Урок чтения в 1 классе Читаем — буквы изучаем


«Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с]. Чтение слогов и слов»Чтение. Обучение грамоте Разработала:учитель МОУ «ФНОШ №4»Прудникова Н.Н. Цели: предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами; метапредметные:; способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действияличностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная. Методы обучения:по источнику знаний: словесные, практические;по уровню познавательной активности: частично - поисковый;по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.Оборудование: карточки со схемами слов, фишки, карточки для парной и групповой работы, презентация на интерактивной доске МIMIO. I этап. Мотивация к деятельности. Цель: мотивировать учащихся на изучение темы «Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [c], [c’]».- Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко улыбается нам и скажем «Здравствуй!». Вижу настроение у вас радостное, деловое. Тогда за работу! Заворчал живой замокЛёг у двери поперёк. Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло.Очень много силы в нём,Ростом он почти что с дом.У него огромный нос,Будто нос лет тыщу рос.- Что общего у слов – отгадок? 1. Проблемная ситуация- Отгадайте загадки: II этап. Учебно-познавательная деятельность Цель: развивать фонематический слух учащихся, учить школьников выделять нужный звук в слове, закрепить понятие «согласный звук», учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки 2. Работа с зеркальцем.(Выделение звука из слова. Наблюдение над произношением звуков.)- Понаблюдайте перед зеркальцем как вы произносите первые звуки в словах. Что вы можете о них рассказать?(Положение губ – приоткрыты, зубы сжаты, язык приподнимается к верхним зубам – воздух встречает преграду, значит звук согласный, глухой).  3. Выделение мягкого звука. Сравнение звуков. - А сейчас закройте глаза (В это время добавляется картинка с изображением лося.)- Что изменилось?- Может ли она находится в одной группе с этими картинками?(Да, потому что животное. Нет, потому что начинается со звука л. Да, потому что есть звуки с)- Произнесите слово лось, выделите последний звук. Чем он отличается от наблюдаемых нами звуков? (Мягкий согласный звук) 4. Звуковой анализ слова лось. (Работа в парах.) - Составить схему к лову лось. 5. Игра (с ловушками) «Твердый – мягкий» (выделение звука в слове)- Если в слове твёрдый звук [c], встают друзья Тома - мальчики, если мягкий [c’] – друзья Джерри - девочки.(Сад , Сеня, карась, рис, корзинка, бусы, синий, сядь, суп, сосед.)-А почему встали и друзья Тома, и друзья Джерри? ( встречается одновременно и мягкий и твёрдый звуки). 6. Знакомство с буквами Сс.- Кто знает, как выглядит буква, обозначающая звуки [с], [с̉]? ( дети показывают, находят её в алфавите)- На что похожа буква?  Полумесяц в небе тёмном Буквой «С» повис над домом. Села мышка в уголок Съела бублика кусок -Чтобы лучше запомнить её напишите указательным пальцем у себя на ладони, на спине друг – друга, в воздухе – носиком, напечатайте в тетради. Упражнения для развития речевого аппарата Цель: формировать психофизиологические функции, необходимые для правильного и быстрого чтения, научить ребёнка правильно использовать дыханиеЗвуковая дыхательная гимнастика: Встаньте, распрямите плечи, положите руку на брюшной пресс, сделайте глубокий вдох; на одном выдохе каждый пусть кратко произносит точное количество звуков Аааааа ооооооо уууауауоу Задание на победителя. А теперь положите руку на брюшной пресс сделайте глубокий вдох; произнесите звук как можно дольше. и о   - Какие звуки произносили? Чем отличаются?Упражнение «Спущенная шина».Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выходе усиливаем, а затем ослабляем звук [c],имитируя звук проколотой шины велосипеда. С-с-с… 7. Практическое пользование при чтении изученными буквамиЦель: формировать умение правильно произносить соответствующие звуки, формировать навыки чтения   Чтение слогов (сверху-вниз, слева - направо)ис си иси ас са иса ос со исо ыс сы ысо ус су усо Чтение словоса - осысон - снысосна - сосныосина - осиныСаня – сани-В чём особенность этих слов? (Слева –слова в ед. числе, справа- во мн. числе)Почему Саня – сани? Это одно слово или разные? Когда так говорят? 1.Работа с текстом (по учебнику с.45)Нина у осины.Инна у сосны. - Ау, Нина! Ау!Посмотрите на текст, который вы сейчас будете читать. Сколько в нём предложений?- А как вы искали? Где конец предложения? А какие ещё могут быть знаки препинания? III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность 2. Работа в группах.Цель: формировать у школьников способность к самоорганизации при выполнении учебного задания. 1 группа : Прочитать текст. Найти предложение, соответствующее данной схеме. .2 группа: Прочитать текст. Соотнести его с картинкой на с. 44.3 группа (Эксперты): Выполнить те же задания и проанализировать работу групп.Проверка IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности Самооценка. Подведение итогов.Цель: научить школьников оценивать себя, анализировать собственную деятельность на уроке.-Ребята, мы начинали урок с улыбки, хорошего настроения. Если у вас сохранилось настроение, работой на уроке довольны, можете похвалить себя - выберите смайлик. Если старались, но где-то что-то не получалось другой смайлик.- Покажите своё настроение.- Расскажите, чему научились на уроке? Какое задание для вас было самым трудным?Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? Самоанализ урока I этап Мотивация к деятельности Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Буквы С,с обозначающие согласные звуки [с],[с’]» Для создания доброжелательной атмосферы и настроя на восприятие нового материала урок начат с приветствия. II этап Учебно-познавательная деятельность Цель : развивать фонематический слух учащихся, учить школьников выделять нужный звук в слове, закрепить понятие «согласный звук», учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки. Для определения понятия «Согласные звуки [с], [с’]»была поставлена проблемная ситуация с использованием загадок. Дети делают обобщение: предметы одушевлённые, в словах-отгадках называют звук, дают характеристику звуку. Цель – учить распознавать гласный звук, согласный звук, анализировать звуковой состав слова, соотносить заданное слово с моделью. На основе собственной артикуляции и артикуляции звуков одноклассников, учащиеся сравнили особенности произношения звуков гласных и согласных. Была поставлена проблемная ситуация, в решении которой дети самостоятельно сделали вывод, чем гласные звуки отличаются от согласных, твёрдые согласные от мягких согласных, как их распознавать. Для зрительного представления звуков была предложена работа с рисунком «Лось». Дети работают в парах.Физминутка представлена в форме игры, где первоклассники вновь закрепили артикуляцию звуков. III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель – формировать у школьников способность к самоорганизации при выполнении учебного задания. Были применены несколько форм работы: - в группах (учащиеся совместно решали учебную задачу);- в парах (Игра «Угадай звук»); мотивация на успех ученика в виде помощи соседа-фронтально (самостоятельная работа с зеркальцем, в тетради для печатания) Данный вид работы помог установить степень усвоения учащимися темы.На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения. IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности Цель – научить школьников оценивать себя. На заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, была проведена работа со смайликами настроения – объективное оценивание самого себя. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, позволяет учащимся почувствовать свою значимость и успешность.Урок цели достиг и имел логическоезавершение.