Изменение имён прилагательных по родам и числам.(3 класс)


Тема: Изменение имён прилагательных по родам и числам.
Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи..
Задачи:
1.Развивать умение распознавать имя прилагательное в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.
2.Расширить словарный запас. Развивать логическое мышление, воображение, память, речь.
3. Воспитывать аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование: карточки для групповой работы с текстом, карточки для чистописания, карточки для индивидуальной работы, тетрадь.
Ход урока.
1.Мотивационно-целевой этап.
Подготовка готовности к уроку. Запись в тетради числа и классной работы.
2.Операционный этап
 Актуализация знаний об имени прилагательном.
На доске карточки со словами : звонок, машина, лук, дружок, слой.
- Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем « слово – помощник»
К- согласный, твердый, глухой, парный звук.
А- безударная гласная.
К –парный звук.
О- гласная буква в суффиксе слова.
Й- всегда согласный, мягкий, звонкий и непарный звук.
Проверяем каждую букву.
- Какое слово получилось? (Какой)
- Какая часть речи отвечает на вопрос какой? (прилагательное)
3. Тема сегодняшнего урока «Изменение имён прилагательных по родам и числам.»Что обозначают имена прилагательные? (признак предмета)
- Какими членами предложения являются прилагательные – главными или второстепенными?
-Как связаны между собой имена прилагательные и имена существительные? (согласованной связью).
-Как вы думаете, почему во многих учебниках русского языка, обычно сначала изучаем имена существительные, а потом имена прилагательные? ( потому что они зависят друг от друга).
- Давайте попробуем заменить существительное однокоренным прилагательным в словосочетаниях.
Карточка №1
Бульон из курицы-
Морс из клюквы-
Блузка из шелка-
Хлеб из пшеницы-
Филе рыбы-
Аромат фиалок-
Крем из черники-
Бульон из мяса-
4.Постановка проблемной ситуации.
Работа с текстом по группам.
-Как вы думаете, интересно звучит этот сказочный текст? Что в нем не хватает?
(зачитывается один вариант от команды).
-С какой частью речи связаны имена прилагательные?
-Найдите в этом тексте словосочетания имен прилагательных и существительных, определите род и число.
Карточка № 2
На…… планете живет….. человек, у него ……глаза, …..волосы,……уши. Домик у человечка……, с ……. крышей. Возле домика сидит…..собачка. Она сидит на ….. веревочке и рычит. На ……. дереве поет………птичка. В темном лесу водится ….. черепаха.
5. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Карточка № 3
Федор Тютчев « Осенний вечер» Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё - простор везде,-Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь -И льётся чистая и тёплая лазурь… Встретились ли непонятные слова?
- Чем воспользоваться для того, чтобы узнать значение незнакомых слов?
5.Физкультминутка.

Топай, мишка,Хлопай, мишка,Приседай со мной братишка,Руки вверх, вперед и вниз,Улыбайся и садись.
6. Самостоятельная работа.
- А сейчас вы определите чье это описание, о ком говорится в тексте, озаглавьте его.
- Попробуй составить рассказ по этим прилагательным. Определите род и число прилагательных.
7. Итог урока.
-О чем мы с вами сегодня говорили? Какая тема урока? Какое задание понравилось больше всего?
8.Домашнее задание. Упр. 18
Карточка № 5
Хищный, зубастый ,серый, злой, ловкий, смелый, глупый, побитый.Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё - простор везде,-Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь -И льётся чистая и тёплая лазурьНа отдыхающее поле...