Конспект урока Н.Н.Носова «Федина задача»


Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Продолжить знакомство с творчеством Н.Носова и  с его новым произведением “Федина задача”.
2. Совершенствование навыка чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы; расширять читательский кругозор. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.
3. Воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных заданий.
Ход урока
1.Организационный момент
К нам пришли гости. Мы им конечно рады. Повернитесь к ним, поделитесь своей радостью. Они вам тоже улыбнутся. И от наших улыбок в классе стало уютнее и светлее.
2. Актуализация опорных знаний.
Отправляемся дальше в мир чтения.
Но вначале разминка.
Игра “Отгадай-ка ”.
- Читаю отрывок, внимательно слушаете, отгадываете отрывок из какого произведения, говорите 1-2 предложение продолжающий этот отрывок.
“Мишкина каша ”
Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет.
– Ах, чтоб тебя! – говорит Мишка.
– Куда же ты лезешь?
(Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.)“Живая шляпа ”
А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
– Ну, пойди, посмотри.
– Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, её кочергой тресну.
– Постой, я тоже кочергу возьму.
– Да у нас другой кочерги нет.
(Ну, я возьму лыжную палку. Ещё картошку.)- Подходит этот заголовок или нет? Почему?
“На горке ”
О, говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом!
- Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
“Что делать?” - думает. Думал, думал и придумал.
(Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.)
-Молодцы!
-Кто автор этих произведений? (Носов)
3. Проверка домашнего задания.
- На дом вам было задано творческое задание. Какое?
(Нарисовать иллюстрации к рассказам Носова. Рассказать эпизод, который нарисовали.)(слайд)
- А что общего во всех рассказах Носова?
(В рассказах главными героями являются мальчишки.Ребята веселые, смешные, задорные)4. Изучение нового материала.
- Продолжим творчество Н.Н.Носова. Что вы знаете о Носове? (Слайд)
Дети: Родился в 1908 г., в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына.
Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Носова
-А сейчас откройте учебник на стр. 164
Работа с текстом до начала чтения:
а) Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации.
б) Прогнозирование по заглавию и содержанию иллюстрации.
2)Прослушивание текста по грамзаписи в исполнении Л.Дурова. (Следить за чтением артиста, проверить свои предположения)
 - Понравился вам рассказ?
 - Подтвердились ваши предположения по заглавию, по рисунку.
 - К какому жанру относится произведение? (Это рассказ, объем небольшой, сюжетов и героев мало)
- Столкнулись ли вы с непонятными словами, как сумели их истолковать? Назовите эти слова.
Словарная работа
Полудённый – южный, полдневный
Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России
Рокочущий бас – громкий грубый голос
Чурбан – глупый человек
Кафтан – удлиненный пиджак5.Физминутка
6. Повторное чтение.
Чтение цепочкой
– Что вы узнали из прочитанной части?
– Каким вы представляете Федю Рыбкина?
– Вас ничего не смутило в поведении мальчика?
- Как вы думаете, быстро он сделает уроки?
- Прочитайте до конца самостоятельно (шепотом)
(В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка)
- О чем вы прочитали на этой странице? (не поняли)
- Давайте вернемся и еще раз прочитаем.
- А как вы думаете, сможет ли Федя, слушая песни, решить задачу?
- Давайте продолжим чтение и посмотрим.
- Почему Федя не смог решить задачу?
(он берется сразу за два дела)
- Сколько раз пытался Федя прочитать задачу?(5)
- Понял ли он ее?
- Почему?
Читаем до конца.
- И что же Федя решил для себя?
- Мог ли он поступить по-другому? Как?
(Федя мог выключить телевизор и решить задачу сам или он мог досмотреть концерт, выключить телевизор и сделать уроки)
- Менялось ли ваше отношение к главному герою по ходу чтения? Почему?
- Как вы думаете, автор все выдумал, или так бывает на самом деле?
-- Есть ли у нас в классе такие Феди?
- Как правильно нужно выполнять домашнее задание?
7. Рефлексия
Урок подходит к концу.
-Я хочу знать, какое у вас настроение в конце урока?
- Оцените сами свою работу на уроке.
8. Домашнее задание (вариативное)
1.Прочитать рассказ
2. Решить  задачу из рассказа.
3. Сочинить рассказ «Федя у друга»