Конспект урока по технологии на тему Лоскутное изделие для кухни — столовой (5 класс)

.Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока

Данные об учителеГодзеля Зинаида Ивановна МБОУ «СОШ № 16» ст. Геймановской, Тбилисского района
Предмет: Технология.
Класс: 5
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология ведения дома.
Тема урока: Лоскутное изделие для кухни - столовой.
Тип урока: урок построения системы знаний
Оборудование: мультимедийное сопровождение, образцы готовых изделий, образцы машинных швов, образцы соединений, швейные машины ,инструменты, приспособления для ручных работ, лоскуты ткани, уплотнительный материал, утюжильное рабочая место, плакаты.

Планируемые результаты:
Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование  способностей  к поисковой деятельности, бережного отношения    к историческому прошлому и традициям казаков выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.
Метапредметные (УУД):
регулятивные - освоить теоретические знания техники лоскутного шитья, выявить потребности, проектирования и создания прихваток , самостоятельно организовать рабочее место, выполнить раскрой и изготовить изделие.
коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
познавательные - познакомить с видами  ремесел жителей Кубани. Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения, развивать умения применении технологий.
личностные – воспитывать эстетические чувства,   любовь к родному краю и месту, прививать интерес к труду многонациональной  Кубани, осознано выбирать и строить дальнейшую индивидуальную деятельности .

№ этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД


Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.











Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»)

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).
Проверка готовности к уроку.
Создание эмоционального настроя на изучение новой темы. Слайд № 2
Прежде чем мы приступим к теме урока, прошу вас посмотреть на слайд № 3 и на выставку работ учащихся, на которой представлены иллюстрации,  предметы быта.
Постановка проблемного вопроса. Посмотрите, подумайте и напишите на листочках:
О чём вы сейчас подумали? Что себе представили? Какие чувства у вас возникли?
Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке? Запишите на листочках.
Молодцы! Вы правильно предположили тему занятия. На сегодняшнем занятии мы поговорим о - рукоделии. Тема нашего занятия: «Лоскутное изделие для кухни – столовой». Слайд № 4
В каком крае мы с вами живём? Перед вами
Карта Краснодарского края  (Слайд № 5).
Давайте попытаемся сформулировать цель урока.
Подумайте и скажите, какими видами  ремесел занимаются жители Кубани?
-Какие виды кубанских
ремёсел вы знаете?
(Слайд № 6)
А как ёще можно назвать изделия, выполненные из лоскутов?
Какие направления
(приемы) лоскутного
шитья, вам известны?
- Верно, давайте
приступим к уроку
получения новых знаний! Слайд №7-8. «Разные названия одного творчества». пэчворк по европейски,
квилтинг по американски,
а по русски лоскутное шитье...
Лоскутное шитье известно на Руси как один из интереснейших видов домашнего рукоделия очень давно. Но как профессиональное искусство работы с лоскутом (от англ. pachwork лоскутная работа), оно стало возрождаться только в конце 60-х гг. XX в Работа выполняется вручную (швом «вперед иголку», тамбурным, петельным или потайным стежком) или на швейной машине (стачным швом, зигзагообразной строчкой). В технике пэчворк можно изготовить разнообразные изделия одежды и предметы быта.
Квилт (англ. quilt «лоскутное стеганое одеяло»). Техника квилт очень старая и почти забытая. Интерес к ней вновь появился в 90-е гг. XX века. В США, Европе, а также России созданы общества квилтов, где разрабатывают проекты даже на государственном уровне. В России создано общество «Интернациональные культурные контакты», цель которого содействие развитию искусства квилта в России. Квилт изделие, выполненное в технике квилтинг, разновидности пэчворка, которая дополнена обычно большим количеством мельчайших стежков.

Patchwork лоскутная работа происходит от англ. patch заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы work работа. Ставя на изделия заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделий из лоскутков. Поскольку в лоскутном шитье, в основном, используются ткани, давайте вспомним. Какие ткани мы уже знаем?
(Слайд № 9 ) «Материалы». Виды хлопчатобумажных и льняных тканей.
-Какие свойства тканей мы должны учитывать, работая в технике  лоскутного 
шитья?
Как правильно подобрать лоскут для выполнения работы?
Слайд 10. «Цветовое сочетание». Художники – модельеры, дизайнеры используют в своей работе цветовой круг. Цветовой шестисекторный круг. Различное сочетание цветных и однотонных тканей. По нему можно быстро и со вкусом подобрать ткани для выполнения изделий из лоскутов. Если провести диаметр круга через жёлтый цвет, то он пересечёт фиолетовый, эти цвета будут дополнительными друг для друга. Дополнительные цвета: * красный и зелёный; * оранжевый и голубой;
* жёлтый и синий; * фиолетовый и зелёный.











Обучающиеся на листочках записывают ответы.
Учащиеся предполагают о том, какая тема сегодняшнего занятия.
- о рукоделии.

Один из группы отвечает на поставленные вопросы.

Обучающие записывают название темы урока в тетради.


Предполагаемые ответы: на Кубани.




Думают и перечисляют:
-Вышивка, плетение




Планируемые ответы учащихся:
Прихватки, наволочки, коврики, грелки, покрывала, картины
Обучающие предполагают цель занятия.




































































Учащиеся перечисляют виды тканей.







Обучающие вспоминают что ткани подбирают по цвету.
- Л. Самоопределение,
самоорганизация,
- К. Планирование
совместного
сотрудничества со
сверстниками и с
учителем.
-Р. Способность
прогнозировать
деятельность на
уроке.



Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.
Выявить затруднения в организации работы.
Что такое орнамент?
Где применяется орнамент?
Слайд № 11«Виды орнамента»
Орнамент узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент происходит от латинского слова "орнамент", - означает украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.
- из каких мотивов может состоять орнамент?
Мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента (простой мотив) или из многих, пластически оформленных в единое орнаментальное целое. Подумайте, какие материалы понадобятся вам для выполнения пробного действия?
Давайте вспомним:
– как организовать рабочее место?
Слайд № 12 «Организация рабочего места».
Рабочее место при выполнении лоскутного шитья делится на 3 зоны:
Стол с инструментами, приспособлениями, материалами;
- Швейная машина;
- Гладильная доска.
Удобно когда инструменты и приспособления располагаются по правую руку от работающего, а материалы – по левую.
Инструменты следует хранить в рабочей коробочке.
Для шаблонов и рисунков нужна папка.
Во время работы свет должен падать с левой стороны или спереди.
Во время работы нужно сидеть прямо , на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
Изделие должно находиться на расстоянии 30 – 40 см. от глаз работающего.

Какие инструменты понадобятся для работы?
Слайд 13. «Инструменты и приспособления ».

-Что будет дальше?
-Для чего вы получите пробное действие?
Перед выполнением пробного задания подумайте, что необходимо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье?
Сравнить все ли правила вы вспомнили, давайте проследим ваши ответы по слайду
Слайд № 14. «Техника безопасности»
Рабочее место при выполнении лоскутного шитья делится на 3 зоны:
Стол с инструментами, приспособлениями, материалами;
- Швейная машина;
- Гладильная доска.
Удобно когда инструменты и приспособления располагаются по правую руку от работающего, а материалы – по левую.
Инструменты следует хранить в рабочей коробочке.
Для шаблонов и рисунков нужна папка.
Во время работы свет должен падать с левой стороны или спереди.
Во время работы нужно сидеть прямо , на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
Изделие должно находиться на расстоянии 30 – 40 см. от глаз работающего.
Слайд № 15
Проведение физкультминутки.

ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Учитель раздаёт учащимся лоскутки.
Задание: Выполнение выкроек-лекал деталей, подбор лоскутков.
Через 10 минут:
- У кого нет результата?
- Кто смог выполнить задание?
-Какими правилами вы пользовались?
- Что делать?
Обучающиеся вспоминают об орнаменте, как виде ДПИ;
- о мотивах из которых может состоять орнамент;
- о подборе ткани;
-подбирают по цветовой гамме;


























































Думают:
- какие инструменты
могут понадобиться;


- думают и повторяют то, что пригодится для открытия новых знаний.



Обучающиеся вспоминают и перечисляют правила безопасной работы.






































Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения



ЗАТРУДНЕНИЕ!
ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

- К. Учёт разных
мнений, выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью.
-Р. Выполнение
пробного учебного
действия,
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии.
-П. Анализ, синтез,
обобщение,
классификация,
извлечение
необходимой
информации.


Выявление места и причины затруднения.
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
Организовать восстановление выполненных операций.
Организовать фиксацию места (шага, операции),где возникло затруднение.
Организовать соотнесение своих действий с используемым эталоном.
На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднении - тех конкретных знаний и умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи.
В каком месте испытали затруднение?
Почему?
Я не могу составить орнамент.

Я не знаю, какие виды тканей можно сочетать.
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, постановка и формулирование проблемы.
-К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
Учащиеся ставят цель проекта
Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока
Учащиеся определяют средства
Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Какую цель поставите перед собой на занятии?

Как будем открывать новое знание?

Вспомним правила работы в группе?

Через минут ответственный защитит перед классом работу в группе.
Научиться составлять эскиз, подбирать лоскутки.
Будем выполнять практическую работу
в группах с основой на инструкционную карту.
Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный, своё несогласие высказывай вежливо , если не понятно переспроси.
-Л. Самоопределение, смыслообразование.
-П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
-Р.планирование, прогнозирование.
-К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.


Реализация построенного проекта.
Построение и фиксация нового знания:
Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом
Организовать фиксацию нового способа действия речи.
Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона)
Организовать фиксацию преодоления затруднения
Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

Образцы лоскутков, карточки-задания.

Трое представителей групп комментируют работу группы.

Эталон.
Давайте обобщим сделанные выводы. Назовём основные способы соединения лоскутов. Сочетание цветов при выборе узора.

Сравните свои выводы с эталоном.

Учащиеся работают по карточкам, после каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу.
-Л. Смыслообразование,
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, выдвижение гипотез, и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство,
-Р. Познавательная инициатива.
-К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Применение нового знания в типовых заданиях
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
Фронтально
В парах или группах.















Давайте вернёмся к пробному действию и узнаем, из каких цветовых сочетаний вы составите орнамент своего изделия.

Работа в парах с опорой на эталон.
Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи.
-П. анализ, синтез, обобщение, классификация
-К.учёт разных мнений, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведения партнёра, осознание ответственности за общее дело.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Выполнение практической самостоятельной работы.
Слайд № 16-18
«Практическая работа» «Цветовое сочетание лоскутов при создании орнамента»

Проверка учителем.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация,выполнение действий по алгоритму,доказательство
-Р. Контроль,оценка,волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
-К. выражение своих мыслей с доста-точной полнотой и точностью, исполь-зование критериев для обоснования своего суждения.



Включение в систему знаний и повторение.
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия,
Организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Для чего нам нужно знать сочетание цветов и уметь составлять орнамент?
Правила раскроя отдельных деталей.
Если неверно расположить лоскуты
Выполнение практической работы.
Раскладка лоскутов по выбранному эталону, составленному образцу.
-Л. Нравтственно -этическое оценивание усваиваемого содержания.
-П. анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму.


Рефлексия учебной деятельности.
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований известных учащимся.
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Подведём итог урока.
Рефлексия. Слайд № 19
Какое новое знание вы сегодня открыли?
Как вы открыли новое знания?
Где вы можете применить эти знания?
Слайд № 20
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание.
Продумайте цветовое сочетание изделий для кухни для будущей проектной работы.
Мы познакомились с разнообразием ремесел жителей Кубани, научились создавать орнамент и цветовое сочетание материала.
Познакомились с основными способами соединения лоскутов.
Какие предметы быта могут быть созданы в технике лоскутное шитьё я узнаю сам и выберу изделие для выполнения практической работы

-П. рефлексия способов и условий действия,контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
-Л. Самооценка на основе критерия успешности,адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ;
-К.планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


15