Технологическая карта урока Урок- исследование особенностей строения растений и животных


Учитель биологии МОУ «СОШ №23»г. Воркуты М.А.Умурзакова
УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОЕНИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ, СВЯЗАННЫХ СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ. ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ МЕСТНОСТИ И ДОСТУПНЫМИ ПУТЯМИ ИХ РЕШЕНИЯ. 9 класс(практическая работа)
Педагогическаяцель Выявить особенности строения растений и животных, связанные со средой обитания
Задачи урока Образовательная: выявить характерные черты растений и животных, связанные со средой обитания.
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой.
Воспитательная: воспитывать умение работать в группе; формировать экологическую культуру учащихся
Тип, вид урока Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; комбинированный
Планируемые результаты (предметные) Учащийся научится сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами; будет знать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); природные зоны нашей планеты, их обитателей; основные среды обитания живых организмов; сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); приспособления живых организмов для выживания
Личностныерезультаты Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения иопыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Формы и методы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)Понятия и термины Экология, экологические проблемы
Организационная структура урока
Этап урока,
цель Методический прием Деятельность учителя Деятельность учащихся Текущийконтроль
Осуществляемыедействия Формируемыеумения I. Актуализация опорных знаний урока.
Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала Фронтальная беседа Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:
– Какие среды обитания выделяют? (Наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная.)
– По каким признакам можно определить принадлежность животных и растений к той или иной среде обитания? (По внешнему строению, например строению конечностей у животных.)
– Сходны ли между собой обитатели водной среды? Какую общую характеристику можно дать обитателям водной среды? (Да, сходны. Большинство имеют жабры для дыхания под водой, обтекаемую форму тела, плавники для передвижения.)– Дайте характеристику условий жизни в наземно-воздушной среде. (Достаточное количество кислорода, не хватает влаги, наблюдаются значительные изменения температуры.)
– Как вы думаете: среда влияет на строение организмов, которые обитают в ней? Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклас-
сников.
Выдвигают свои предположения Осуществляют анализ ответов одноклас-сников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя Вопросы учителя
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока Вводная беседа Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:
– Вы когда-нибудь задумывались о том, почему боль-шинство рыб имеют сходное строение тела, чешую и слизь, которая покрывает их тело? Для чего птицам такое строение верхних конечностей? Конечно же для полета, ответите вы. Но почему у птиц образовались
именно крылья, а не ласты, как у водных обитателей? Мы установили, что среда обитания влияет на строение живых организмов. Сегодня на уроке мы рассмотрим и выявим особенности строения и жизнедеятельности живых организмов в связи с их образом жизни; конкретные примеры того, как живые организмы приспосабливаются к условиям той среды, в которой они обитают Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Наблюдают. Осуществляют анализ
объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи Вопросы учителя и устные ответы
III. Проведение лабораторной ра-боты.
Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности Лабораторная работа Поясняет ход лабораторной работы, организует самостоятельную работу учащихся и работу в группах. Регулирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Контролирует выполнение работы.
Для выполнения работы предлагает 3 объекта: это могут быть коллекции насекомых, мелких грызунов. Можно представить видеофрагмент о средах обитания Определяют основные методы биологических исследований. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя Составляют план работы. Фиксируют результаты. Используют простые измерительные приборы. Формулируют выводы по результатам исследования Наблюдение. Письменный отчет о проделанной работе
IV. Анализ результатов лабораторной работы.
Рефлексия. Формулировка выводов Индивидуальная работа учащихся, фронтальный опрос Обобщает знания учащихся, помогает в формулировании выводов. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
– Как бы вы назвали урок?
– Что для вас было легко (трудно)?
– Довольны ли вы своей работой? Осуществляют самоанализ деятельности. Обобщают и систематизируют знания. Формулируют выводы к лабораторной работе Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами Письменный отчет о проделанной работе
V. Подведение итогов.
Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция Беседа Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки Слушают учителя Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию Устные ответы
Домашнее
задание Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 104–125; повторить основные понятия по тетради, подготовиться к контрольной работе по теме «Среда обитания живых организмов» Записывают задание Читают задание. Задают уточняющие вопросы Наблю-дениеРесурсный материал к уроку
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения (практическая работа)
Цель: рассмотреть и выявить особенности строения растений и животных, связанные со средой обитания.
Оборудование: коллекции, объекты живой природы, представители разных классов животных.
Ход работы
1. Исследовать объект. Вспомнить, в какой среде этот организм обитает.
2. Выявить черты строения, благодаря которым живой организм приспосабливается к данной среде обитания.
Среди черт строения указать: внешний покров тела, наличие перьев, шерсти, кожи; строение органов чувств; строение конечностей.
Повторить пункты 1, 2 для других объектов.
Вывод: У … в связи с образом жизни и средой обитания имеются следующие приспособления: … .