Конспект по музыке на тему Вторая жизнь песни (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 9 г. Воронежа
Конспект урока музыки в 5 классе.
Тема: «Вторая жизнь песни»
Учитель: ПчелинцеваЛариса Петровна
Воронеж
2014
Урок № 8. 5 класс. (I четверть)
Тема урока: «Вторая жизнь песни».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: показать связь композиторской музыки с народной; роль композиторов прошлого и настоящего в популяризации народной музыки и музыки, написанной в отдаленное время.
Задачи:
углубление представления школьников о музыке, основанной на использовании народной песни; осмысление народных истоков профессиональной музыки; знакомство с современными интерпретациями классической музыки, формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства, анализ, классификация их жанровой принадлежности, умение строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей; узнают понятия интерпретация, обработка, трактовка; об истории изучения и записи народных песен композиторами; о связи между музыкой народной и композиторской; выстраивать сюжет по картине; сравнивать внешний облик действующих лиц музыки и картины; сравнивать различные интерпретации; слышать в сходном различное, а в различном общее; выразительно, эмоционально воспринимать и исполнять музыку;
Формирование УУД: личностные - понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры России, мира, участия в исследовательских проектах; познавательные - стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; усвоение терминов и понятий музыкального языка; регулятивные - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинения) в процессе восприятия и исполнения музыки; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства; саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, в самообразовании; приобретение навыков работы с сервисом Интернета; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной); коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки; совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий); самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки; информационные - владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача; применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий: аудиозапись, Интернет;
Методы и приемы: интонационно-стилевого постижения музыки; эмоциональной драматургии урока; концентричности организации музыкального материала; забегания вперед и возвращения к пройденному; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуаций.
Метапредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство.
Музыкальный материал:
«Камаринская» из «Детского альбома» П. Чайковского.
Хор из сцены «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
Финал Симфонии № 4 П. Чайковского.
Фрагмент «Песни Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига и ее джазовая интерпретация.
Дидактический материал: учебник «Музыка. 5 класс». (Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская); творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская). Музыкальные инструменты6 бубен, деревянные ложки, трещотки.
ИКТ: ПК, проектор, МД, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Вход в класс. Звучит песня «Добрый день». Проверка готовности школьников к уроку.
II. Проверка домашнего задания (слайд 1).
III. Введение в тему урока (слайд 2).Литературный эпиграф: «Живительный родник творчества».
Учитель: - Как вы понимаете смысл выражения «Живительный родник творчества»? (Ответы обучающихся.)
Учитель: - Предположите, пожалуйста, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Ответы обучающихся.)
1V. Сообщение темы урока. Запись ее школьниками в свои тетради.
Учитель: - Что, по-вашему, значит название темы урока? (Варианты ответов обучающихся.)
V. Работа по теме урока.1.Примеры использования композиторами подлинных народных мелодий.
Учитель: - Только в XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.
Учитель:- Вспомните знакомые вам произведения, в которых звучат народные или церковные мелодии. (Ответы обучающихся. В случае затруднения, учитель сам называет «Камаринскую» П. Чайковского из «Детского альбома» П. Чайковского.)Учитель: – Давайте исполним «Камаринскую» Чайковского, придавая ей еще более народный колорит, аккомпанируя на русских народных инструментах. (Учитель раздает деревянные ложки, бубен, трещотки, объясняя правила исполнения музыки.) (Слайд 3.)
Учитель:- Вспомните, как русский композитор Н. Римский-Корсаков использует мелодию народной Масленичной песни в опере-сказке «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы». (Звучит музыка.) (Слайд 4.)
Учитель: - Как вы думаете, почему композитор в этой сцене использовал подлинно народную песню? (Для создания реальной народной сцены; приблизить оперу к народной жизни…)
2. Осмысление понятий аранжировка, интерпретация, обработка, трактовка.
Учитель: - Русский композитор М. Глинка сказал: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Что значит аранжируем? (Ответы обучающихся.) (Слайд 5.)
Учитель: - Предлагаю вам послушать фрагмент финала Симфонии № 4 П. Чайковского, назвать песню, которой дала вторую жизнь эта симфония, назвать те изменения, которые произошли с мелодией этой песни. (Звучит музыка.) (Ответы обучающихся.)
Учитель: - Какие приемы музыкального развития использовал композитор: повтор, контраст, вариационность? (Контраст, вариационность.)
Разминка (интерпретация в танце).
3. «Песня Сольвейг» Э. Грига и ее джазовая трактовка (слайд 7).
Учитель: - Хочется сразу же обратить ваше внимание на слова, размещенные на с. 29 вашего учебника: интерпретация, обработка, трактовка. Это все слова синонимы, обозначающие изменение. Одно и то же произведение может быть исполнено различными исполнителями по разному (каждый вкладывает свое понимание, свои чувства в произведение; у кого-то возникает желание переложить вокальное произведение на инструментальную музыку).
Сегодня музыканты активно обращаются к популярным классическим произведениям и перекладывают их для самых различных составов инструментов. Давайте послушаем фрагмент «Песни Сольвейг» из сюиты норвежского композитора Э. Грига «Пер Гюнт» (Сольвейг многие годы ждет Пера Гюнта), а затем вы услышите ее джазовую интерпретацию. Сравните музыку. Изменится ли образ Сольвейг? (Звучат музыкальные фрагменты.)
Учитель: - Что меняется в «Песне Сольвейг» в джазовой интерпретации? (Стиль, манера исполнения, тембры инструментов, сам образ Сольвейг; усилилась интонация плача.)
4. Работа с учебником (с. 29). Восприятие картины «Ожидание» К. Васильева и фрагмента картины Б. Кустодиева «Морозный день» (слайд 8).
Учитель: - Посмотрите внимательно на репродукцию картины К. Васильева «Ожидание» и фрагмент картины Б. Кустодиева «Морозный день». Это тоже своеобразная интерпретация, на тему, о которой я прошу вас пофантазировать.
Учитель: - Какой момент изображен на картине «Ожидание»? Что могло быть до момента, который мы видим? Что может произойти после него? (Ответы обучающихся.)
Учитель: - Есть ли в картине контраст? (Да: свет-тьма, холод-тепло.)
Учитель: - С каким музыкальным произведением, звучавшим на уроке, созвучна эта картина? (С «Песней Сольвейг».)
Учитель: – В чем вы видите сходство? (Чувства, момент ожидания.)
Обобщение: тема красоты, ожидания, звучит и в живописи, и в музыке.
V. Обобщение темы урока (слайд 9).Учитель: - Какова роль композитора в музыкальном искусстве? (Создает произведения, использует в своем творчестве мелодии народных песен, делает аранжировки, переложения, интерпретации народной и композиторской музыки, давая им вторую жизнь.)
VI. Рефлексия.
Учитель: - Понравился ли урок? Какие чувства вы сегодня пережили вместе с произведениями искусства? (Ответы обучающихся.)
Учитель: - Оцените свою работу на уроке.
VII. Итог урока.
Домашнее задание: создать и оформить CD-ROM «Народная музыка в современной обработке» или «Классическая музыка в современной обработке» (слайд 10).
Объявление оценок.
Выход из класса.