Проектная работа по теме «Психологический анализ социальных ролей сказочных персонажей»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. Москвы
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №651
Проект
«Психологический анализ социальных ролей сказочных персонажей»
Выполнили: Баталова Людмила, 10 класс
Липаткина Людмила, 10 класс
Руководители: педагоги-психологи
Баева И.П.;
Нестерова О.С.
Москва 2014
Психологический анализ социальных ролей в сказках
Постановка проблемы:
Издавна родители воспитывали своих детей с помощью сказок. Сказка, как и игра, является неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка, и она не только интересная, но и простая для детского понимания и восприятия, а также содержит определенный багаж норм и морали, который собирался по каплям годами и передавался из поколения в поколение. Сказка написана в понятной для ребенка форме. Главные герои сталкиваются с проблемами, подобными тем, что переживают реальные люди. На образах сказочных героев ребенку легче объяснить отдельные черты характера людей, например: хитрый как лиса или сильный, как медведь. В сказках изображаются определенные модели поведения, и в вымышленном мире ребенок получает своеобразный «первый» жизненных опыт.Следует отметить, что особенность сказки заключается в том, что она непременно завершается победой добра над злом, возвеличиванием «положительных» героев и высмеиванием «негативных». Влияние сказок на развитие личности ребенка подробно изучал американский психолог и психотерапевт Э.Берн, который доказал, что сказки, знакомые с детства, оказывают огромное влияние на выбор жизненной стратегии. Таким образом, ребенок, отождествляя себя с «хорошими», «успешными» персонажами, пытается подражать их поведению. В связи с этим нам стало интересно, какой сказочный герой, по мнению наших одноклассников, оказался бы самым успешным и приспособленным к жизни в современном мире, а, соответственно, является ориентиром для современных школьников.
Цель исследования:
Составление психологического портрета персонажа, являющегося ориентиром для подражания у современных школьников.
Задачи исследования:
Составить перечень персонажей сказок и мультфильмов с краткими характеристиками явно выраженных личностных черт (см. приложение 1).
Провести опрос среди учащихся 8-10 классов с помощью анкеты (см. приложение 2).
Обработать полученные результаты, составить портрет.
Этапы исследования:
Теоретический этап. Изучение особенностей личностных черт у персонажей сказок и мультфильмов, чтение, просмотр и обсуждение соответствующих сказок и мультфильмов.
Исследовательский этап. Проведение опроса среди учащихся 8 – 10 классов.
Заключительный этап. Выявление личностных характеристик, имеющих особую популярность у школьников.
Гипотеза исследования:
В современном мире актуальны следующие личностные характеристики:
- активная жизненная позиция;
- самостоятельность;
- ответственность.
Методы решения.
Перечень сказочных персонажей и персонажей мультипликационных фильмов с краткими характеристиками, составленный на основе сайтов:
http://mult-online.ru/http://lukomorie.rolka.su/Выводы.
При анализе результатов исследования наблюдалось, что небольшой процент и мальчиков и девочек выбирали героев противоположенного пола для описания собственного характера. Это соответствует современной действительности, где часто происходит смещение социальных ролей. Например, девушки водят машину, занимают высокие должности на работе, а мужчины могут заниматься домашним хозяйством. Если обратить внимание на графики №1 и № 2 (см. приложение 3) мы видим, что и у мальчиков и у девочек самый успешный герой – Дядя Федор, который отличается ответственностью и самостоятельностью. Но у девочек он абсолютный лидер, а у мальчиков, помимо Дяди Федора, также популярны Емеля и Карлсон, для которых личностными особенностями является веселый нрав, лень и надежда на случай.Из графиков №3 и №4 (см. приложение 4) мы видим, что мальчики ассоциируют себя с Дядей Федором, Карлсоном и Емелей, то есть, считают, что обладают такими качествами как ответственность, веселость и удачливость, что полностью соответствует портрету успешного персонажа в современном мире, ими же созданным. Это говорит о приспособленности к современной жизни и некотором нежелании ставить перед собой задачи для дальнейшего самосовершенствования – все и так хорошо!С девочками ситуация обстоит несколько иначе: они ассоциируют себя со следующими героинями – Мальвина, Золушка, Снежная Королева. То есть, считают, что являются воспитанными, исполнительными и спокойными. Следует отметить, что современный мир диктует иной портрет успешной девушки: деятельная, самостоятельная, собранная. Поэтому, в отличие от мальчиков, у девочек нет полного совпадения в образе успешной героини и себя.Из графиков № 5 и № 6 (см. приложение 5) мы видим, что при выполнении совместной деятельности мальчики хотели бы взаимодействовать не с самостоятельными (на примере Дядя Федора) и деятельными (Лиса Алиса) девочками – портрет успешной героини, а исполнительными (Золушка) и воспитанными (Мальвина), что соответствует реальным представлениям девочек о себе. Это можно объяснить тем, что собственный успех при выполнении совместной деятельности очень важен для мальчиков, и если такую деятельность будут выполнять два самостоятельных и деятельных человека, то в ней будет присутствовать дух соревнования, нередко переходящий в конфликт.При выполнении совместной деятельности девочки ценят в мальчиках ответственность (на примере Дяди Федора) и чувство юмора (на примере Карлсона). Важно отметить, что существует отличие в образах: мальчики успешному герою и себе добавляют удачливость (Емеля), а девочки хотели бы видеть их не удачливыми, а исполнительными (Золушка).По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что во все времена будут пользоваться популярностью такие качества, как ответственность, исполнительность, веселый нрав, ну, и конечно, чтобы он верил в удачу и чудеса, как в сказке, которую рассказывали нам наши родители!
Приложение 1
Характеристики сказочных и мультипликационных героев
Емеля:
Ленивый (к серьезным делам не приучен, приходится подолгу упрашивать выполнить любую, даже несложную работу), удачливый (поймал волшебную щуку, которая исполняла его желания), добрый (любит детей, зверушек жалеет – отпустил щуку), нет стремления к расширению своего образования.
Дядя Федор:
Самостоятельный, ответственный, серьезный (в четыре года читать научился, а в шесть сам себе суп варил). Любит родителей, но от них не зависит («Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать»), Трудолюбивый, дисциплинированный.Карлсон:
Обаятельный, коммуникабельный (умеет находить общий язык с другими людьми), симпатичный, «самый лучший в мире выдумщик», считает себя специалистом во всех областях деятельности, хитрый (пользуется доверчивостью Малыша), имеет завышенную самооценку («Ведь я умный, красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил»), но обидчивый (не уверен в себе).
Принц:
Статный, красивый, воспитанный, образованный, ответственный (держит слово). Имеет высокие требования к жизни, не способен действовать самостоятельно, инфантилен (имеет детские суждения).
Золушка:
Добрая, любит природу, готова прийти на помощь нуждающимся, трудолюбивая, скромная, терпеливая, мечтательная, удачливая.Снежная Королева:
Уверена в себе, решительна, спокойна, владеет своим поведением и эмоциями, но холодна, эмоционально отстранена от окружающих, ее боятся.
Лиса Алиса:
Имеет активную жизненную позицию (деятель), основанную на личном опыте, умна, хитра, изворотлива, манипулятор, умеет максимально использовать свои возможности, не воспитана, обманывает ради достижения собственных целей.
Мальвина:
Имеет хорошее воспитание и постоянно воспитывает окружающих не всегда с их желанием (строга в выполнении всех требований по отношению к себе и к окружающим), не терпима к отличному от собственного образу жизни, но при этом добрая, заботливая.
Приложение 2
Анкета
Ф.И.________________________________________________класс____________________
Как Вы думаете, кто из представленных персонажей лучше адаптируется к условиям современного мира? Опираясь на психологический портрет, выберите одного из героев.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберите одного героя, на которого Вы больше всего похожи по характеру, учитывая психологические особенности персонажей.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С кем из представленных героев противоположенного пола Вы хотели бы выполнять совместную деятельность (учиться, работать, дружить и т.д.)? Выберите и запишите его.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
График № 1. Успешный герой по мнению мальчиков.

График № 2. Успешный герой по мнению девочек.

Приложение 4
График № 3. С каким героем ассоциируют себя мальчики.

График № 4. С каким героем ассоциируют себя девочки.

Приложение 5
График № 5.С каким героем мальчики хотели бы выполнять совместную деятельность.

График № 6. С каким героем девочки хотели бы выполнять совместную деятельность.