Конспект урока по географическому краеведению на тему Ландшафтно-туристические ресурсы


Географическое краеведение 10 класс
Конпект урока на тему : Ландшафтно-туристические ресурсы.
Цель:Создать условия развития познавательного интереса к особенностям природы Крымского полуострова. Определять роль ландшафтов в развитии рекреационной деятельности. Развивать бережное отношение к природе полуострова.
Задачи: обучающие: сформировать представления об особенностях ландшафтных и туристических ресурсов полуострова.
Развивающие: способствовать обучению школьников высказывать свое собственное мнение, развивать патриотическое и уважительное отношение к родине. Развивать умение работать с источниками географической информации.
Оборудование: карта Крыма, мультимедийный проектор, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Курортно-рекреационный потенциал Крыма обуславливается разнообразием природных ландшафтов — от степных на севере до покрытых лесами Крымских гор в южной части. Богатство Крыма — это его климат, для которого характерно обилие солнца, тепла и света. Хотелось бы начать урок со строк замечательного стихотворения:
О, крымские природа и просторы!Так необъятны взору и душеКрасой волнуют твои долы, горы,Пронзив до основания... Туше!Закованы морозом струи речек,И гибнут птицы в мощных холодах...Ах, с этим Крымом не привычны встречи,И оттого душа почти во льдах...Но мчится мысль опять в края ТавридыС тем мягким климатом и воздухом морским!Я вспоминаю о богине АртемидеИ о рассказчике, что носит псевдоним,Извечно помню ласковые зори,Встающего из моря солнца свет...Моей душе так вольно на просторе Ветров Тавриды уже много лет! (Ю.Друнина)
2. Актуализация опорных знаний.
Тема нашего сегодняшнего урока «Ландшафтно-рекреационные ресурсы». Мы познакомимся с типологией ландшафтов, а также сформируем представления о рекреационных ресурсах нашего красочного полуострова.
3. Изучение нового материала
Данные ресурсы по происхождению могут быть разнообразными: природные, исторические, культурные,археологические и др. Крым, обладающий интереснейшей историей, практически везде имеет много достопримечательностей, пользующихся заслуженной славой у рекреантов. К природным ландшафтно-туристическим ресурсам можно отнести уникальные природные объекты: вулкан Карадаг, Большой каньон Крыма, карст горного Крыма, реликтовые рощи сосны  HYPERLINK "http://pandia.ru/text/categ/wiki/001/124.php" \o "Судаке" судакской, грязевые вулканы Керченского пол-ва, долину приведений на Демерджи и др.
Исторически Крым, благодаря своему своеобразному положению привлекал многих известных людей. Здесь были созданы всемирно известные дворцовые комплексы: Массандровский, Юсуповский, Алупкинский (Воронцовский), Ливадийский. Героическое прошлое Крыма отражено в музеях городов-героев Севастополя и Керчи, в Аджимушкайских каменоломнях. К археологическим памятникам можно отнести многие средневековые пещерные города (Бакла, Тепе-Кермен, Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен), находки останков неандертальцев (грот Киик-Коба) и др. Славу Крыма составляют и различные архитектурные сооружения, сохранившиеся сегодня: Бахчисарайский дворец, Генуэзская крепость в Судаке, Байдарская церковь, санаторий “Дюльбер”, Херсонес и др.
Современная история подарила Крыму много мест, связанных с жизнью и деятельностью А. С. Грина, А. П. Чехова, М. А. Волошина, И. К. Айвазовского, А. С. Пушкина и др. Созданы уникальные объекты: санаторий “Ай-Даниль”, завод шампанских вин в Новом Свете, Никитский ботанический сад, детский лагерь “Артек”, музеи, парки-памятники садово-паркового искусства. Задача нашего поколения сохранить и приумножить разнообразие ландшафтно-туристических ресурсов.
Ландшафтные комплексы Крыма
Ландшафтные комплексы – это различные по размерам территории, сходные по своим природным условиям, сформировавшиеся в результате воздействия на земную поверхность зональных и азональных факторов (12,с.18).
На земном шаре мало найдётся территорий, где на такой небольшой площади было бы сосредоточенно так много различных видов ландшафтов. Это объясняется положением Крыма на границе географических поясов, на контакте различных флор и фаун, влиянием омывающих его морей, сложной историей развития.
Ландшафты классифицируются по разным признакам:
1.По характеру контакта геосфер (земных оболочек);
2.По климатическим различиям;
3.По характеру рельефа;
4.По характеру растительности.
Территория Крыма расположена в южной части пояса умеренных широт, следовательно, его ландшафты относятся к суббореальным, на крайнем юге наблюдаются элементы субтропических ландшафтов. Бореальные (от лат. - северный) ландшафты формируются в области с бореальным (умеренным) климатом характеризующимся хорошо выраженными сезонами года – снежной зимой и относительно коротким летом.
4.Итог урока. Итак что нового вы узнали о нашем полуострове?
Как вы думаете что больше привлекает туристов в Крыму?
Какие проблемы связанные с развитием туризма на полуострове?
Давайте подведем итоги нашего урока….
5. Домашнее задание. Подготовить презентацию или сообщение на тему «туристические объекты Крыма».