Конспект урока по русскому языку Обращение и знаки препинания при нём


Конспект урока по русскому языку в 8 классе
Автор: Сейтнебиева Э.Ш.
Тема: «Мой мирный Крым, живи и процветай!»
Обращение и знаки препинания при немЦели: систематизировать знания об обращении; совершенствовать речевые навыки учащихся в связи с использованием обращений в речи; прививать любовь к родному краю.Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Методические приёмы: урок построен по методике проблемного обучения.
Оборудование: мультимедийная презентация, дидактический материал, учебник.
Ход урока Эпиграф:
Сразу видно, что это весна.
Я люблю её яркий наряд.
Я от крымской весны – без ума!
1.Слово учителя. Мой мирный Крым, живи и процветай!
Ведь мы – крымчане, по факту и по духу,
А это значит: не разучились хлеб растить,
Детей учить, родителей ценить.
И вместе дружно жить!
- Все вы знаете, что в этом году 16 марта мы будем отмечать знаменательную дату:  воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации.
- Как вы думаете «имя» урока связано как-то с нашей темой?
(ответы учащихся)
- Конечно, мы будем говорить об обращении и знаках препинания при нём.2.Проверка домашнего задания. ( Подготовить связный рассказ об обращении). 3.Познавательно-орфографическая разминка. Крымский референдум, Ласточкино гнездо, морской пейзаж, бескрайняя степь, Ливадийский дворец, Севастополь, Ай-Петри, Учан-су,Симферополь, Российская Федерация.(Составьте с одним из слов или словосочетаний простое предложение с обращением)4. Игра «Передай мел» - Найдите обращения и выделите их.Широко ты, родное море, глубоки над тобой небеса. Как хороша ты, о моя Евпатория! Летом чист и свеж ты, родной лесок. Я крикнул им: «Если сможете, люди, приезжайте летом в Крым!» Про родимый край так, баян, сыграй, чтоб жилось и пелось от души.5. Тренировочные упражнения1)Объяснительный диктант.Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу. Выделить обращение.а) Я люблю тебя, край мой родимый.б) Наша родная земля, мы славим тебя!в) Люблю твои, Крым, пещеры !г) Крымская степь! Как ты красива в майский вечер!д) Слышишь: солнечные рощи гимн поют тебе, мой Крым!е) За Чёрным морем ты, Керчь, прогремел доброй славой.2) Цифровой диктант.Записать цифрами номера тех предложений, в которых есть обращения.1) Люблю тебя, мой Судак, за ясный свет твоих гор.2) В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.3) Крым хорошеет с каждым годом.4) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.5) Продлись, о век мой светлый.6) Много лет среди равнины мой Армянск стоит старинный.7) Прекрасны вы, поля земли родной.8) Я Феодосию с детства не могу забыть 9) О край родной, цвети и славься. Ключ: 1,4,5,7,93) Задание « Исправь ошибку» Правильно ли выделены грамматические основы в предложениях? Если есть ошибки, исправьте их. Поставьте, где нужно, запятые. Если сможешь приезжай в мой Крым! На дворе давно уже июль. Мы у моря тихо постоим. Друг мой приезжай в мой Крым. Обращения могут использоваться в письмах.- Для чего служат обращения в письмах? (для выражения того или иного отношения пишущего к адресату) 6.Творческое задание (работа в группах)
- Составьте небольшое письмо- обращение к Крыму, используя эпиграф. Прослушивание писем, обсуждение.
7.Тест по теме: «Обращение» (по вариантам)  / приложение 1/
8. Итог урока.Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Рефлексия
- Какой момент урока вам был интересен? Почему?

Выставление и комментарий оценок.
Домашнее задание: написать письмо другу, подруге, родственнику, который никогда не был в Крыму о нашей республике.
Приложение 1Тест по теме: «Обращение»(взаимопроверка)I) Определите, подлежащим или обращением являются выделенные слова (знаки препинания не расставлены):а) подлежащим; б) обращением.1. С чего начинается Родина!2. Я вернусь к тебе Россия!3. Пусть для вас сияет солнце.4. Жизнь моя ничуть не стала тише.5. Шумите сады нам на радость.6. Давай машинист потихонечку трогай.7. Поклон- привет тебе он шлет моя любимая.8. Мой друг гостей моих с любовью встречает.9. Что же вы ребята приуныли?10. Сладко спи моя красавица.