Урок литературного чтения на тему Тихая моя Родина Н. Рубцова


Тема родины в стихотворении Н.М.Рубцова «Тихая моя родина»
Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.М.Рубцова, с литературоведческими терминами; проверить домашнее задание.
Задачи:
Работать над выразительным чтением и пониманием смысла произведения;
Способствовать развитию скорости чтения;
Способствовать развитию образного мышления, памяти, воображения;
Способствовать воспитанию любви к чтению;
Способствовать воспитанию патриотизма, бережного отношения к родной природе, родным местам.
Ход урока.
Орг.момент.
У.: Здравствуйте! Садитесь.
Перед началом урока мы немного поиграем. Я буду загадывать вам загадки, а вы – отвечать на них. Но, обратите внимание, что ответ не всегда будет в рифму. Поэтому слушайте внимательно. Приготовились? Начинаем.
Кукарекает спросонок
Милый, добрый (петух)
В речке я люблю резвиться,
В стайке плавать, ведь я (рыба)
Очень медленно и тихо
По листу ползет (улитка)
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый (медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать (свинья)
Проверка домашнего задания
У.: Вспомните, пожалуйста, стихотворение какого поэта вы изучали на прошлом уроке и как оно называлось.
Д.: Мы изучали стихотворение Н.М.Рубцова «Березы»
У.: Повторите это стихотворение. Сейчас мы будем проверять, насколько хорошо вы его запомнили.
(Дети повторяют)
У.: Готовы? Тогда начнем. Кто считает, что выучил стих-е на 5 и хочет рассказать стихотворение у доски?
(Выходят несколько человек по очереди, рассказывают)
(После каждого выступления ставят оценку сначала дети, потом учитель. Учитель благодарит за выступление каждого ученика)
У.: Теперь разбиваемся на пары и рассказываем стихотворение друг другу, ставим оценки. Если кто-то с оценкой будет не согласен, то он выйдет к доске и расскажет стихотворение классу.
Работа над новым материалом.
1.Беседа.
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
У.: Как вы думаете, как эта песня связана с вашим домашним заданием?
Д.: Стихотворение, которое мы учили, связано с малой родиной.
У.: Верно. Теперь откройте учебник на стр.92 и прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
(Открывают учебник, читают)
У.: Можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в этом стихотворении?
Д.: Да.
У.: О чем?
Д.: О родине.
У.: Конечно. А что вы представляете, когда слышите слово «родина»?
(ответы детей)
У.: Как вы считаете, бывает ли человек без родины?
Д.: Нет.
У.: А что вы считаете своей родиной и почему?
(ответы детей)
У.: Спасибо!
У.: А знаете ли вы, почему слово «родина» может писаться как с большой, так и с маленькой буквы? (на доске записаны 2 выражения «С чего начинается Родина?» и «Тихая моя родина»)
(Ответы детей)
У.: Сейчас я вам объясню. Если под словом «родина» вы подразумеваете свой дом, город, село, деревню, то вы должны написать его с маленькой буквы, т.к. говорите о малой родине. А если говорите о стране, в которой родились, живете, то пишите с большой буквы. Всем понятно различие?
(Ответы детей)
2. Чтение стихотворения учителем.
У.: А сейчас закройте глазки. Опустите головки на парту.
Я прочту стихотворение «Тихая моя родина». Постарайтесь определить настроение, с которым было написано стихотворение. После прослушивания вы должны будете ответить на вопросы о том, понравилось ли вам стихотворение, какие картины вы представили.
(Учитель читает стихотворение наизусть. После прослушивания дети открывают глаза и отвечают на вопросы, поставленные выше).
3. Чтение про себя.
У.: Стихотворение всем понравилось, я вижу. Тогда читайте его про себя.
(Дети читают)
4. Чтение вслух.
У.: А сейчас прочтем его ещё раз по цепочке вслух. Каждый читает по строфе. А кстати, что такое строфа?
Д.: Четыре строки.
У.: Начинаем читать.
(Читают)
5. Словарная работа.
У.: А какие-нибудь незнакомые слова вам встретились?
(Дети находят, учитель объясняет. На доске висят карточки с этими словами и их значениями).
6.Анализ содержания стихотворения.
У.: С каким чувством поэт говорит о своей «тихой родине»?
Д.: С чувством грусти, тоски.
У.: А вы испытывали когда-нибудь такое чувство?
Д.: Да.
У.: Когда это было?
(Примеры детей из жизни)
У.: Что автор вспоминает в этом стихотворении? Подтвердите примерами из текста.
(Дети находят, зачитывают)
У.: Какие строки говорят о любви поэта к родному краю?
(Ответы детей)
У.: Какова главная мысль этого стихотворения? Как вы думаете?
(Ответы детей)
У.: Вы правы. Но мы с вами попробуем определить главную мысль стихотворения русской народной пословицей о Родине. Я раздам на каждую пару карточки, на которых написано начало пословицы, а конец ее вам нужно найти во 2ом столбике и соединить стрелочками. Работайте.
(Дети ищут, соединяют.)
У.: А теперь давайте проверим. (1ый ряд читает начало - второй находит продолжение, затем 2ой зачитывает начало – 3ий – продолжение и т.д.)
У.: Теперь каждая пара выбирает пословицу, которая более всего подходит к нашему сегодняшнему уроку, и объясняет, почему.
(Дети работают по заданию)
(После обсуждения дети смотрят на доску: на ней записана пословица, которая будет проводником на уроке)
7.Физминутка
8.Анализ выразительных средств стихотворения.
У.: Сейчас мы попробуем глубже определить настроение автора через приемы, используемые им в стихотворении.
Какие приемы вы знаете?
Д.: Эпитеты, олицетворение, сравнение.
У.: Найдите в тексте предложения, в которых используются эпитеты (яркие, образные определения)
(Дети находят, зачитывают)
У.: А встречаются ли сравнения? (образные выражения, в которых изображаемое явление уподобляется какому-нибудь другому по общему признаку)
(Дети находят в тексте, читают)
У.: Молодцы! А кто-нибудь нашел олицетворение? (когда свойствам неживого приписываются свойства живого)
(Дети ищут, читают)
У.: Хорошо. А теперь внимательно посмотрите на стихотворение еще раз. Встречаются ли там слова или строчки, повторяющиеся несколько раз? Найдите их.
(Дети ищут, называют их)
У.: А для чего, как вы думаете, поэт повторяет эти слова?
Д.: Для того, чтобы выразить настроение, свое отношение к происходящему.
У.: Такой прием, когда слова повторяются несколько раз в стихотворении, называется повтором.
У.: Сейчас обратите внимание на рифму. Какой вид рифмы используется в стихотворении?
Д.: Перекрестная.
У.: А какие виды вы ещё знаете?
Д.: Парную, опоясывающую.
У.: Молодцы!
9. Подготовка к выразительному чтению.
У.: Посмотрите на знаки препинания в конце 1ой строки. С какой интонацией нужно прочитать стихотворение?
Д.: С любовью, восхищением (зачитывают)
У.: На что нужно обратить внимание, читая 2ую строку?
Д.: На знак многоточия и на запятые.
У.: Верно. Как бы вы ее прочитали?
Д.: С паузами, не торопясь (читают).
У.: С какой интонацией читаются следующие 2 предложения?
Д.: С грустью.
У.: Почему?
Д.: П.ч. говорится, что там похоронена его мать, и ему тяжело об этом вспоминать.
У.: Какие слова следует выделить логическим ударением?
Д.: Мать, детские годы.
У.: можем ли мы сказать о том, что автор давно не был на родине?
Д.: Да.
У.: Какими словами это подтверждается?
Д.: Где же погост? – Сам я найти не могу.
У.: В каких строфах автор вспоминает прошлое и видит, насколько изменилась жизнь в селе?
(Ответы детей)
У.: С какой интонацией читаются эти строфы?
Д: С грустью о прошлом.
У.: Все верно. Сейчас еще раз самостоятельно прочитайте про себя стихотворение, расставьте паузы, логические ударения. Затем прочитайте друг другу, что у вас получилось.
(Дети выполняют задания, работают в парах)
У.: Кто готов прочесть стихотворение выразительно, с паузами и расставленными логическими ударениями?
(Ученики читают по 1ой строфе по цепочке)
Итог урока.
У.: Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
Д.: «Тихая моя родина»
У.: Кто его автор?
Д.: Н.М.Рубцов.
У.: Вам оно понравилось? Почему?
(Ответы детей)
У.: А как вы думаете, почему стихотворение поэт назвал «тихая моя родина»?
Д.: Потому что он рассказывает о селе, в котором тихая, спокойная, размеренная жизнь.
У.: Молодцы! Все верно.
А теперь посмотрите на доску. Здесь вы видите незаконченные предложения, которые, мне бы хотелось, чтобы вы закончили.
На доске записаны предложения:
Мне сегодня понравилось… Мне сегодня не понравилось…
Мне сегодня было трудно… Мне сегодня было легко…
Я сегодня узнал(а)… Я сегодня понял(а), что …
(Учитель спрашивает всех желающих)
У.: Спасибо за ответы. Вы сегодня хорошо потрудились. Особенно мне бы хотелось отметить …., остальным нужно активнее работать на уроке.
Домашнее задание.
У.: Открывайте дневник. Записывайте задание на среду.
1) выучить наизусть стих-е «Тихая моя родина»;
2) проиллюстрировать любой понравившийся вам отрывок из стихотворения (сделать рисунок на альбомном листе).
Все спасибо за урок! Отдыхайте!