Конспект урока по информатике Турнир юных знатоков


МБОУ «Грачевская СОШ»
Урок по информатики и ИКТ
По теме «Турнир юных знатоков информатики»
подготовила учитель информатики первой квалификационной категории
Концевая Елена Валерьевна
для участия в муниципальном этапе областного конкурса профессионального мастерства
«Учитель Оренбуржья – 2014»
2014 год
Тема урока «Турнир юных знатоков информатики»
Форма: тематическая игра.
Предмет: информатика.
Автор: Концевая Е. В.
Класс: 5
Продолжительность: 30 мин.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы: игровой, иллюстративный, поисковый.
Цель: создание условий для актуализации знаний и умений учащихся по темам «Устройства компьютера», «Информационные процессы», «Информационные технологии»; создание условий для развития внимательности, находчивости, чувства ответственности и взаимоподдержки.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности за общее дело; культура общения «учитель – ученик», «ученик– ученик».
Предметные: умение кодировать и декодировать информацию, определять устройства компьютера и функции клавиш клавиатуры.
Метапредметные:
Личностные УУД: положительное отношение к познавательной деятельности, желание совершенствовать имеющиеся знания, положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; интерес к информатике как к элементу общечеловеческой культуры.
Познавательные УУД: умение выполнять учебно-познавательные действия; применение имеющихся знаний, умение строить речевые высказывания в устной и письменной речи.
Регулятивные УУД: умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам.
Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; вносить свой вклад в работу для достижения общего результата; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
Карточки с заданиями, смайлики, компьютер, проектор.
Рекомендации к проведению урока.
В качестве членов жюри приглашаются свободные учителя. Так же из их числа назначается хранитель времени с секундомером. Для работы класс заранее был поделен на две команды. В каждой команде выбирается капитана и название команды. Команды занимают свои рабочие места.
Игра состоит из шести заданий. На каждое из них отводится определенное количество времени. В конкурсе выигрывает та команда, которая назвала ответ первой и правильно. За каждый верный ответ дается один балл. Те задания, которые не были выполнены, разбираются коллективно.
План урока:
Конкурс «Отгадай загадки». (2 мин)
Конкурс «Кодировщик» (3 мин)
Конкурс «Домино» (5 мин)
Конкурс «Отгадай предложение» (5 мин)
Конкурс «Артисты» (3 мин)
Конкурс капитанов «Ромашка» (5 мин)
Подведение итогов, награждение команд. (5 мин)
Ход урока
Организационный этап.
Добрый день ребята и уважаемые гости, вас приветствую я, Концевая Елена Валерьевна, учитель информатики Грачевской средней общеобразовательной школы Грачевского района.
Для того, чтобы настроиться на работу предлагаю поприветствовать друг друга . (Игра «Здравствуй друг!»)
Сегодня мы собрались здесь не случайно, а для чего? Чтобы ответить на этот вопрос разгадаем ребус:
269938563500ТУРИЗМ,,, Н , ,
(Ответ: турнир)
Молодцы! Я приглашаю вас принять участие в «Турнире юных знатоков информатики».
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Скажите, пожалуйста, а как вы понимаете слово турнир?
(Ответы учащихся: соревнования, конкурс и т. д.)
Совершенно верно.
Давайте вспомним правила проведения турнира:
Правило правой руки
Один говорит – другие слушают
Свое несогласие высказываем вежливо
Если не понял – переспроси
Вы разделились на две команды, в каждой из которых был выбран капитан.
Мы находимся на уроке информатики, а информатика - это очень интересная наука, которая изучает различные темы.
О чем мы поговорим сегодня давайте попробуем отгадать.
(На слайдах даны картинки на: кодирование, устройства компьютера, основные группы клавиш компьютера, работа с фрагментами текста. Посмотрев на слайды, ребята называют изученные раннее темы.)Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Начнем наш турнир и проявим себя так, как наши олимпийцы на двадцать вторых зимних Олимпийских играх в Сочи.
Конкурс «Отгадай загадки» (2 мин.)
Каждая команда по очереди читает загадку и отгадывает ее, если команда затрудняется дать ответ, тогда может ответить другая команда. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
Скромный серый колобок,Длинный тонкий проводок,Ну а на коробке –Две или три кнопки.В зоопарке есть зайчишка,У компьютера есть ... (мышка) Жетон!!
А теперь, друзья, загадка!Что такое: рукоятка,Кнопки две, курок и хвостик?Ну конечно, это ... (джойстик) Жетон!!
Около дисплея – главный блок:Там бежит электротокК самым важным микросхемам.Этот блок зовут ... (системным) Жетон!!
По клавишам прыг да скок –Бе-ре-ги но-го-ток! Раз-два и готово –Отстукали слово! Вот где пальцам физкультура Это вот – ... (клавиатура) Жетон!!
Конкурс «Кодировщик» (5 мин.)
Используя Азбуку Морзе вам необходимо декодировать сообщение. Та команда, которая назовет правильный ответ, получает 2 балла. На работу дается 3 мин.
Какие вы, умнички справились с непростым заданием. Жетон!! (Приложение 1)
3 Конкурс “Домино” (5 мин.)
Следующий конкурс «Домино». Посмотрим, насколько вы умело работаете в текстовом редакторе. Каждая команда занимает место за одним компьютером. Занимайте места и открывайте файл «Домино». Ваша задача для каждого устройства подберите его определение. Устройство расположите в левом столбце, а определение в правом. Время работы 5 мин. За выполнение задания вы можете заработать 6 баллов. (Приложение 2) Жетон!!
Вы немного устали, давайте немного отдохнем.
Физминутка «Я по Африке гуляю» - проводит организатор (2 мин)
Конкурс “Отгадай предложение” (5 мин.)
Четвертый конкурс «Отгадай предложение». Каждая команда получает карточку с предложением, в котором слова слились в цепочку. Ваша задача разбить цепочку так, чтобы получилось предложение со смыслом. Время на работу 5 мин. Верно выполненное задание оценивается в два балла. (Приложение 4) Жетон!!
ВОЛКОЗЕЛИСАЖАЛИВУРЕКИ.
(волк козел лиса сажали иву у реки)
КОЗАЯЦЫПЛЕНОКОПАЛИПУДОРОГИ.
(коза заяц цыплёнок копали липу у дороги)
Конкурс капитанов «Ромашка» (5 мин.)
Для участия в следующем конкурсе приглашаются капитаны. На столе для вас приготовлены «ромашки», на лепестках, которых вы увидите названия клавиш. Вам необходимо найти описание этой клавиши при работе в текстовом редакторе. Время работы 5 мин. Вы можете принести своей команде 7 баллов.
DELETE (удаляет символ, стоящий справа от курсора)ENTER (перевод курсора на новую строку)BACKSPACE (удаляет символ, стоящий слева от курсора)SHIFT + буква (написать заглавную букву)CAPS LOSK (переключатель: первое нажатие её включает режим ввода прописных букв, а следующее - выключает)CTRL + SHIFT (переключения клавиатуры с режима ввода русских букв на режим ввода латинских букв и обратно)
Num Lock (Включает дополнительную клавиатуру)
Жетон!!
Конкурс «Артисты» (3 мин.)
В это время от каждой команды приглашаю по одному самому артистичному и находчивому представителю. Вы должны с помощью жестов и мимики не произнося ни звука, показать устройство своей команде. Команда имеет право предполагать и задавать уточняющие вопросы. За отгаданное устройство вы получите 3 балла. (Приложение 3)
С помощью жестов и мимики не произнося ни звука, показать фразу:
Принтер
Сканер
Жетон!!
Проверим, как справились с работой капитаны. Прочтите число, которое у вас получилось, начиная с метки по часовой стрелке. Объявить баллы. Жетон!!
Итоги: (3 мин.) На этом наш турнир подошел к концу. Вы все себя показали самыми находчивыми, активными, сообразительными МОЛОДЦЫ! А сколько баллов вы набрали, пожалуйста, подсчитайте. Победила команда ….
А теперь продолжите фразы.
Было интересно…
Мне захотелось…
У меня получилось…
Мне понравилось…
Было трудно…
Ребята, покажите каким для вас был урок: интересным, полезным или он был для вас обычным уроком.
2486025320040286385320040Рефлексия: Ребята выбирают один из трех смайликов
463867522860
Полезным
Интересным
Урок как урок

Спасибо за урок, ребята!

Приложение 1
Команда 1
– ● / ● / пробел ●●●/ – ●– / ●●– / – – – ●/ ●– / ●– – – пробел ●–● / ●– / – ●●●/ – – – / – / – – – / ●– – – запятая ●– пробел ●●●/ – ●– / ●●– / – – – ●/ ●– / ●– – –/ пробел – –●●/ ●– / – ●●●/ – – – / – / – – – / ●– – –
Команда 1: «Не скучай работой, а скучай заботой.»Команда 2
●●●/– ● / ●– / – – – ●/ ●– / ●–●● / ●– пробел ●– – ● / – – – / – ●●/ ●●– / – – / ●– / ●– – – запятая ●– – ● / – – – / – / – – – / – – / пробел – ● / ●– / – – – ●/ ●● / – ● / ●– / ●– – –
Команда 2: «Сначала подумай, потом начинай.»Приложение 2

Устройство, предназначенное для вывода визуальной информации
Основное устройство ввода информации в память компьютера В этой части компьютера находится процессор и блок памяти
Устройство, предназначенное для ввода графической информации с бумажного оригинала
Устройство, предназначенное для вывода информации на бумагу
Дополнительное устройство компьютера, предназначенное для управления
Приложение 3
Команда 1
С помощью жестов и мимики не произнося ни звука, объяснить фразу:

Принтер
Команда 2
С помощью жестов и мимики не произнося ни звука, объяснить фразу:
Сканер
Приложение 4
Команда 1
Расшифруйте предложение:
ВОЛКОЗЁЛИСАЖАЛИВУРЕКИ

Команда2Расшифруйте предложение:
КОЗАЯЦЫПЛЁНОКОПАЛИПУДОРОГИ


Приложение 6

DELETE

BACKSPASE

SHIFT+буква

ENTER


CapsLock
CTRL+SHIFT

нажатие/отказ от нажатия переключает режим ввода прописных букв и обратно

Num Lock

удаляет символ, стоящий справа от курсора

Переход к новому абзацу

удаляет символ, стоящий слева от курсора

написать заглавную букву

переключение режимов ввода клавиатуры с одного алфавита на другой

Включает режим работы дополнительной клавиатуры

нажатие/отказ от нажатия переключает режим ввода прописных букв и обратно



Использованные источники и литература:
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 192с.: ил.
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л.Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 87 с.: ил.
Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Т.Н.Чёмова, В.С.Савельева. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Т.Н.Чёмова, В.С.Савельева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 112 с.: ил.
Интернет.