Основные требования к использованию метода проектов на уроках иностранного языка


Основные требования к использованию метода проектов на уроках иностранного языка
Иметь просто набор знаний, умений и навыков, уже недостаточно сегодняшнему выпускнику школы. Ему необходимо уметь решать встающие перед ним проблемы: жизненные, социально значимые, профессиональные, т.е. он должен быть готов к включению в дальнейшую жизнедеятельность, а для этого важно обладать определенным набором компетенций. Высокий уровень владения учащимися универсальными (метапредметными) умениями является стартовым «капиталом» для формирования такого набора. Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык, т.к. он изучается как средство общения, а темы и ситуации для речи берутся из других предметов. Уже с начальной школы мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей. Проектная технология позволяет учащимся применить накопленные знания по различным предметам, учит его не только запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Работая над проектом, школьники учатся сотрудничать, а это воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, ответственность.
Каждому учителю хочется сделать свой урок интересным и увлекательным, развивать познавательный интерес школьников, их творческую активность. Традиционный подход к обучению иностранного языка уже не в полной мере отвечает современным требованиям. Главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. Для повышения мотивации, важно уже с младшего школьного возраста постепенно вводить в обучение проектную методику, викторины, IT-технологии. В рамках коммуникативного подхода к обучению иностранному языку особого внимания заслуживает проектная методика.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний. Активное включение школьника в создание проектов позволяет ему осваивать новые способы деятельности.
Метод проектов позволяет учащемуся проявлять самостоятельность в выборе интересующей его темы, планировании, организации и контроле своей деятельности. Работая над проектом, учащийся сам ищет источники информации, сам выбирает способ подачи информации, сам готовит презентацию. Проектная методика позволяет вести индивидуальную или групповую работу над темой.
Для успешного завершения проекта ученику необходимы следующие умения: 1) работать с текстом, справочным материалом; 2) анализировать информацию, делать обобщения, выводы; 3) дискутировать; 4) четко и ясно излагать свои мысли.
Все, что ученик делает, работая над проектом, он должен делать сам и четко понимать, зачем он это делает. Все вышеперечисленное влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося и, как следствие, повышение качества образовательного процесса.
Чтобы грамотно применять проектную методику учителю необходимо знать основные требования к ее использованию.
Доктор педагогических наук, профессор Е.С. Полат выделяет следующие требования к использованию метода проектов в школе:
наличие проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
 4.  определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
5. определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
6. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
7. рефлексия;
8. использование исследовательских методов:
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов, выводы.
Каждый этап очень важен в работе над проектом. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит от владения определенными методами различных видов научной и творческой деятельности: поиск, исследование, ведение статистики, обработка данных, оформление, способ подачи. Не владея всем этим, трудно говорить об успешной организации проектной деятельности.
В работе над проектом велика и роль учителя, особенно, на первом и последнем этапах. На первом этапе необходимо познакомить со смыслом проектной деятельности, мотивировать учащихся, помочь в постановке целей. На последнем этапе учитель помогает сделать обобщение всей работы.
Чтобы обеспечить эффективную работу над проектом, следует знать его типологию. Это важно для того, чтобы учитель и ученик, разрабатывая проект, могли четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах.
В трудах профессора Е.С. Полата представлена наиболее проработанная типология проектов в соответствии с их типологическими признаками. Он выделяет семь типологических признаков, каждому из которых присущи определенные типы проектов.
Типологический признак Тип проекта
 Метод, доминирующий в проекте 1. Исследовательский
2. Информационный
3. Практико-ориентированный
4. Ознакомительно-тренировочный 5. Творческий
6. Игровой
Предметно-содержательная область 1. Монопредметный
2. Межпредметный
3. Надпредметный
Характер координации проекта 1. Непосредственный
2. Скрытый
Характер контактов 1. Внутренний или региональный 2. Международный
Количество участников проекта 1. Личностный
2. Парный
3. Групповой
Продолжительность проекта 1. Краткосрочный
2. Среднесрочный
3. Долгосрочный
По контролирующим функциям 1. Итоговый
2. Текущий
Любой проект, независимо от того, к какому типу он относится, требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. В основном, на практике, работа ведется над смешанными проектами, которым присущи признаки разных видов.
Анализ состояния преподавания иностранного языка показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Как формировать у школьников интерес к предмету? Как добиваться функциональной грамотности? Ответ на эти вопросы ищет уже не одно поколение учителей. И отвечает, сообразуясь с задачами, поставленными обществом перед школой.
Проанализировав результаты своей работы, систематизировав знания об использовании метода проектов, я убедилась в эффективности этого метода обучения иностранному языку. В работе над проектом ученик сам выбирает одну из предложенных тем, следовательно, эта тема его заинтересовала. Для решения проблемы одного учебника недостаточно. Работа со справочными материалами, аутентичными текстами, владение межпредметными и метапредметными знаниями и умениями – необходимые условия успешного решения проблемы. Метод проектов – это процесс творческий, его можно применять как на уроке, так и во внеурочное время. Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся, а главный мотив школьника – мотив достижения, стремления добиваться успехов и избегать неудач, повышения и сохранения самооценки.
Список литературы
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак ин.яз. высш. пед. учеб заведений./ Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 2006
Бычкова А.В. Метод проектов в современной школе.-М.,2000.
Н. И. Колоскова Типологические особенности проектов в процессе изучения биологии //Ярославский педагогический вестник , 2011 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки).
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации кадров / под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2002. – 272 с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. 2000. - № 2, 3.
Полат Е.С.Новые педагогические технологии в системе образования. М.,2005.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся М.,2006.
https://multiurok.ru/qwertty-1234/blog/