Конспект по музыке на тему Вторая жизнь песни (5 класс)


Тема урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».
Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.
Задачи урока:
Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальный материал:
«Камаринская» рус.нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4»
П.И. Чайковский,«Концерт №1» П.И. Чайковский, «Проводы Масленицы» Римский – Корсаков.
Ход урока.
Организационная часть.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,
Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде.
Вступительная беседа.
Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.
2. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.
- Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни».
- Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.
Планирование деятельности.
- А теперь давайте составим план, работы на уроке.Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
Послушать произведения П. Чайковского;
Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях;
Послушать сцену из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова;
Анализировать музыку Римского-Корсакова.
III. Работа над новым материалом.
Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.
Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.
Слушание русской народной песни «Камаринская»
(ответы уч-ся)
Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.
Задание 1, 2.Послушать произведения П. Чайковского.
Слушание «Камаринская» П. Чайковский.
- Давайте послушаем произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?
Слушание «Концерт №1» П. Чайковский.
(ответы уч-ся)
Охарактеризуйте это произведение.
Скажите, в чем отличие этих произведений?
(ответы уч-ся)
Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?
Слушание «Симфонии №4. Финал» П. Чайковский.
(ответы уч-ся)
- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?
(ответы уч-ся)
- Какой вывод можно сделать?
- Песням композитор дал вторую жизнь.
М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем»Композитора Римского-Корсакова называли музыкантом – сказочником. В своем творчестве он использовал народныйфольклор.
Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
Слушание.
Беседа по характеру.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника.
IV. Подведение итогов.
-Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? -Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания?(самооценка, взаимооценка).