = 38 * 6 =
546 - 428 = 457 - 343 = 761 + 239 =
96 : 4 = 86 : 6 = 68 : 4 =
84 : 12= 54:18= 78:26 =
Слайд 19.
-Какие правила мы должны знать?
Алгоритм сложения трёхзначных чисел.
Пишу…
Складываю единицы…
Складываю десятки…
Складываю сотни…
Читаю ответ…
Слайд 20. Пора и отдохнуть космонавтам.
VI. ФизминуткаРаз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре – и на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднялись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
VII. Повторение изученного материала.
Слайд 21.
Мы приближаемся к планете «Решай-ка». Здесь нам предстоит решать задачи.
–Так как наше космическое путешествие математическое ,мы закрепим умения решать задачи..
Чтобы больше узнать о космонавтах в среду в библиотеке побывало 44 человека, в четверг – на 25 человек меньше, а в пятницу в 7 раз больше, чем в четверг. Сколько человек побывало в пятницу?
Слайд 22
Решение :44-25=1 9 человек –в четверг
19+7=26 человек –в пятницу
Ответ : в пятницу побывало 26 человек
Слайд 23.
На этой планете есть, конечно же, свои деньги. Они называются гаврики. Например, одна ручка стоит 20 гавриков. Сколько ручек можно купить на 40 гавриков, на 100 гавриков?
Учащиеся отвечают устно
Верховный правитель планеты очень любит решать весёлые задачи, которые придумывают дети. Он очень просил вас придумать для него весёлые задачи. На следующем уроке математики мы отберём самые интересные и весёлые задачи, решим сначала сами, а потом отправим правителю планеты «Решай-ка». Вы согласны?
Слайд 24 Логическая задачка
– Мы пролетаем мимо планеты «Смекай-ка». Жители этой планеты запутались и просят вас помочь разобраться в сложной ситуации.
-Три космонавта большой планеты Дыр, Бул и Шир одеты в скафандры различных цветов – синий, жёлтый, белый. У Дыра скафандр не белый. У Була – не жёлтый и не белый. Напиши, какого цвета скафандр у каждого космонавта.
Слайд 25 Проверка.
(Дыра скафандр жёлтый, у Була – синий, у Шира – белый.)
– Большое спасибо за помощь! У
VIII. Подведение итогов.
Слайд 26.
– Наше путешествие подходит к концу. Перед нами уже наша Солнечная система. Кто поможет определить, где же наша родная Земля? (1 ученик показывает на доске.)
Слайд 27
Пока мы приближаемся к родной планете Земле, давайте подведём итоги нашего путешествия.
– Какое важное открытие для себя вы сделали сегодня?
– За что вы можете себя похвалить?
– Что не получилось? (Ответы детей.)
– Как вы можете оценить свои знания и умения по пройденной теме?
– А дома составьте весёлую задачу для правителя планеты «Решай-ка».
– Благодарю всех за работу, за активность, за умные ответы.
Слайд 27
Рефлексия
Своей работой на уроке я доволен ( не доволен)
Урок для меня показался коротким ( длинным)
Я работал с ___________ настроением.
Я ____________________ доволен собой..Я испытал затруднения, когда __________.
Я бы хотел стать более_______________.
- Ваше мнение, какие задания вам надо потренироваться решить
- Отметьте какие задания вам не удалось выполнить и выполните их дома
- Встаньте те дети, кто решил задания на ту отметку, которую планировал в начале урока
7. Домашнее задание.
- Откройте дневники, запишем домашнее задание.
Слайд 28.
Спасибо за урок!