Урок по литературному чтению по теме Чему учат глупые истории. М.Зощенко(1 класс)


Гарипова Гузель Галимзяновна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 32»
г. Нижнекамск
Предмет: Литературное чтение (ОС «Школа 2100»).
Класс: 1 класс.
Тема урока: Чему учат глупые истории. М. Зощенко «Глупая история».
Технология продуктивного чтения (Е.В. Бунеева).
Цели урока:
Формировать умения:
Формировать навык выразительного чтения;
Развивать интерес к чтению; пополнять словарный запас учащихся;
Учить отвечать на вопросы учителя по содержанию; уметь выражать своё отношение к героям, событиям; аргументировать свою точку зрения.
Формировать познавательные УУД:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
- ориентироваться в учебном материале
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
- знакомиться с творчеством писателя
-прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
-задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
- оценивать поступки героев (Личностные УУД).
Планируемый результат:
Уметь формулировать свою позицию;
Уметь осознанно читать вслух и извлекать информацию из текста;
Стремиться к сотрудничеству;
Осуществлять итоговую самооценку
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование:
учебник «Литературное чтение. 1-й класс» . Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
презентация, подборка книг М.Зощенко, план для групповой работы, пословицы для парной работы, лист самооценки
Ход урока.
Самоопределение к деятельности
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ,
Вы учите их – они учат вас! (СЛАЙД №1)
- Чему учит вас урок литературного чтения?
- Выберите цели, которые вы поставите перед собой на этот урок? (СЛАЙД №2)
Цели:
Учиться лучше читать;
Учиться находить информацию в тексте;
Учиться рисовать схемы;
Учиться договариваться ;Учиться слушать других.
Актуализация знаний.
-Вспомним названия знакомых произведений, их авторов.
А)- На доске ключевые слова, прочитайте. (Антенны, корабль, качели, клумбы) - Из какого они произведения? («Что у нас во дворе» Г. Цыферов)
Б) Послушайте отрывок:
-Здравствуй мой мальчик. Как ты тут поживал без меня?
- Я скучал без тебя.
- А я тебе сюрприз привезла!
- Самолёт?
- Посмотри-ка!
- Что это, мама?
- Это твоя сестрёнка Ксения! ( В. Драгунский «Сестра моя Ксения»)
В) Я Мишу не обижу,
Толкнет меня – терплю.
Он маленький, он рыжий!
И я его люблю! (Я. Аким «Мой брат Миша»)
Г) Я приехала в гости, так что ухаживайте за мной - кормите простоквашей,
Вымажьте оранжевой краской, бросайте арбуз в колодец, что хотите, делайте!
(М. Коршунов «Дом в Черёмушках»)
- К какому разделу относятся эти произведения? ( «Мой дом») - О чём мы читаем в этом разделе?
(читаем произведения о доме, о детях, о родителях, о взаимоотношениях в семье)
-В любой семье происходят интересные, смешные, веселые истории, которые любят вспоминать и рассказывать друзьям. - Вот с одной такой историей мы с вами познакомимся.
3.Усвоение новых знаний и способов действий
Антиципация (работа с текстом до чтения)
-Прочитайте фамилию автора произведения.
-Мы встречались с произведениями М.Зощенко? (СЛАЙД №3)
(Михаил Михайлович Зощенко родился в Санкт-Петербурге в семье художника и актрисы. С 9 лет учился в гимназии. Первые рассказы и стихи появились в годы учебы. Но рукописи не сохранились. Зощенко зарабатывал на жизнь разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, он служил в милиции. Был участником первой Мировой войны, командовал батальоном. Из-за ранения после лечения в госпитале его отправили домой. Стал заниматься литературной деятельностью, писал для взрослых и детей. Сюжеты его рассказов взяты из жизни, написаны простым, понятным языком.)Выставка книг М.Зощенко
-Рассмотрите иллюстрацию. (СЛАЙД №4) - Что вы на ней видите?
- Что вы думаете по этому поводу?
- Какие вопросы у вас возникли?
4. Создание учебной ситуации.
- Откройте учебник с. 106
-Как называется произведение?
- Интересное название. На ваш взгляд, какую историю можно назвать глупой?
- Чему могут научить глупые истории?
- Как вы думаете, какое произведение по жанру будем читать? Докажите. - Сколько частей? Есть ли еще иллюстрации? Рассмотрите их. Дополните свои предположения.
Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста детьми (подчеркиваем слова, значение которых следует объяснить после чтения)
Чтение вслух учителем, учащимися 1, 2,3,4 частей
(объяснение лексического значения слова – профессор)
Нахождение ключевых слов в каждой части (подготовка к составлению плана)
Выявление первичного восприятия.
-Какое впечатление на вас произвел рассказ? - Подтвердились ли ваши предположения?
- Нашли вы ответы на свои вопросы? - Почему же этот рассказ так назван?
- Что произошло с Петей?
- Какова причина «болезни» мальчика?
- Кто помог разобраться в данной истории?
- Как вы думаете, почему молчал Петя? А почему с Колей таких историй не бывает?
-И чтобы с нами не происходило таких историй, поработаем над координацией движения.
ФизкульминуткаПеречитывание текста.
- Будем работать в группах, перечитаем текст и подберём более точный план.
(Каждой группе учитель предлагает план к рассказу в 3 вариантах)
-Читаем по «цепочке» в группе по часовой стрелке.
- Какая группа довольна своей работой?
Группы вывешивают свои планы. Проверка на слайде. (СЛАЙД №5)
Работа с текстом после чтения.
-Как вы думаете, почему смеялись все взрослые в рассказе? А вы, почему смеялись? Почему Петя решил одеваться самостоятельно? Рассказали бы вы эту историю своим младшим братишкам и сестренкам? Зачем? А как вы будете относиться к своим братьям и сестрам? А к себе? Кому бы вы еще посоветовали прочитать этот рассказ? (родителям) Почему? Чему вас учит эта история?
Работа в паре: - Составьте пословицы, прочитайте и объясните их. -- Можно ли их отнести к рассказу?
5.Домашнее задание.
Дома расскажите эту историю своим близким.
6. Итог.
-Чему могут научить глупые истории? Достигли ли вы целей урока?
7. Рефлексия.
-Возьмите листы самооценки и проанализируйте свой вклад в урок. (СЛАЙД№6)
-Встаньте те, кто доволен своей работой. Поднимите руки те, кому было трудно.