Обобщение опыта по теме самообразования Драматизация как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на начальном этапе обучения английскому языку


Драматизация как средство развития коммуникативной компетенции учащихся начальных классов АктуальностьСнижение мотивации в изучении иностранного языкаПоддержание интереса к изучению английского языка средствами драматизацииСнятие трудностей в овладении материаломПреодоление «языкового барьера»Подготовка к успешной социализации учащихся Цели и задачиРазвитие коммуникативной, творческой и культурной компетенции учащихсяФормирование умений социального общенияАктивизация познавательной деятельности учащихся. Развитие личности ребенка, реализация его творческих способностейПовышение мотивации обученияЗнакомство учащихся в рамках диалога культур с русским и английским фольклором Ведущая педагогическая идея Данный метод целесообразно использовать на начальной ступени обучения, когда учёба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка Теоретическая базаОсновная цель обучения иностранным языкам на современном этапе – «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе межкультурного общения»(Программы обучения иностранным языкам в начальной школе) Е.И. Пассов считает, чтобы «научить человека общаться на иностранном языке, учить этому нужно в условиях общения».Театральная деятельность – модель общения, которая подражает действительности.Учащиеся попадают в ситуацию ролевого взаимодействия. По мнению Пассова Е.И., «ситуация – стимул к говорению, система взаимоотношений собеседников». Ситуация рассматривается также как «…совокупность обстоятельств, в которых реализуется общение; система речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для совершения речевого действия»(Щукин Э.Г., Азимов А.Н. Словарь методических терминов) Коммуникативный подход к обучению языку как средству общения предполагает моделирование ситуаций. Но это означает не только моделирование взаимоотношений, но и моделирование невербальных (экстралингвистических) компонентов ситуации: жестов, движений, пауз, тембра голоса и других. Прием драматизации реализует принцип функциональности, который выделяет Пассов Е.И. «Речевая деятельность имеет три стороны: семантическую (лексическую), структурную (грамматическую), произносительную»(3). Они неразрывно связаны в процессе говорения. При обучении речевой деятельности «нельзя усваивать слова в отрыве от их форм, грамматические явления – вне их воплощения в словах, произношение – вне функциональных речевых единиц». Участие в театральных постановках способствует социализации личности. Человек в спектакле играет определенную роль. Психологи утверждают, что практически вся наша жизнь состоит из чередования ролей-функций, поэтому, способность легко принимать на себя различные роли делает человека более уверенным, социально-компетентным.Кроме того, театр – это, по сути, игра, а игра – основной механизм развития личности ребенка. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке.Любое обучение есть передача молодому поколению культуры (И.Я. Лернер). Процесс овладения иностранным языком может и должен нести ученикам иноязычную культуру. Под ней мы понимаем ту часть духовного богатства (культуры), которую способен дать человеку процесс коммуникативного обучения иностранному языку в учебном, познавательном, воспитательном и развивающем аспектах. По мнению Л.С. Выготского, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно связывает его творчество с личными переживаниями. Родоначальники использования данного приема П.Слейд и Б.Уэй считали, что традиционные школьные упражнения «разрушают непосредственность и творчество детей». Применение в процессе обучения драматизации развивает у детей критическое и интуитивное мышление, способствует большей сосредоточенности, формирует навыки и умения в чтении. У них увеличивается словарный запас, развиваются умения говорить на иностранном языке, что вызывает эстетическое переживание. Технология опыта1 этап. ПодготовительныйДиагностическое исследование: наблюдение, анкетирование учащихся, изучение результатов уровня обученности учащихся (Приложения 1,2).Анализ Программы, УМК, составление Программы кружка английского языка в начальной школе.Вычленение необходимого минимума фраз для ведения диалогов этикетного характера, подбор безэквивалентной лексики, эмоционально-оценочной лексики. Технология опыта2 этап. ОрганизационныйОтбор и адаптация сценариев будущей постановки.Отработка языковой и речевой стороны материала, работа над его сценическим воплощением.Распределение ролей (с учетом языковых и актерских возможностей учащихся.Представление инсценировок, мини-спектаклей. Технология опыта3 этап. Обобщающий.Определение уровня интереса к предмету. Анкетирование учащихся, родителей.Анализ уровня знаний учащихся по итоговым оценкам. Уровень обученности учащихся начальной школы (на примере одного класса) Наши выступления «Репка» (на школьном празднике осени)«Колобок ищет друзей» (на школьном новогоднем празднике, 2008г. «Белоснежка и семь гномов»На школьном новогоднем празднике, 2009г. Наши выступления