Отчетная творческая работа по химии на курсах повышении квалификации на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ»


ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Кафедра естественно-научного образования
Тема работы:
«Организация и проведение познавательной деятельности на уроках химии».
Автор: Агибалова Ирина Анатольевна
учитель химии МОУ Романовская СОШ
р. п. Романовка Саратовской области им.
В.И. Серещенко слушатель КПК учителей биологии и
химии по «Обучение биологии и химии
в условиях введения ФГОС общего
образования» (с использованием ДОТ)
1 группа
Руководитель Карасева Т.В.
Рецензент Белянина С. И.
Саратов
2016
Содержание.
1. Введение
2. Основная часть
Характеристика учебно-познавательной деятельности
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности.
Методы организации учебно-познавательной деятельности
3. Заключение.
4. Литература и интернет-ресурсы
5. Приложение.
I.Введение
Традиционная система обучения в школе, которая до недавнего времени была доминирующей, построена в основном по принципу «слушай меня, повторяй за мной, делай, как я».Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Развитие учебно- познавательной деятельности , и особенно достижение познавательной деятельности , определяется не только содержанием обучения, но и во многом зависит от того, как организована работа учащихся на уроке. Задача современного педагога- «научить –учиться»
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
В условиях постоянных перемен, в мире развития новых технологий учителю необходимо воспитать учащегося так, чтобы он был способен жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способен смело разрабатывать собственную стратегию поведения, мог осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. воспитать личность саморазвивающуюся и самореализующуюся.
Цель творческой работы состоит в поиске оптимальных методологических путей развития познавательной деятельности учащихся на уроках химии. Рассмотреть роль самих учащихся в получении знаний.

II Основная часть
1.Характеристика учебно-познавательной деятельности.
Многочисленные факты из практики моего преподавания в школе свидетельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.
Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения знаниями , накопленными человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый на уроках и внеурочной деятельности..
Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.
Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс.
Учение как познавательная (гностическая) деятельность протекает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая обработка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может быть перцептивная деятельность - рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например написание формул , называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группирование), кодирование и перекодирование (Л. Б. Ительсон). Основной организационной формой, в которой протекает организованное учение, является урок.
Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие.
Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции могут быть:
• пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
• активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;
• организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.
Первая позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание; вторая - методов стимулирования: пробуждение интереса, удивления, любопытства; третья - методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др. Задача учителя провести учащихся по пути активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации.
2. Принципы активизации познавательной деятельности обучающихся:
принцип самостоятельной активности обучающихся;
принцип осознанности познания;
принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех обучающихся, в том числе наиболее слабых;
3. Методы организации учебно-познавательной деятельности
Какими методами должен руководствоваться учитель, чтобы ученик перешел от позиции пассивного наблюдения к активному участнику процесса?
Используя современные методы развития познавательной деятельности учащихся на уроках не следует забывать и традиционных методах , проверенных годами практик. Учителю лишь стоит внести изменения в данные методы, которые позволят шагать в ногу с современными задачами и принципами которые ставит перед собой современная педагогика.

Рассказ
Рассказ - это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителемК рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований:
- рассказ должен обеспечивать достижение дидактических целей урока;
- содержать только достоверные и научно проверенные факты;
- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
- позволить сформировать собственное мнение учащихся по данному материалу.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.
Школьная лекция.
В отличие от рассказа и объяснения, которые используются при изложении сравнительно небольшого по объему учебного материала, школьная лекция представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление различных излагаемого материала). Любую лекцию должна обязательно сопровождать наглядность( различные таблицы, презентации, видеоролики).
Беседа.
Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Для проведения более продуктивных бесед предлагается учащимся предварительно познакомится с новым материалом, используя интернет-ресурсы и электронные приложения.
В целом метод беседы обладает рядом следующих достоинств:
- активизирует деятельность учащихся;
- развивает их память и речь;
- помогает контролировать знания учащихся;
Демонстрация.
Этот метод тоже представляет собой синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связанных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов, приборов, опытов и т.д.) Использование видеороликов помогает показать учащимся опыты с реактивами , запрещенными для применения в школе.
Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Целью проведения лабораторных работ является формирование умений и навыков обращения с приборами и другим техническим оборудованием .Практические работы.
Этот метод обучения представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний. Практические работы проводятся обычно после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер. Сейчас широко применяют виртуальные лаборатории. Некоторые работы представлены например в электронном приложении УМК О.С. Габриелян ( 8 класс).
Метод проектов
Данный метод используется для самостоятельного получения знаний на уроках химии и внеурочное время. Если учащимся предложен метод проектов во внеурочное время, где они самостоятельно находят материал в течении 1-3 недель, в зависимости от сложности проекта, то рамки урока ограничены временем и проведение таких уроков требует тщательной подготовки прежде всего самого учителя. Учитель создает условия, при которых школьники: приобретают навыки общения, работая в разных группах, развивают свои исследовательские познания , приобретают системное мышление, могут воспользоваться приобретёнными знаниями, умениями, навыками, которые помогут в решении практических и познавательных задач, самостоятельно и с энтузиазмом развивают дополнительные знания из различных источников Для самостоятельного получения знаний в пределах урока учителем должен быть предложен тщательно отобранный и проработанный им самим материал по данной теме, должны быть предложены ссылки на проверенные интернет источники , что позволит сэкономить время на « блуждениях» по просторам интернета или обратиться непосредственно к материалу определенных параграфов, не перечитывая несколько раз содержание учебника.
Необходимо соблюдать следующие дидактические требования:
Отбирать посильный для учащихся материал,
Всякую работу с учебником и учебной литературой , интернет- ресурсами , презентацией начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя.
В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается, помогая преодолевать отдельные этапы.. При таком методе познавательной деятельности серьезное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал .
На уроках можно применять и отдельные элементы метода проектов. Например, выявление проблемы, формулировка цели и задач урока и т.д.
Хорошие результаты дает применение метода проектов при изучении различных веществ. Так же оправдано применение метода проектов на уроках обобщения и систематизации знаний. 
Проблемное обучение
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э. Кант С.Л. Рубинштейн, характеризуя психологическую природу мыслительного процесса, указывал: «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия» Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность. Возникновение интереса учащихся зависит от умения учителя создать так называемую проблемную ситуацию – такое жизненное или учебное затруднение, возникающее тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. Эта ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности.
Урок-игра
Игры - самый эффективный способ обучения детей. Известно, что учебный материал почти наверняка будет воспринят детьми, если он изложен в игровой форме. Игровой метод относится к числу многоцелевых, предоставляя и нам - преподавателям, и ребятам широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в:
· формировании мотивации и познавательного интереса к биологии и истории;
· определении уровня обученности учащихся;
· оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния - знания, в активное - умение.
· развитии коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию;
· развитии информационной культуры учащихся.
К сожалению данный метод может быть использован в тех случаях, когда сам по себе материал не представляет для детей большой ценности и направлен для привлечения к самому предмету, а не получению глубоких знаний, что обусловлено спецификой предмета химии.
Составление кроссвордов
Составление кроссвордов, используя программные средства. Это задание с удовольствием будут выполнять учащиеся. Даже школьники, которые или с трудом одолевают предмет, или просто не вкладывают в неё достаточно усилий, с увлечением работают над составлением кроссвордов. Таким образом, они усваивают терминологию по выбранной теме, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы. Тематику кроссвордов выбирается либо на ту тему которую желает сам ученик, или по конкретной теме предложенной учителем.
Так же для того чтобы способствовать развитию интереса к химии и к другим наукам я вместе с другими преподавателями провожу интегрированные уроки.  Они углубляют знания учащихся и раскрывают межпредметные связи. Совсем не давно , используя предложение курса повышения квалификации, приняли вместе с учителем географии и экологии участие во всероссийском эко-уроке по теме «Хранители воды» в 8 классе, где я ,как учитель химии, дополнила материал предоставленный на сайте материалом о роли воды в химических реакциях, учитель географии проверила знания учащихся о водных ресурсах страны и родного края.
Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Здесь есть свои требования:
- текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, обучающиеся вынуждены часто переспрашивать);
- нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учеников. Многие учителя, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами. Их условно делят на три типа:
1.Дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем:
- карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;
- карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;
- карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.
2. Дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью закрепления и применения знаний и умений:
- карточка с вопросами для размышлений;
- карточка с расчетной задачей;
- карточка с заданием выполнить рисунок.
3. Дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью контроля знаний и умений.
- карточка с немым рисунком;
- тестовые задания.
В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда, обучающиеся пытаются просто угадать ответ.
III. Заключение.
Таким образом, при изучении нового материала, для привлечения учащихся к получению новых знаний, для активизации познавательной деятельности мало применять проверенные годами классические методы ведения урока. Необходимо применять несколько разных подходов для изучения нового материала: упражнения, беседа, самостоятельная работа с учебником, в том числе и предварительное знакомство с новым материалом дома, должны чередоваться с методом проектов, игрой, демонстрацией и т.д.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату, воспитывать в учащихся желание самостоятельно получать знания. При этом от обучающегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающегося.
Необходимо в течении урока менять различные методы познавательной деятельности. Это способствует уменьшению утомляемости учащихся на уроке в связи со сменой деятельности и знакомство с «не совсем новым»- новым материалом.
Думаю для учителей с большим стажем работы, чем у меня, такие виды познавательной деятельности на уроках изучения нового материала являются не совсем новыми . Но для меня, рассмотрение подачи материала на уроках с разных точек зрения, оказался новым. В будущем, думаю, буду применять их на своих уроках неоднократно. Это позволит мне не совсем «надоесть» моим ученикам на уроках химии, а процесс получения знания для учащихся станет ярким и запоминающимся событием.
Но легче сказать , чем сделать…..


IV Литература и интернет –ресурсы.М.В. Зуева, Б.В. Иванова. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. Издательство «Просвещение»,1989г.
О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Базовый уровень ООО «Дрофа», 2009г
О.С. Габриелян Химия. 9 класс. Базовый уровень ООО «Дрофа», 2009 г
http://festival.1september.ru/articles/595373/http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2015/06/23/organizatsiya-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchashchihsya-v
Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.
Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. –М.: “Педагогический поиск”, 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Использования пошаговой подачи материала.
В качестве примера хочу предоставить пример варианта урока по теме «Кислород», в проведении которого используется пошаговая подача учебного материала. Образовательные задачи урока состоят в углублении знаний о свойствах кислорода и о процессе окисления путем ознакомления с реакциями горения в кислороде сложных веществ , а также в обучении составлению уравнений реакций горения простых и сложных веществ.
1-ый шаг
Закрепление первоначальных знаний учащихся о свойствах кислорода и об одном из способов получения оксидов окислением простых веществ. Два учащихся выполняют задания у доски.
Задания.
Составьте уравнение реакции горения простых веществ в кислороде: 1) серы и фосфора; 2) угля и серы. Укажите признаки реакции; опишите свойства полученных веществ. в это время учащиеся всего класса выполняют самостоятельную работу по  учебнику, разбирая уравнения реакций кислорода  с  магнием, цинком, кремнием.
Проверка и анализ выполненных упражнений подводят детей  к выводу. : оксиды получают путем реакций соединения простых веществ с кислородом, т.е. реакцией окисления.
Задание
Даны вещества :1) кальций и кислород; кальций и сера;3) сера и кислород;4) магний и хлор.
Какие из перечисленных веществ будут реагировать друг  с другом, образую оксиды?
Составьте уравнения соответствующих реакций. Поясните , можно ли данные явления отнести к числу реакций окисления.
2-ой шаг.
Закрепление знаний учащихся о составе оксидов. Предлагается выполнить следующее задание.
Задание.
1/Выпишите из предложенного списка веществ формулы оксидов: HCl, KOH, CaO, HI, P2O5,H2SO4, K2O
2.  Выучите по учебнику определение понятий оксид и окисление.
3- шаг
Решение качественной задачи для того , чтобы выяснить  могут ли окисляться сложные вещества.
Я демонстрирую опыты горения парафина  и заостряю внимание учащихся на признаках протекания этой реакции(выделение света и  и теплоты), обнаружение продуктов реакции (H2O, CO2)/, Учащиеся делают выводы: способны окисляться не только простые , но и сложные вещества; при взаимодействии с кислородом сложных веществ также образуются оксиды. Проводится закрепление.
Задание
Назовите оксиды, которые образуются при окислении кислородом : а) фосфина PH3; б) сероводородаH2S; в) сульфида меди(II) CuS.
4-ый шаг.
Обучение составлению уравнений реакций горения сложных веществ.
Сначала я на доске пишу уравнения горения метана и ацетилен, затем доска закрывается  и прошу учащихся воспроизвести их самостоятельно. Затем моя запись открывается и ученики осуществляют самопроверку работы.
Задание.
1)Прочитайте в учебнике разъяснение , как составлять уравнение реакций горения сложного вещества в кислороде, и обдумайте всё ли вам ясно.
2)  Проверьте свою готовность отвечать устно или письменно на вопросы после параграфа. Неясное уточните у учителя.
3)Проверьте свою готовность отвечать выполнив задание : осуществить по предложенной  схеме переходы:
CH4      H2O       O2      P2O5
2. Урок –конференция.
Все доклады представленные на этом уроке, выполнены небольшой группой учащихся (2-3 человека) в виде мини-проектов. Каждая группа докладчиков, кроме небольшой теоретической части, готовит несколько заданий для своих одноклассников по теме своего доклада. (Приложение №1). Конференция рассчитана на 90 мин. – сдвоенный урок.
Изучаемый раздел: Углеводороды
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: Урок-конференция
Тема урока: Углеводороды.
Цель урока: Повторить и обобщить знания по теме углеводороды.
Задачи урока:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах.
Повторить виды изомерии, характерные для углеводородов
Повторить номенклатуру органических соединений.
Воспитательные:
Закрепить умение работать в группе.
Продолжить формирование умения вести дискуссию.
Развивающие:
Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке.
Закрепить умение собирать и анализировать информацию.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакаты издательства “Дрофа”: “Переработка нефти”, “Виды изомерии”, “Предельные углеводороды”, “Непредельные углеводороды”.
Раздаточный материал: Дидактические карточки (см. приложение №2), книги: Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии -.:М Дрофа 2007 ; Штремплер Г.И. Школьный словарь химических понятий и терминов -.:М Дрофа 2007. Лист оценки доклада. (Приложение №3)
Этапы урока:
Организационный момент.
Конференция часть 1.
Перерыв.
Конференция часть 2.
Подведение итогов.
Ход урока
Учитель, выступающий в роли ведущего конференции, приветствует ее участников, объявляет тему конференции, сообщает некоторые сведения об истории применения полезных ископаемых, содержащих углеводороды. Затем он предлагает учащимся обратить внимание на карточки, лежащие у них на столах. Для выполнения этого задания необходимо дать названия указанным углеводородам, а из выделенных букв составить слова ключевой фразы. (Приложение №2)
Слово предоставляется группе докладчиков №1. Тема выступления “Природные источники углеводородов и способы их переработки” После завершения доклада учитель организует его обсуждение. Затем докладчики предлагают задания по теме своего доклада, которые выполняют все участники конференции. Затем учитель напоминает учащимся, что углеводороды весьма разнообразны по строению молекул и свойствам. Слово предоставляется группе докладчиков №2. Тема выступления “Алканы” Затем вновь учитель организует обсуждение доклада, а по его завершении докладчики предлагают подготовленные для одноклассников задания. По этой же схеме заслушиваются доклады №3 “Циклоалканы” и №4 “Алкены”. На этом этапе заканчивается первый урок, из отведенных на конференцию и учитель предлагает участникам отдохнуть.
Перерыв. За 10-15 минут перерыва учащиеся отдыхают, а те, кому выступление еще предстоит, могут в случае необходимости подкорректировать свой доклад с учетом замечаний данных их предшественникам.
После окончания перерыва учитель вновь организует слушание докладов и их обсуждение по выше приведенной схеме. Слушаются доклады №5 “Алкадиены”, №5 “Алкины” и №7 “Арены”
После выступления последней группы докладчиков и выполнения, предложенных ими заданий учитель организует процесс подведения итогов конференции. Анализируются листы оценки доклада. Отмечаются недостатки выступлений, и намечается план по их устранению в дальнейшем. Также отмечаются и наиболее успешные моменты. Наиболее активные участники конференции поощряются отметками.
Приложение №1 к уроку- конференции.
Выступление учащихся.
Слайд 1
Здравствуйте участники и гости конференции. Наш доклад посвящен группе углеводородов, содержащим в молекулах одну тройную связь, т.е. алкинам.
Слайд 2
Алкинами называют ациклические углеводороды, содержащие наряду с одинарными одну тройную связь между атомами углерода и соответствующие общей формуле CnH2n-2. Атомы углерода в молекулах алкинов находятся в состоянии sp гибридизации. Валентный угол составляет 1800. Гибридные орбитали соседних атомов образуют одну -связь, а две негибридные образуют две -связи. Таким образом тройная связь представляет собой сочетание одной -связи и двух -связей. -связи менее прочные, чем -связь и легко разрываются, поэтому для алкинов характерны реакции присоединения.
Слайд 3
Для алкинов характерны два вида структурной изомерии (изомерия углеродного скелета и изомерия положения тройной связи), а также межклассовая изомерия с алкадиенами.
Слайд 4
Важнейшим представителем алкинов является ацетилен. В промышленности его получают из метана, а в лабораториях из карбида кальция или дигалогенпроизводных алканов. Карбидный способ получения ацетилена раньше использовался и в промышленности, но сейчас это экономически невыгодно, так как получение карбида кальция требует высоких энергозатрат.
Слайд 5
Также как в ряду алканов и алкенов у алкинов наблюдается зависимость между относительной молекулярной массой и температурами плавления и кипения.
Слайд 6
Для алкинов наиболее характерны реакции присоединения. Галогенирование протекает в 2 стадии. В начале происходит разрыв одной пи-связи, а при достаточном количестве галогена и второй пи-связи. В результате образуется тетрагалогенпроизводное алкана. Алкины, так же как и алкены обесцвечивают бромную воду.
Слайд 7
Гидрогалогенирование также протекает в две стадии и согласно правилу Марковникова: водород присоединяется к тому атому углерода при тройной связи где его изначально было больше, а атом галогена – к тому, где водорода меньше.
Слайд 8
Большое промышленное значение имеет реакция гидратации – реакция Кучерова. Она также протекает в 2 стадии. Вначале образуется виниловый спирт, который является нестойким соединением, так как двойная связь и гидроксогруппа не удерживаются у одного атома углерода. Поэтому он изомеризуется в уксусный альдегид. Гомологи ацетилена при гидратации образуют кетоны.
Слайд 9
Реакция гидрирования протекает в присутствии платинового катализатора и в 2 стадии . Вначале образуется соответствующий алкен, а при достаточном количестве водорода – соответствующий алкан.
Слайд 10
Ацетилен проявляет слабые кислотные свойства и при пропускании через аммиачные растворы нитрата серебра или хлорида меди (I) образует солеподобные вещества – ацетилениды. Эти вещества не растворяются в воде, поэтому эта реакция может быть использована как качественная для определения тройной связи, находящейся у крайних атомов углерода.
Слайд 11
Алкины, как и все углеводороды, горят с образованием углекислого газа и воды. Большое практическое значение имеет горение ацетилена в кислороде. Температура пламени при этом превышает 30000С. Поэтому ацетиленовые горелки используют для резки и сварки металлов.
В присутствии перманганата калия ацетилен легко окисляется до щавелевой кислоты, которая в свою очередь расщепляется на муравьиную кислоту и углекислый газ.
Слайд 12
Также как и алкены, молекулы алкинов способны взаимодействовать между собой. При димеризации 2 молекулы ацетилена образуют винилацетилен, который широко используется при производстве хлоропренового каучука. При тримеризации 3 молекулы ацетилена образуют одну молекулу бензола.
Слайд 13
Ацетилен и его гомологи находят широкое применение в различных отраслях промышленности и в органическом синтезе.
Слайд 14
Для повторения и обобщения знаний выполните, пожалуйста, следующие задания:
Слайды 15, 16 проверьте свои решения:
Приложение №2 (Дайте названия следующим веществам)
№1


№2


№3


№4


№5



№7


№8


№9 СН4

№10


№11


№12 СH3- CH2- CH2- CH2- CH2- CH2- CH2- CH2-CH3

№13


№14


№15


№16


№17


№18


№19


№20 CH2=CH-CH=CH-CH3

№21


№22
Н2С СН2Н2С СН2
№23


№24


№25


№26 (указать класс веществ) где R – остатки высших карбоновых кислот
Приложение №3
Уважаемые участники конференции!
Оцените, пожалуйста, выступления докладчиков по 5-бальной шкале (от 0 до 5 баллов) по приведенным ниже критериям. По желанию Вы можете добавить свои критерии. В графе «особое мнение» запишите свои замечания и пожелания. Спасибо.
Критерии Доклад №1 Доклад №2 Доклад №3 Доклад №4 Доклад №5 Доклад №6 Доклад №7
Полнота представления
материала Логическая последовательность Самостоятельность изложения Наличие ошибок и неточностей Грамотность речи
Оформление доклада Ответы на вопросы
Особое мнение
Некоторые компоненты урока –игры.
Конкурс “ Экспериментальный”
Каждой команде предстоит осуществить превращение, используя инструктивные карточки.
Инструктивная карточка:
1. Прочитать правила техники безопасности (за нарушение техники безопасности штраф 10 баллов);
2. Осуществить превращение (каждая команда выполняет одно превращение):
1. CuSO4  Cu(OH)2  CuO2. FeCl3  Fe(OH)3  Fe2(SO4)3
3. ZnCl2  Zn(OH)2  ZnCl2
4. Zn  ZnSO4  Zn(OH)2  ZnCl2
5. Al  AlCl3  Al(OH)3  NaAlO2
3. Оформить отчет в виде таблицы:
Схема превращения Уравнения реакций Количество баллов
     
(за правильный ответ 5 баллов)
4. Через 10 минут отчет сдать членам жюри
6. Конкурс “Угадайка”
Загадки:
(за правильный ответ 1 балл)
1. Я – металл серебристый и легкий Я зовусь “ самолетный металл” И покрыт я оксидною пленкой, Чтоб меня кислород не достал. ( Алюминий)
2. Он тверд, тяжел и тугоплавок И сталь прекрасную дает, А от его больших добавок Ржаветь она перестает.Его валентность (нет сомненья) Бывает шесть лишь иногдаА у его соединенийОкраска разная всегда.( Хром)
3. Среди металлов самый славный,Важнейший древний элемент,В тяжелой индустрии главный,Знаком с ним школьник и студент.Родился в огненной стихии,А сплав его течет рекой Важнее нет его в металлургии,Он нужен всей стране родной.( Железо)
4. Живет обычно в керосинеИ бегает он по воде,В природе, в комнате – отнынеСвободным нет его нигде.В солях открыть его возможно:Желтеет пламя от него.И получить из соли можно, Как Дэви получил его.(Натрий)
5. Типичен в сплавах как металл. А соль его – цветной кристалл,Который цвет легко меняет,Ожоги, раны заживляет.(Марганец)
6. Если его соединенияВ воде бывают иногда,Не вызывает то сомненья,Что это жесткая вода.В Финляндии и на УралеЦветные карбонаты естьИ белоснежные в кристалле.Таким в дворцах почет и честь.(Кальций)
7. Прославлен всеми письменамиМеталл, испытанный огнем.Манил к себе людей веками.Алхимик жил мечтой о нём.Но как кумир отвергнут нами,И блеск его нас не манит.Ведь хорошо мы знаем с вами:Не все то ценно, что блестит.(Золото)
8. Металл в солях – опора многих,А нас без него не носили бы ноги.(Кальций)
9. Горит лиловым в кислороде,Свободным нет его в природе.Но соль находит примененьеКак для растений удобренье.(Калий)
10. Ослепительным пламенем ярким,Как звездочка, вспыхнув, горит.Металл тот и белый, и легкий В двенадцатой клетке стоит.(Магний)
11. Ему не страшно окисленье,Пластичностью не превзайден,В кислоте без раствореньяНаходиться может он.Чтобы легче догадаться,Подскажу я вам, что онМожет только растворятсяВ “царской водке” целиком.(Золото)
12. Про прозванью – инвалид,Но крепок в деле и на вид.(Хром)
13. Давно известно человеку:Она тягуча и красна,Ещё по бронзовому векуЗнакома в сплавах всем онаС горячей серной кислотойДает нам синий купорос.(Медь)

Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)
б) Белый как карбонат кальция. (Белый как мел.)
в) Феррумный характер.(Железный характер.)
г) Слово - аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)
д) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)
е) Много Н2О утекло. (Много воды утекло).
СОДЕРЖАНИЕ
I.Введение……………………………………………………………………………………3
II.Основная часть…………………………………………………………………………….4 –12
1.Характеристика учебно-познавательной деятельности………………………………… 4
2.Общая технология организации учебно-познавательной деятельности………………5-6
3.Методы организации учебно-познавательной деятельности…………………………..7-9
4.Сравнительная характеристика уроков разных вариантов…………………………..10-11
5. Пример урока с опережающим ознакомлением учащимися
нового учебного материала…………………………………………………………………12
III.Заключение…………………………………………….13
IV.Список литературы…………………………………...14
Муниципальное общеобразовательное учреждение Романовская средняя общеобразовательная школа р.п. Романовка Романовского района
Саратовской области
Исследовательская работа на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ».
Работу провел:
учитель химии
Агибалова И.А.
Романовка 2015 г.