Конспект урока музыки в 1 классе по программе Критской Музыка осени: Сочини мелодию


МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Борееваг. Моршанск Тамбовской области
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 1-ОМ КЛАССЕ
Тема: МУЗЫКА ОСЕНИ: СОЧИНИ МЕЛОДИЮ
З а д а ч и: Продолжить знакомство с образом осени в музыке.
Развивать творческие качества личности.
Э л е м е н т с о д е р ж а н и я. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Работа с понятиями «мелодия» и «аккомпанемент». Развитие темы природы в музыке.
Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора».
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: Слушание народных песен. Сочинение песенок «Дождя не боимся», «Дождь идет», на стихи А. Барто «Золотая осень».
Х О Д У Р О К А
Организационная часть.
Вход под музыку.
Музыкальное приветствие.
Закрепление песен «Скворушка прощается», «Капельки»:
Доучиваем песни предыдущего урока, спрашиваем д/з. Сравнить характер и настроение, особенности главных интонаций, мелодии, ритмического рисунка, колорита, формы.
В песне «Скворушка прощается» необходимо стремиться к максимально напевному звучанию песни: округленному звучанию гласных, особенно в тех фразах, где часто встречается гласная «е». Приучать детей к распределению дыхания по фразам (по дирижерскому жесту учителя). Формировать навыки кантилены, унисонного пения, точного, одновременного вступления голосов и одновременного окончания (закрытые слоги в конце фраз трудно произносить «вместе», поэтому лучше помогать детям соответствующим дирижерским жестом); навыки естественного негромкого звучания голосов. Уметь находить выразительную фразировку, логику текстовых ударений и мягких окончаний.
Предложить школьникам выбрать музыкальные инструменты, которые смогли бы украсить звучание этой песни, подчеркнуть характер и настроение. Вероятно, из нескольких предложенных инструментов (ложки, барабан, бубен, треугольник, румба, металлофон) дети выберут звонкие, прозрачные голоса треугольника и металлофона. На них можно исполнять начало или окончание фраз. Игра на фортепиано в четыре руки, несомненно, подчеркнет лирический характер песни.
В песне «Капельки» интонации, изображающие капельки, исполнить на треугольнике - индивидуально. Исполнять эту песню в виде композиций, с заданиями: учитель поет запев, дети – припев; затем: запев – хор, припев – солисты).Работа по теме урока.
Введение в тему:
УЧИТЕЛЬ. О чём вы исполнили песни?
- О природе.
- На уроках мы слушаем и исполняем музыку разных композиторов. Кто такие композиторы? (дети узнают на портрете и называют композитора Чайковского).
Учитель предлагает детям самим превратиться в композиторов (ролевая игра «Играем в композитора»). Сначала предлагает посмотреть на Музу (с. 18).
УЧИТЕЛЬ. По легенде Музы черпали воду из ключа или источника вдохновений и одаривали ею избранных. Те, кто изведал этой живительной влаги, становились поэтами, художниками, композиторами. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку?
Ролевая игра «Играем в композитора»:
А) Мелодекламация
УЧИТЕЛЬ. Давайте попробуем сочинить небольшую песенку на стихи А. Барто «Золотая осень». Пусть нам в этом поможет Муза.
Учитель читает стихотворение А. Барто (с. 18). Затем предлагает детям прочитать его выразительно.
- Что значит «выразительно»?
- В каком темпе будем читать?
- Неторопливо, не спеша.
- Найдите слово, которое повторяется в стихотворении несколько раз. Как вы думаете, почему?
- Это слово – главное.
Дети выделяют главное, ключевое слово в тексте (несколько раз повторяется слово «золотая» — золотая стая, золотые листы, золотое письмецо).
- А что в этом стихотворении помогает услышать шорох листьев?
- Часто встречающиеся согласные звуки «з», «с» и сочетание «ст» (листья, стая, простые, листаю).- Какой характер должен получиться у стихотворения? Подберите соответствующие характеру и темпу слова из «Словаря эмоциональных настроений».
- Неторопливо, негромко, ласково, напевно, задумчиво.
Дети выразительно, нараспев читают стихотворение. Учитель может «дирижировать» декламацией. Учитель обращает внимание детей на понижения и повышения голоса, остановки (длинные звуки), характерные интонации, проявляющиеся уже при мелодекламации.
Б) Сочинение и разучивание песенки
Учитель предлагает каждому из учащихся спеть только одну строчку и по цепочке сочинить мелодию. Таким образом выстроится, сложится вся песенка. Этот прием - «складывание» песни по фразам, последовательно - используется обычно в фольклоре.
Затем учитель выделяет из общей коллективной импровизации наиболее удачные, выразительные в музыкальном отношении фразы, а также предлагает свой вариант песенки. Разучивание проводится без сопровождения.
В) Подбор сопровождения
Следующий этап сочинения песни - подбор сопровождения. Это делает сам учитель исходя из предложений детей.
УЧИТЕЛЬ. На какие средства музыкальной выразительности при подборе аккомпанемента (музыкального сопровождения) нам нужно обратить внимание?
- На характерные интонации, ритмы, темп, динамику, характер звука, фигурации аккомпанемента.
- Что же такое мелодия? А аккомпанемент?
В ходе работы закрепляем два понятия в сознании детей: мелодия, которая передает главную мысль песни, и сопровождение (аккомпанемент).
Г) Сочинение мелодии «Дождь идёт» (на ст. Н. Михайловой):
УЧИТЕЛЬ. А на следующей странице идет дождь (с.19) и стихи здесь – тоже о дожде. Какую речевую интонацию мы выберем? (Учитель читает слова песенки-диалога «Дождь идет» Н. Михайловой).
- Дождь может быть разным: теплым, радостным, долгожданным, холодным, унылым, непрекращающимся. Произнесите с разной интонацией повторяющиеся слова «дождь идет». Проводится разыгрывание диалога при чтении стихотворения.
- Мы выбрали нужную речевую интонацию. Но для сочинения песенки нужно выбрать еще соответствующие эмоциональные определения.
Дети выбирают слова из «Эмоционального словаря».
- Попробуйте теперь спеть с разным настроением слова «дождь идёт».
- В каком ритме распределяются (чередуются) короткие и длинные звуки?
(Чередование коротких и длинных звуков в словах «Дождь идет» приводит к осмыслению детьми ритмического рисунка — две восьмые и четверть. Он может послужить основой остинатного ритмического сопровождения, своеобразной ритмической партитуры.)Ритмический рисунок слов «дождь идет» (два коротких звука, один длинный) исполняется как ритмическое сопровождение кулачками, карандашами, на треугольнике и др. На начальном этапе при украшении вокальной детской импровизации ударными «инструментами» целесообразно делить класс на две группы: певцы и инструменталисты. Их функции во время исполнения могут чередоваться.
Итог.
УЧИТЕЛЬ. Сочинение музыки – нелегкое, но увлекательное занятие. Помогала в этом нам сегодня Муза. Муза всегда вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, усердием, кто хочет научиться новому, даже подчас нелегкому делу — сочинению музыки.
Домашнее задание: исполнение своего сочинения от лица разных персонажей любимых рассказов, сказок, мультфильмов.