Технологическая карта урока математики Порядок действий в числовых выражениях 3 класс


Технологическая карта изучения темы: « Порядок выполнения действий в числовых выражениях»
3 класс
Цель деятельности учителя Способствовать развитию умений устанавливать и использовать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, находить значение выражений, решать уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий
Тип урока Комплексное применение знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся вычислять значение числовых выражений в 2–3 действия со скобками и без скобок, составлять карточки-схемы, решать уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий, математические ребусы, использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни.методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы Интернет-ресурсы:
http://www.zanimatika.ru/uchimsya-vmeste/poleznoe-s-priyatnyim-1.html;
http://school-collection.edu.ru/catalog/Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, геометрические фигуры, плакат
Основные понятия и термины Порядок выполнения действий


Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения (универсальные учебные действия)
I. Мотивация (самоопределениек учебной деятельности)
Эмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка к усвоению изучаемого Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Наш урок математики начнем с гимнастики для глаз:
СЛАЙД №1
-Улыбнитесь солнышку!
-Глазками следим за солнышком,
СЛАЙД №2
-Глазки вверх поднимем мы - улыбнемся.
-Глазки вниз опустим мы - улыбнемся.
-Глазки влево повернем - улыбнемся.
-Глазки вправо повернем – и работать мы начнем Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее месток уроку, выполняют упражнения для глаз. Коммуникативные – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами.
Личностные – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
2. ЦелеполаганиеПроверяет наличие домашней работы в тетрадях.
СЛАЙД №3
-Перед вами Сказочная страна, где собрались все сказочные герои, так как в этом светлом дворце короля состоится балл. Одна из героинь сказок очень хочет попасть на балл, но злая мачеха вновь ей задала задание и на этот раз самое сложное. Ей нужно составить математический орнамент. Эта героиня очень трудолюбивая, но для выполнения задания нужно знать математику, а она даже не знает, что такое орнамент. Ребята, кто это? Вы хотите ей помочь?
-Что такое орнамент?
(определение)
-Из чего состоит орнамент?
-Для чего люди придумывают и составляют орнаменты?
СЛАЙД №4-7
-Какие бывают орнаменты?
-Уточним наши знания.
-Я вижу, что вы готовы помочь Золушке. Ваша цель на уроке – как можно больше выполнить заданий. Каждое выполненное задание – это элемент для орнамента
Сообщает тему и цель урока.
СЛАЙД №8 Показывают выполненную домашнюю работу.
Внимательно слушают учителя. Предметные – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов; используют математические знания в расширенной области применения; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы.
К – обмениваются мнениями; принимают участие в обсуждении математических фактов; высказывают свою позицию; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Р - контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные - уметь работать с представленной информацией
Регулятивные
Уметь определять и проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение
Познавательные –
уметь ориентироваться в учебнике, делать выводы.
Устный счет а) Устные задачи с героями из сказок:
Сколько гномиков у двух Белоснежек? (14)
Сколько голов у трех трехголовых драконов? (9)
Сколько ножек у Ниф-нифа, Нуф-нуфа и Наф-нафа? (12)
Каждый день Фея исполняла желания Золушки. Сколько желаний Золушки исполнила она за три дня?
Сапожнику заказали сшить по паре сапог дочерям короля. Сапожник сшил 12 сапог. Сколько дочерей было у короля?
Лиса бросила петушку три горсти гороха по 9 горошин в каждой. Сколько горошин склевал петушок?
в) Игра: «Не ошибись!»
СЛАЙД №9
-трижды пять;
-делимое 12, делитель 3;
-первый множитель 7, второй множитель 2;
-произведение чисел 6 и 3;
-частное чисел 27 и 3;
-10 разделить на 2;
-15 умножить на 1.
СЛАЙД №10
(взаимопроверка)
Ответы:15, 4, 14, 18, 9, 5,15 Выполняют задания и за правильные ответы получают геометрические фигуры III. Изучение нового материала
Минутка чистописания
Слайд №11
Это орнамент.
- Из каких элементов составлен орнамент?
- Исследуйте данное число:
-натуральное;
-однозначное;
-четное;
-как можно сказать: (восьмое марта, ..)
-минутка чистописания, пропишите, соблюдая закономерность:
8 88 888 …
-является ли число 88 четным? Докажите.
-является ли число 888 четным? Докажите. Рассматривают изображение на экране, делают вывод, мини-исследование данного числа.
Создание проблемной ситуации.
Наблюдение, сравнение, прогнозирование, обобщение.
Слайд №12
– Рассмотрите примеры, почему результаты в примерах получились одинаковые?
36 - 18: 2 + 7=34
36 - 18: (2 + 7)=34
Если найдете сходство и отличие данных выражений, то сможете сформулировать:
Чему будем учиться на уроке?
- Итак, будем использовать наблюдение и сравнение по плану.
План
1. Понаблюдаем.
2. Сравним.
3. Сделаем вывод
– От чего зависел порядок действий Рассматривают выражения, данные на экране, называют, какие действия они содержат. сообщают тему и задачи урока. Формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Выявление места и причины затруднения Запишите выражения. Расставьте скобки так, чтобы данные выражения имели такие значения:
36 - 18: 2 + 7=16
36 - 18: 2 + 7=2
36 - 18: 2 + 7=20
– От чего зависел порядок действий?
Выполнять действия в следующем порядке:
1) действия, записанные в скобках;
2) умножение и деление;
3) сложение и
вычитание. Работа по учебнику
Построение проекта выхода из затруднения. СЛАЙД №13
Вывод: (читают правило)
Со скобками Без скобок
( ) 1) «х» и «:»« х» или «:» 2) «+» и «-»«+» и «-»Откройте учебник на с. 24,
– Прочитайте вводный текст и правило в рамочке.
Реализация построенного проекта
Самостоятельная работа Учащиеся рассматривают выражения, данные в учебнике на с. 44 вверху, называют, какие действия они содержат. Затем дети объясняют, почему действия в парах примеров одинаковые, а результаты получились разные.
(Учащиеся. Действия в примерах были одинаковые, но выполнялись они в разном порядке. Порядок действий зависел от скобок.)После этого учащиеся читают вводный текст и правило в красной рамочке.
Выполнять действия в следующем порядке:
1) действия, записанные в скобках;
2) умножение и деление;
3) сложение и вычитание.
Далее под руководством учителя дети объясняют порядок действий в выражениях (внизу):
Выражение 100 – 21 : 3 содержит вычитание и деление.
Значит, сначала надо выполнить деление, а затем вычитание.
21 : 3 = 7, 100 – 7 = 93.
Выражение 60 + 9 · 3 содержит сложение и умножение.
Значит, сначала выполняем умножение, а потом сложение:
9 · 3 = 27, 27 + 60 = 87.
Выражение 30 + 6 · (13 – 9) содержит действия: сложение, умножение и вычитание. В нем есть скобки, значит, первым действием выполняем действие в скобках, затем умножение, а потом сложение.
13 – 9 = 4, 6 · 4 = 24, 30 + 24 = 54.
Выражение 18 : 2 – 2 · 3 + 12 : 3 содержит деление, вычитание, умножение и сложение. В нем нет скобок, значит, сначала выполняются деление и умножение слева направо, а затем вычитание и сложение по порядку слева направо.
Для закрепления учащимися под руководством учителя выполняется задание № 1 на с. 45. В каждом случае дети называют, какие действия содержит выражение, в каком порядке их надо выполнять, и вычисляют значение выражения. Запись выполняется по образцу учебника.
СЛАЙД №14
21 : (12 – 5) ● 9
80 – 3 ● 6 : 9
4 ●( 36 - 28) +5
(Взаимопроверка) Участвуют в обсуждении проблемных вопросов
Задание выполняют самостоятельно Познавательные –
уметь ориентироваться в учебнике, делать выводы.
Регулятивные – ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные – обмениваются мнениями; принимают участие в обсуждении математических фактов; высказывают свою позицию; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать
Предметные - уметь работать с представленной информацией
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Организует проведение физкультминутки
СЛАЙД №15 (зарядка для глаз)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Выполняют упражнения согласно инструкции учителя Практическая деятельность. Решение задачи
Работа в парах
СЛАЙД №16
Решение задачи. Для того, чтобы составить орнамент, мы должны знать форму и размеры ковра.
- Составьте задачу по краткой записи
(Ширина ковра 3м, а его длина на 2м длиннее. Найди периметр этого ковра.)Ширина - 3м
Длина - ?м, на 2м больше
P=? м
3+2=5(м)
Р = 3+3+5+5=16(м)
Р= 3*2+5*2=16м
Ответ:
(работают в парах) Оформляют решение задачии ответ самостоя-тельноП – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, , поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, логические цепочки рассуждений, доказательства.
Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.
К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.
Л – осуществляют смыслообразованиеРешение уравнений Перед выполнением задания № 7 дети должны вспомнить и рассказать правила, как найти неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.
1) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
2) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
3) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
После этого выписывают уравнения по заданию и самостоятельно решают.
– Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
– Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
– Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. Работа над геометрическим материалом. – Задание № 6 оформите как задачу в тетради
Выполняя задание № 8, дети должны выписать название треугольников: АВК, ВСД, ВДК, ЕОМ, РЕМ, МОТ.
Названия четырехугольников: АСДК, АВДК, ВСДК, РЕОТ, МЕОТ, РЕОМ.
Дети измеряют длину данных отрезков, перечерчивают их в тетрадь, выразив длину в миллиметрах, вспоминают правило:
– Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее Итоги урока. Рефлексия деятельности
Выставление оценок А теперь поможем Золушке составить орнамент.
Что необходимо соблюдать при составлении орнамента?
Расположите свои элементы: (составляют орнамент)
-кто получил круги
-кто получил квадраты
-кто получил треугольники
– Что сегодня вспомнили, повторили?
– Где можно применить полученные знания?
– Какое значение они имеют для вас?
– Что по этой теме вам кажется непонятным?
Подводят итоги. Составляют математический орнамент для Золушки П – ориентируются
в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность
Л – проявляют интерес к предмету
Домашнее задание (Инструктаж по выполнению домашнего задания)
Рабочая тетрадь, с. 13, № 16–18
Задают уточняющиевопросы Р – принимают и сохраняют учебные задачи