Консмект урока музыки в 5 классе Вторая жизнь песни

Разработка урока музыки для 5 класса
Тема: «Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества»
Цели урока:
Образовательная: создать условия для знакомства учащихся с музыкой, основанной на использовании народной песни; с народными истоками профессиональной музыки.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.
Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, эстетический вкус; потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой.
Тип урока: изучение нового материала.
Музыкальный материал:
«Светит месяц» – русская народная плясовая (слушание).
«Камаринская» – из «Детского альбома» П.И.Чайковского (слушание).
Фрагмент финала Симфонии № 4 П.И.Чайковского (слушание и исполнение).
«Песня Сольвейг» Э.Грига (слушание).
Песня «Раз, два, три...» музыка и слова А.Варламова (исполнение).
Оборудование: компьютер, CD-записи, репродукция картины К. Васильева «Ожидание», фрагмент картины Б. Кустодиева «Морозный день», портреты композиторов, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Вход учащихся в класс под музыку («Камаринская» – из «Детского альбома» П.И.Чайковского)
Музыкальное приветствие.
Учитель:. Здравствуйте, ребята!»
Ученики: «Здравствуйте, учитель!».
(слайд №1)
Учитель: Ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. А теперь представьте, что улыбка каждого из вас – это лучик солнца, а лучик солнца – это ваше настроение. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и открытиями.

Разминка.
(слайд №2)
Учитель: Я предлагаю вам творческое задание. Вам необходимо соотнести портрет композитора с его произведением.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Н.А.Римский-Корсаков



«Венецианская ночь»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
М.И.Глинка


«Кикимора»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ф.Шуберт


«Шехеразада»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А.К.Лядов


«Баркарола»


(слайд №3)
III. Этап подготовки к изучению нового материала.
Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Вы видите высказывание народной артистки СССР, легендарной певицы Людмилы Зыкиной.
«Песня, созданная народом, - это бесценное наше богатство. Она будит в нас чувства гордости, любви к Родине. В ней душа народа, жизнь народа во всём многообразии. Что может быть прекраснее раздольной русской мелодии, родившейся на великой русской земле, у великого народа!»
?Учитель: О чём говорится в этом высказывании? (о народной песне)
(слайд №4)
Тема нашего урока «Вторая жизнь песни. «Живительный родник творчества». Народные песни Вечно живые. Это чистые и светлые родники творчества. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о народной песне). Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой, основанной на использовании народной песни, с народными истоками профессиональной музыки. Поговорим о взаимосвязи русской композиторской музыки и народного музыкального искусства.
Этап изучения нового материала.
Формулируют проблемный вопрос «Кто дает «вторую жизнь» песням?», выдвигают предположения (гипотезу) об исполнителе и композиторе
Учитель: Вспомните, что такое песня? Кто сочиняет песни? А вы знаете, что в 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте.
(слайд №4)
Ребята, давайте обратимся к высказыванию С. Рахманинова о значении народного творчества: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных просторах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни... У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». Это высказывание ещё раз подчёркивает глубокие и многосторонние связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаяния.
(слайд №5)
В чём проявляются эти связи?
в «цитировании» композиторами отдельных народных мелодий;
в создании своих собственных мелодий, близких к народным.
? Учитель: Ребята, вспомните и назовите произведения, в которых звучат народные мелодии («Камаринская» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, «Проводы Масленицы» из оперы-сказки «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова и т.д.)
(слайд №6)
(слайд №7)
Учитель: Слушание. Ребята, я предлагаю прослушать в записи фрагмент финала Симфонии № 4 П. И. Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра.
?Какая по характеру эта музыка? Назовите песню, которой это сочинение дало вторую жизнь (Русская народная песня «Во поле берёза стояла»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] (Исполнение 1 куплета р.н.п. «Во поле берёза стояла»).

Русский композитор П.И.Чайковский в свое произведение включил мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла». Но мы слышим, что она звучит немного по-другому. Он сделал обработку, т.е. видоизменил ее.
- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?
Ответы уч-ся:Мелодия постоянно видоизменяется, варьируется.
- Какой вывод можно сделать?
Ответы уч-ся: Песням композитор дал вторую жизнь.

(Слайд 8)- Как вы думаете, что такое интерпретация?
(учащиеся высказывают свои мнения)
- Интерпретация - истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения. Этот термин используется в связи с искусством исполнения. Ноты музыкальных произведений одинаковы для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в нее свое понимание, свои чувства, в воплощении художественного замысла. Это и есть исполнительская интерпретация, или, как еще говорят, трактовка произведения. Аранжировка, написать аранжировку - значит определить стилистику музыкального произведения, подобрать инструменты, которые будут использоваться при его исполнении, и в итоге записать музыкальные партии этих инструментов. И записать эти партии нужно так, чтобы "голос" каждого инструмента был различим. А если делаешь аранжировку песни - увлекшись подбором инструментов, не забыть и о голосе самого исполнителя. Так что сделать аранжировщику музыкальную аранжировку - это почти так же важно, как и композитору написать музыкальное произведение.
Музыкальное произведение в том виде, в котором оно написано для определенного исполнительского состава, называется оригиналом. Но многие музыканты активно обращаются к классическим произведениям и перекладывают их для самых разных составов инструментов. Все эти изменения, приспособления произведения для других составов называются обработками.Одно и тоже произведение может подвергаться множеству музыкальных обработок.
Записывают определения (интерпретация и обработка) в тетрадь

(слайд №8)
Учитель: Зарубежные композиторы также часто обращались к фольклорным мелодиям. В сочинениях норвежского композитора Эдварда Грига слышны напевы норвежского и шведского музыкального фольклора.
Прослушайте «Песню Сольвейг» Э. Грига из драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».
?Ребята, какие чувства возникли у вас при прослушивании этой музыки? Опишите их.
(слайд №9)
V. Этап работы с картиной. Связь музыки и изобразительного искусства.
Учитель: Обратите внимание на репродукцию картины К. Васильева «Ожидание» и фрагмент картины Б. Кустодиева «Морозный день».
? - Что вы можете сказать о них? Есть ли контраст в картине Васильева? (Контраст обнаруживается между теплым колоритом выступающего из темноты и освещенного огнем свечи лица девушки и его обрамлением холодным цветом зимнего узора на окне.)
С какими музыкальными сочинениями, прозвучавшими на этом уроке, вы можете соотнести эти картины? (К. Васильева «Ожидание» - «Песня Сольвейг» Э. Грига, фрагмент картины Б. Кустодиева «Морозный день» - фрагмент финала Симфонии № 4 П. И. Чайковского.
VI Исполнение.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами разучили песню А.Варламова «Раз, два, три...».
Ребята, сейчас вы исполните песню. Какие чувства вы желаете вызвать своим исполнением?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Песня «Раз, два, три...» А.Варламова (в исполнение класса).
(Эту песню нужно исполнить легко, задорно. Дыхание следует брать равномерно перед каждой фразой).
VII Этап первичного закрепления изученного материала.
Учитель: Ребята, о чём мы говорили на уроке? Как вы понимаете значение фразы вторая жизнь песни? Что является «живительным родником» народного творчества?
(слайд №10)
Как вы понимаете смысл замечательного высказывания М. И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Что значит аранжируем?
(слайд №11)
VIII Рефлексия.
Учитель: Ребята, назовите ключевое слово нашего урока. (Песня).
(слайд №12)
Попробуем разгадать, что зашифровано в слове «Песня», опираясь на задаваемые вам вопросы, иными словами, расшифруйте ребус.
П – понравилось (Что понравилось вам сегодня на уроке?)
Е – единство (О единстве какой музыки шла речь сегодня на уроке?)
С – сложно (Какое задание, вопрос на уроке вызвал у вас затруднение?)
Н – новизна (Что нового вы узнали на уроке?)
Я – ярко (Какие произведения на уроке оставили яркий след?)

(слайд №13)
Учитель: Я всех вас благодарю за работу на уроке. До свидания!
Выход учащихся из класса под музыку («Светит месяц» – русская народная плясовая).







img6.gif (157 bytes)15