Программа воспитательной работы Дружные ребята

СоглаСо

Согласовано: Утверждаю:
ЗДВР: Директор школы:





«Дружные ребята»


Программа

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА 2015-2020 ГОД
(5-9 классы)








МОУ «Школа №27»

Классный руководитель – Толстихина
Надежда Михайловна



















Пояснительная записка
«Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека»
В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Целесообразность принятия программы обусловлена необходимостью особой работы с учащимися класса, а также особенностями младшего подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами. Главная особенность подросткового возраста - широта познавательных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по семи направлениям. Приоритетным направлением в воспитательной программе, является экологическое направление.
Своеобразие воспитательной программы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, для которых она создана. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной работы.
Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.


























Характеристика класса.

На начало учебного 2015-2016 года в 5-б классе 27 учащихся, из них 13 мальчиков, 14 девочек.
Класс сборный, влились в коллектив учащиеся с 3-х четвертых классов. Дети очень подвижны, им интересно знакомиться друг с другом, с новой обстановкой.
По результатам прошлого учебно-воспитательного года у многих учащихся сформировалось сознательное отношение к учёбе. Дети с уважением относятся к старшим, стараются бережно относиться к школьному имуществу, к труду своих товарищей, к природе и окружающей среде, проявляют милосердие и сочувствие.
В прошлом учебном году не все учащиеся повысили свой уровень качества знаний и воспитанности. Но примеры для подражания есть: это ребята, которые хорошо учатся и принимают участие во всех сферах учебно-воспитательного процесса – Гапшина Марина, Калинина Полина, Новикова Анастасия, Пирожек Екатерина, Родин Егор и др.
Пока не могу охарактеризовать каждого ребенка, но выделяются дети, у которых не все в порядке с дисциплиной. Особого внимания требуют к себе следующие учащиеся: Крылов Илья, Дельнов Михаил, Лукшин Владимир и др.

В этом году необходимо направить работу на создание дружного коллектива, сформировать чувства долга перед классным коллективом, ответственности за себя и своих товарищей.





































Цель и задачи программы воспитания


Цель:

Формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, основами экологических знаний, навыками здорового образа жизни, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

1.Создать условия для самовыражения учащихся;
2. Связать в единое целое коллектив детей, учителей и родителей;

3. Воспитывать в детях стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;

4.Прививать навыки у школьника к здоровому образу жизни, основы экологических знаний и раскрытие объективной необходимости их выполнения;

5. Формировать систему самоуправления в классе.





























Содержание и механизм реализации

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы)
Содержание программы представлено в виде семи направлений

Направления воспитательной программы:

Образование (содействие школьникам в освоении образовательных программ)

Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем);

Здоровый образ жизни (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья);

Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.)

Культура (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличностных отношений);

Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации);

Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения);



1 направление «Образование»
Задачи:
- способствовать выработке навыков учебного труда,
- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;

Формы реализации

· интеллектуальные игры,
· предметные недели,
· викторины, турниры,
· предметные олимпиады и др.

2 направление «Экология»

Состояние окружающей среды в России крайне неблагополучно, а в некоторых районах даже приобрело характер экологического бедствия.
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей. Ученики должны понимать, что человечество разрушает окружающую среду и подрывает собственное будущее, и предотвращение экологической катастрофы зависит от сформированности экологического сознания людей. Поэтому вопросы экологического воспитания в современных условиях должны быть в центре внимания школы.

Задачи:
- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.

Формы реализации

· аукционы знаний, например о цветах, животных и др.,
· классные часы «Человек и природа»,
· экологические игры,
· конкурсы на лучший осенний и зимний букеты и др





3 направление «Здоровый образ жизни»

Задачи:
- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры ;
- расширять знания основ здорового образа жизни;
- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

Формы реализации

праздники здоровья и спорта,
Дни здоровья,
спортивные соревнования,
спортивные викторины,







4 направление «Безопасность»

Задачи:
- сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасности жизни;
- инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;
- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

Формы реализации

· ролевые игры,
· конкурсы рисунков, фотографий,
· викторина по ПДД,
· оформление уголков безопасности и др.


5 направление « Культура»

Задачи:
- способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;
- развивать коммуникативные навыки.

Формы реализации

· час интересного общения,
· практикум по культуре поведения,
· ролевые игры,
· уроки этикета и др.



6 направление «Труд и творчество»

Задачи:
- создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности;
- вызвать интерес к выполнению трудовых поручений;

Формы реализации:

творческие конкурсы: рисунков, плакатов, поделок,
ярмарки талантов,
выставки поделок,
трудовые десанты, рейды, операции и др.



7 направление «Патриотизм»

Задачи:
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;
- воспитывать гордость за свою Родину:
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Формы реализации
· уроки мужества,
· организация встреч с ветеранами,
· торжественные линейки памяти,
· тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»,
· сбор материала по истории школы и др.
















Этапы реализации программы:


Основные положения Программы «Дружные ребята» создают основу для  объединения усилий всех участников образовательного процесса, заинтересованных в воспитании учащихся. Выполнение Программы ориентировано на содержание ее положений, анализ факторов влияния внутренней и внешней среды и  предполагает корректировки в процессе реализации в силу появления непредвиденных изменений или неучтенных обстоятельств.

1 этап (2015-2016г.г.) Аналитико-диагностический, проектировочный;
2 этап (2016-2017 г.г.; 2017-2018г.г.) Становление воспитательной программы;
3 этап (2018-2019 г.г.) Этап реализации, промежуточного контроля и коррекции;
4 этап (2019-2020 г.г.) Этап полной реализации. Обобщение результатов и анализ деятельности.




Примерная тематика классных часов

Экологическое воспитание

№ Тема Форма проведения
5 класс
1 «Как растения показывают погоду и время» классный час с презентацией
2 «Берегите эти земли, эти воды» классный час
3 «Эти забавные животные» беседа
4 «Природа нашего края» беседа
5 «Мир вокруг нас» классный час
6 «Моё место в природе» беседа
6 класс
1 Конкурс знатоков природы - игровая программа
2 «Экология» классный час
3 «Береги лес от пожаров» классный час
4 «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя» КВН
5 «В мире животных» урок-путешествие
6. «Сохрани природу» беседа
7. «Природа не прощает ошибок» классный час
7 класс
1 «И я – природа» беседа
2 «Экологическая тропа» экскурсия
3 «Чернобыльская катастрофа» урок памяти
4 «Цветы в жизни человека» классный час
5 «Планета заболела» конкурс плакатов
6 «Знаешь ли ты деревья?» игра-лото
7 «Осень в лесу» праздник
8 класс

1 «Зелёная жемчужина» беседа
2 «Птичьи разговоры» КВН
3 «Тайна старого леса» классный час
4 История возникновения и развития экологии- беседа
5 «Оранжерея на окне» классный час
6 «Цветы в легендах и преданиях» классный час с презентацией
7. На пороге экологической катастрофы» классный час.
9 класс
1 «Нет дерева сердцу милее» классный час
2 «Экскурсия в природу» классный час
3 «Что? Где? Когда?» игра-турнир по экологии
4 «Цивилизация - начало борьбы с природой» беседа
5 «Внимание: бытовые отходы» классный час
6 «Энергетика: вчера, сегодня, завтра» деловая игра
7.»Экологическая тропа» классный час

Воспитание здорового образа жизни

№ Тема Форма проведения
5 класс
1 «Здоровье – бесценное богатство» анкетирование
2 «О вкусной и здоровой пище» беседа
3 «В здоровом теле».
4 «Папа, мама, я – спортивная семья» спортивная игра
5 «Правила дорожные знать каждому положено» цикл бесед
6 Соблюдение правил техники безопасности- цикл бесед
7 «Урок здоровья» классный час
6 класс
1 «Я выбираю здоровье» беседа
2 «Вино вину творит» классный час с презентацией
3 «Формула здоровья» дискуссия
4 «Суд над сигаретой» ролевая игра
5 «Не сломай судьбу свою» классный час с презентацией
6 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения - цикл бесед
7 класс
1 «Аспекты здоровья» игра
2 «Берегите жизнь» классный час
3 «Причины суицида среди подростков» беседа
4 «Человек и наркотики» классный час с презентацией
5 «Вместе мы сильнее наркомании» диспут
6 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения - цикл бесед
7 «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника
8 класс
1 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека» классный час с презентацией
2 Проблема наркомании.
3 «Стресс в нашей жизни» тренинги
4 «СПИД – болезнь 21 века» беседа
5 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения - цикл бесед
9 класс
1 День борьбы со СПИДом. классный час
2 «Наследственные болезни» классный час с презентацией
3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения - цикл бесед
4 «Быть здоровым – жить в радости» классный час
7 «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека) классный час
8 «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как потушить» классный час

Трудовое воспитание

№ Тема Форма проведения
5 класс
1 "Слава рукам золотым!" устный журнал
2 «Мой дом – наведу порядок в нём» классный час
3 «Без труда ничего не даётся» классный час
4 «Мои обязанности в семье» беседа
5 «Мамина помощница» праздник
6 «Книжкин праздник» десант в школьную библиотеку

6 класс
1 «Об аккуратности» беседа
2 «Волшебный узелок» Ярмарка
3 «Берегите нашу Землю». Субботник
4 «В поисках будущей профессии» классный час
5 «Подари книге вторую жизнь» акция
6 «Умею ли я слушать» классный час

7 класс
1 Беседы о профессиях. Строительные специальности. Классный час
2 «Труд в нашей жизни» беседа
3 Внеклассное мероприятие «Кулинарный поединок» ярмарка
4 Участие в субботниках.
5 «Дежурный по школе» классный час
6 «Подарок для мамы» мастерская
7 «Я в мире профессий» классный час
8 класс
1 «Мир профессий и твоё место в нём» классный час
2 «Разделение труда. Классификация профессий» классный час
3 «День Земли» участие в субботниках
4 «Сто дорог одна твоя» классный час
5 Трудовые десанты.
9 класс
1 «Влияние темперамента на выбор профессии» классный час
2 «Профессии. Которые мы выбираем» классный час
3 «Чем пахнут ремёсла» классный час
4 "Новое время новые профессии" классный час
5 "Профессия моих родителей" классный час
6 Трудовые десанты
7 «Красота и труд вместе идут» классный час
8 «Человек и творчество. Великие творения человечества» классный час


Гражданско-патриотическое воспитание
№ Тема Форма проведения
5 класс
1 «У войны не женское лицо» классный час
2 «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа

3 «Аты - баты! Стань солдатом!» классный вечер
4 «История Н.Новгорода» классный час
5 «Символы государства» классный час
6 «Человек, личность, гражданин» классный час
6 класс
1 «Знаменательные события, известные люди в истории Н.Новгорода» классный час
2 «Символика России» классный час: своя игра
3 «Я и мой класс» диагностический тест
4 «Защитник Отечества каков он?» ролевая игра
5 «День защитников Отечества» праздник
7 класс
1 «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!» классный час
2 «Горжусь тобой, моя Россия» классный час
3 «Поговорим об ответственности» правовая беседа с презентацией
4 «Всему начало - отчий дом» классный час
5 «Закон, по которому мы живём» классный час
6 «Семейная летопись» классный час
8 класс
1 «Идут по войне девчата» классный час
2 «Я ребенок – я гражданин» классный час
3 «Я имею право на» дискуссия
4 «Великая Отечественная война» классный час
5 «Конституция – закон жизни» классный час с презентацией
9 класс
1 «О любви и войне» литературно-музыкальная композиция
2 «Знай и люби свой край» классный час
3 «Мы – русские, мы – россияне» классный час
4 День воина-интернационалиста классный вечер
5 «Человек и закон» деловая игра

Безопасность
(программа по изучению ПДД)

личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражение.
1 «Умеем ли мы ходить и ездить» беседа
2 «Сигналы регулировщика и светофора» урок-тест
3 «Поведение учащихся при дорожно-транспортных происшествиях» беседа
4 «Оказание пострадавшим первой медицинской помощи» практическое занятие
5 Извлечение из кодекса «Об административных нарушениях за несоблюдения ПДД»
6 « Виды транспортных средств. Правила посадки и высадки пассажиров» классный час
7 «Правила поведения в общественном транспорте» беседа
8 «Организация движения транспортных средств и пешеходов в условиях интенсивного дорожного движения. Влияние недисциплинированности пешеходов на снижение скорости движения транспортных средств и его экономическую эффективность» беседа
9 «Тормозной путь транспортных средств. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущими транспортными средствами» беседа
10 «Автомобиль - друг, автомобиль - враг» ток-шоу
11 Соблюдение ПДД – залог твоей безопасности» профилактическая беседа.
























Самоуправление

Самоутверждение личности – процесс непрерывный и необходимый. Подростка надо обеспечить информацией, о том, как самостоятельно жить в современном обществе.
Личностно-ориентированные технологии воспитания делают акцент на предоставление учащемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, подросток наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Воспитателю достаточно вовлечь его в конкретную деятельность и поддержать его инициативу, помочь достичь поставленной цели.


Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
1. Познай себя – это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!

Принципы деятельности органов самоуправления:
-добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
классный ученический совет, его председателя и заместителя;
избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
решает вопросы жизни классного коллектива;
утверждает общественные поручения;
слушает отчеты об их исполнении;
решает вопросы поощрения учащихся класса;
вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников

Секторы самоуправления:
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:
1.Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
2.Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры, принимает участие в разработке, организации и проведении мероприятий на экологическую тему.
3. Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.),
4.Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы.
5.Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
6.Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
7.Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является классный руководитель и родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве пяти человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.























Работа с родителями учащихся

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.


Основные направления работы с родителями:

Аналитико-диагностическая деятельность семьи.
Интеллектуально-познавательная деятельность.
Ценностно-ориентированная деятельность.
Спортивно-оздоровительная работа
Мотивация нравственно-ценностных ориентиров в учебно-познавательной деятельности учеников.
Формы реализации:
Выбор родительского комитета
Проведение беседы о нормах санитарно-гигиенических требований.
Проведение родительских встреч с целью диагностики интересов и учебно-познавательной деятельности учеников.
Организация индивидуальных консультаций с учителями-предметниками для родителей.
Проведение педагогических занятий с родителями.
Организация встреч с родителями на тему «Взаимодействие родителей и школы».

Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.




















Индивидуальная работа с учащимися

В классе имеются одаренные дети, учащиеся, проявляющие лидерские качества, а также ребята способные нарушать дисциплину на уроках, оскорблять других ребят, баловаться.

Работа с одаренными детьми:
- собеседование с учителями, работающими в классе, построение индивидуальной образовательной траектории.
- организация участия детей в школьных олимпиадах
- мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог)

Работа с детьми, проявляющими лидерские качества:
- организация работы по системе чередующихся традиционных поручений.
- организация индивидуальной творческой деятельности
- включение в общешкольное воспитательное пространство.

Работа с детьми, требующими к себе повышенного внимания:
-не менее двух раз в месяц поддерживать контакт с их родителями, обмениваться информацией об успехах их детей;
- вовлечь этих учащихся в активную жизнь классного коллектива, школы, подключить к работе с ними органы самоуправления;
- контролировать их активность.






























Критерии и способы изучения эффективности
программы воспитания

Для исследования эффективности программы воспитания «Дружные ребята» целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Сформированность мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
различные методики диагностики;
беседы с учащимися;
наблюдения;
интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.









































Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

Модель выпускника нашего класса:

личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации;
личность, имеющая ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, обладающая основами экологических знаний;
личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
личность, способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;
личность, способная к самовоспитанию и саморазвитию;
личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами.








































VIII. Литература:

1.Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2004

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию: Учебно-метод. Пособие для учителей и классных руководителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2009.

3. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2008. – 240 с.


4. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.




























































































15