Проект Возможности духовного и нравственного воспитания дошкольников средствами адыгской народной культуры в современном ДОУ


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №28»
Возможности духовного и нравственного воспитания дошкольников средствами адыгской народной культуры в современном ДОУ
(возраст, на который рассчитана работа: от 4 -7 лет,)
срок реализации данной работы - 3 года)
Пшизова Зуриат Юсуфовна, музыкальный руководитель
г. Майкоп
2016г.
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский.
Каждый народ имеет свои корни. Это – язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа считаться его представителем? Думается, что нет.
В республике Адыгея живут, работают, растят детей люди разных народов. Общие заботы, любовь и привязанность к родной земле духовно объединяют их. Соприкосновение с народным искусством, участие в народных праздниках духовно обогащают детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Важнейшие принципы государственной политики в области образования – это возрождение и развитие национальных языков, культур, духовно-нравственных, этнических ценностей народов, проживающих на территории Российской Федерации. Задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федерации, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени.
Одним из принципов государственной политики, обозначенных в Федеральном законе от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является гуманистический характер образования, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.3, п.3, 4). В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. №751) отмечаются следующие задачи:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную, религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений»;
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, в определении задач, на которые он направлен, поддерживает идею объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Поэтому на современном этапе (в условиях введения обновленной нормативной базы) крайне важно воспитать инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Трудно переоценить значимость ценностей народной педагогики, которая сегодня приобретает особую значимость. Ее используют для приобщения детей к непреходящим человеческим ценностям и формированию личностной культуры в процессе духовно – нравственного и патриотического воспитания. Народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности, не потеряла значения в современном обществе.
Основная цель воспитания, по народным представлениям, заключается в подготовке всесторонне развитых людей, способных преодолевать любые трудности в жизни, обладающих высоким умственными, физическими, нравственными и эстетическими качествами. Эта идея легла в основу воспитательной деятельности нашего коллектива, целью которого является:
формирование нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на основе приобщения к культуре своего народа и других народов;
обучение адыгейской разговорной речи детей;
приобщение к истории, культуре адыгского народа. Из сформулированной цели вытекают следующие задачи:
воспитание уважения к своему дому, к родному городу и краю, своей малой родине (на материале о родном городе, республике);
приобщение ребенка к национально-культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей;
приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;
воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.
Вся педагогическая деятельность проходит через все образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
« Язык- душа народа» - гласит адыгейская пословица. Первые слова, которые ребенок слышит - это слова матери, это ее колыбельные песни. Мы исходим из того, что именно родной язык -наиболее естественная, благодатная и эффективная среда для формирования умственных способностей человека и его нравственных качеств.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» - писал К. Д. Ушинский.
Мы прививаем любовь к родному языку, развиваем желание говорить по - адыгейски, расширяем знания детей при ознакомлении с национальной культурой, бытом, традициями, обычаями. Ребенок с пеленок начинает прислушиваться к звукам родной речи, повторяет их вслед за взрослыми и постепенно вникает в их смысл. Первыми произведениями, с которыми мы знакомим детей, являются колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки. Знакомя детей с той или иной сказкой, мы не только доставляем им радость, но и доводим до их сознания главную идею произведения.
Большую радость доставляет дошкольникам знакомство с героями нартского эпоса. Чтобы дети легко усвоили слово «нарт», мы используем такое вступление: «Давным-давно жили на земле, в горах Кавказа, на берегу Черного моря сильные, смелые и ловкие люди. Это были нарты. Они славились добротой, радушием, гостеприимством и щедростью души. Нарты-это сказочные герои адыгских сказаний и легенд. Так называли этих мудрых и смелых людей адыги. Нартского здоровья желали раньше близким людям. «Будь нартом!» - говорили родившемуся младенцу. Нарт стал символом удачи, смелости, отваги. (Приложение №1).
Произведения национальной художественной культуры играют очень важную роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Подбирая литературу для дошкольников, мы учитываем национальные особенности этнокультурной среды, а также потенциальные воспитательные и развивающие возможности родной литературы.
Адыгская детская литература – неотъемлемая часть многонациональной российской культуры. Она впитала в себя самобытные и яркие традиции устно – поэтического творчества адыгского народа.
Один из способов введения ребёнка дошкольника в мир национальной культуры, человеческих взаимоотношений – введение в мир «музея».
Мы стремимся создать условия для интеграции музейного пространства в развивающую среду детского сада. Цель: разработать систему музейно-образовательной деятельности, конкретные методические пути духовно-интеллектуального развития дошкольников. Главными на наш взгляд являются такие задачи, как совершенствование традиционных, разработка инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики; приобщение ребенка к сокровищницам культуры через основные направления культурно-образовательной деятельности в мини-музее (информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых).
Основная форма организации работы с детьми – игра и театрализованная экскурсия – путешествие. В ходе занятий – игр дети «проживают» определенную тематическую, историческую ситуацию. В этих играх
«разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, ребенок и воспитатель; и те и другие могут и задавать вопросы, и отвечать на них. (приложение№2)
Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности. Именно в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами, пробуждается творческое начало, развивается воображение.
Мини – музей позволяет максимально сохранить связь дошкольника– юного майкопчанина, с тем местом где он родился и живет, своим родным городом, республикой, с присущим ему национальным и региональным самосознанием, миропониманием и готового к диалогу и восприятию других культур. (приложение№3)
Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, мы организовываем беседы, экскурсии, целевые прогулки по территории детского сада, по улицам и достопримечательностям города; создаем презентации, игровые ситуации.
В ходе совместных проектов, участниками которых являются педагоги, дети и их родители на темы «Мой родной город Майкоп», «История моего города», «Вот моя улица – вот дом родной» закрепляются краеведческие сведения о родном городе, истории его возникновения, его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, увидеть красоту вокруг себя. Итогом данных проектов являются оформленные фото и видео материалы, лепбук. (Приложение №4)
Важным этапом в нашей работе является знакомство с народно-прикладным искусством адыгов, обучение детей умению составлять узоры. На организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация) мы используем орнаменты, отбирая наиболее простые и доступные детям для воспроизведения. Орнамент является определяющим компонентом народного прикладного искусства. Он ярко выражен в произведениях многовекового творчества: в плетении циновок, украшении одежды, резьбе по дереву, тонких узорах золотого шитья и ювелирных изделиях. Каждому орнаменту вместе с детьми даем название: «кинжал», «овечьи ножки».В процессе создания предметов народно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и полные представления о предметах народно-прикладного искусства в жизни.
(приложение №5)
Одним из ярких средств духовно-нравственного воспитания является музыка. С раннего возраста дети слышали песни: пела мать, укачивая ребенка, пела сестра, убирая дом, пела бабушка, сидя за прялкой, тихо напевал отец за какой-либо работой. В песнях всегда присутствует нравственно-эстетическое начало. Мелодичные, лиричные, шуточные песни адыгских композиторов нравятся нашим детям. Песни, в которых воспевается красота родной природы, родного края, гостеприимство, веселая, радостная жизнь маленьких детей, их любимых зверушек, исполняются детьми с большим интересом на всех музыкальных занятиях, праздниках, концертах. Они эмоционально исполняют как шуточные потешки и прибаутки, так и серьезные лирические и героические песни. Например: адыгейская народная потешка «Бзыу-бзыу исполняется во второй группе раннего возраста. Дети с большим энтузиазмом включаются и выполняют все движения по тексту потешки.
С большим интересом дети среднего истаршего возраста исполняют веселую песенку «Цызэ» (Белочка) Киримизе Жанэ. Они охотно ее инсценируют и выступают как настоящие артисты. Песня «Си нысхъап» (Моя кукла),музыка и слова Альберта Тлячева, является чуть ли не самой любимой песенкой наших девочек. Они весело поют ее своим любимым подружкам-куклам.
Наряду с такими шуточными песнями, дети с большой ответственностью подходят к исполнению песен на серьезные темы.: например: «Заом тыфаеп» (Мы не хотим войны) музыка Сиюхова Рамазана, слова Куек Нальбия, «Хэгъэгум паемэ» (Песня о родине )музыка Бесиджева Мурата, слова Киримизе Жанэ, исполняются детьми подготовительных групп с чувством гордости за свою Родину, за свое Отечество.(приложение №6).
В разделе «музыкально- ритмические движения» мы включаем элементы адыгейских народных танцев и готовим детей к исполнению небольших танцевальных композиций. В МБДОУ создан хореографический ансамбль, руководителем которого является Теучеж Любовь Шамсудиновна. В репертуар ансамбля входят разнообразные по характеру танцы: лирический «Зафак», танцевальная миниатюра «Башлык», нежный «Девичий танец», шуточный танец «Чэщ дэс» (Посиделки). Все эти танцы составлены с учетом возрастных особенностей детей и по сложности, и по художественному содержанию.(приложение №7).
Нескрываемый интерес дети проявляют при знакомстве с адыгейскими народными инструментами. У адыгов очень много древнейших и современных, простейших и более сложных по конструкции инструментов.
Пхачич-инструмент типа трещетки, предназначенный для четкого отстукивания ритма и поддержания ровного постоянного темпа в музыке. Пытаясь играть на этом инструменте, дети сразу же подхватывают ритм простейших танцевальных мелодий.
ШыкIэпщин-один из наиболее распространенных в народе старинных смычковых инструментов. Название этого инструмента происходит от шы-конь, кIэ-конский хвост. Волосы конского хвоста использовались для изготовления струн. Наши дети не могут играть на нем, но изучают внешний вид и строение инструмента с интересом.
Пщынэ-современный, наиболее популярный в народе клавишный инструмент. Он используется в основном для исполнения танцевальной музыки. Наши дети танцуют под адыгейскую гармошку на занятиях хореографии и прекрасно знают ее звучание.
Камыль-один из наиболее древних музыкальных инструментов. Это цилиндрическая трубочка, из которой звуки извлекаются путем направленной струи воздуха. Он также предназначен для исполнения танцевальных мелодий. Дети с удовольствием пытаются играть на нем.
(приложение№8).
Народные игры - неотъемлемая часть духовно-нравственного, познавательного, физического развития детей. Здесь радость движения сочетается с духовным обогащением детей. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Народный игровой фольклор быстро и прочно запоминается, устно передается из поколения в поколение и никогда не стареет. Отобранные подвижные игры в соответствии с возрастными особенностями детей включаем в музыкальные, спортивные праздники: «День народных игр», «Будь Нартом», «Ханцэгуаще»(праздник воызова дождя). Все эти праздники обязательно включают в себя игры: пэIокIадз (подлог шапки), шыу (всадники), чын (волчок), хьэнтIэркъуапкI(прыжок лягушки), къэрэу-къэрэу(журавли-журавушки), лъэс шыу(пеший всадник).
Проведение тематических народных праздников и обрядов, «Первого купания ребенка», «Кушъэхапх» (Укладывание ребенка в колыбель), «Лъэтегъэуцу» (Первый шаг ребенка), «ИлъэсыкIэм тыпъэгъокI» (Встреча нового года), «Цыдж шIыхьаф» (Взаимопомощь по обработке шерсти), является итогом работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Все мероприятия, проводимые в ДОУ несут в себе и духовное начало, познавательный, и одновременно развлекательный характер: формируют этикетные нормы общения, способствуют развитию социального и эмоционального интеллекта.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников невозможно без соответствующей развивающей среды. Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда: этнографические уголки и мини музей детского сада, содержащие разнообразный дидактический материал по ознакомлению детей с родным городом, республикой, подлинные предметы и образцы культуры и быта, музыкальные инструменты, куклы в национальных костюмах, альбомы, планшеты на темы: «Мой город», «Культура и быт адыгов», «Адыгейский орнамент», «О природе», « Моя Адыгея», «Писатели Адыгеи - детям», «Художники Адыгеи», папки с историей о достопримечательностях города, посуда, сделанная в стиле папье – маше, атрибуты к народным играм, детская, научно-популярная литература является мобильной, безопасной, доступной, трансформируемой.
Анализ проводимой работы в МБДОУ показывает, что использование адыгской народной культуры благотворно влияет на духовный мир ребенка,
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье городу, к малой родине.